ПРОГРАММА XXXVI СОБИНОВСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ

К 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова

«СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ»

19 мая – 3 июня 2023 г.

 

 
19
мая
пятница

ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ

Сергей Рахманинов
Симфоническая поэма «УТЕС»
«КАПРИЧЧИО НА ЦЫГАНСКИЕ ТЕМЫ»
Кантата «ВЕСНА»
«ТРИ РУССКИЕ ПЕСНИ» для хора и оркестра

Участвуют:

Солист Саратовского театра оперы и балета
лауреат международных конкурсов
Александр Гонца

Лауреат международных конкурсов
Театр хоровой музыки
Художественный руководитель –
заслуженный деятель искусств России Людмила Лицова

Хор Саратовского театра оперы и балета
Хормейстер – Анна Вильперт

Симфонический оркестр театра

Дирижер –
лауреат Государственной премии РФ,
народный артист России
Юрий Кочнев

Оркестровая фантазия «Утес» (1893) и «Каприччио на цыганские темы» (1894) - ранние опусы композитора. Вдохновленный чеховским рассказом «На пути» и знаменитым лермонтовским стихотворением «Ночевала тучка золотая…», «Утес» Рахманинова стал его откликом на собственную любовную драму. Оба литературных источника явились для композитора поэтической метафорой, оттеняющей психологические состояния глубокой тоски и неудовлетворенности, радости и счастья, переданные в музыке.
Обращение к цыганскому фольклору не было случайным для Рахманинова. «Каприччио на цыганские темы» было задумано вскоре после окончания им «Алеко» и развивало сферу национально-жанровых образов. С цыганским пением композитор познакомился благодаря известной исполнительнице Надежде Александровой, с которой он встречался у своих друзей Ладыженских. Именно она исполняла народные мелодии, которые легли в основу Каприччио – трагическую пляску «Малярка» и плясовой напев «Цыганская венгерка».

Кантата «Весна» для баритона, хора и оркестра – одно из самых жизнеутверждающих сочинений Рахманинова. Она написана в 1902 году на стихотворение Н. Некрасова «Зеленый шум» после успешной премьеры Второго фортепианного концерта. Кантата славит возвращение весны и пробуждение природы. Первое исполнение «Весны» состоялось 11 марта 1902 года в концерте Московского филармонического общества. Петербургская премьера состоялась в 1905 году, вместе с хором Мариинского театра на сцену вышел Федор Шаляпин. За кантату «Весна» Рахманинов был удостоен Глинкинской премии, учрежденной меценатом М.П. Беляевым.

«Три русские песни» для хора и оркестра, вдохновленные знаменитой певицей Надеждой Плевицкой и ее искусством, были написаны Рахманиновым в Америке. Мировая премьера состоялась в 1927 году в Филадельфии под управлением Леопольда Стоковского. Основой композиции стали подлинные, но окрашенные авторским стилем транскрипции народных песен – «Через речку, через быстру», «Ах, ты, Ванька» из репертуара Ф. Шаляпина и «Белилицы, румяницы», исполняемой Н. Плевицкой.  Три русские песни – одно из шести сочинений, созданных за последние 25 лет жизни композитора. «У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остаётся желания творить, не остаётся иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний» (из интервью С. Рахманинова).
«Три русские песни» –это выраженная в звуках трагедия человека, у которого от всего, что он любил, осталось только «нерушимое безмолвие нетревожимых воспоминаний».

12+

Начало в 18.30

 
20
мая
суббота

П. Чайковский

ИОЛАНТА

Опера в двух действиях

В главных партиях:

солистка Московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова
и Государственного академического Большого театра России лауреат международных конкурсов Ирина Костина (Иоланта)
солист Государственного академического Большого театра России и
Московского музыкального театра «Геликон-опера»
заслуженный артист России Михаил Гужов (Рене)

ИРИНА КОСТИНА

солистка Московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова и Государственного академического Большого театра России
лауреат международных конкурсов
в партии Иоланты

Окончила Российскую академию театрального искусства (класс профессора Н.В. Пустовой, мастерская А.Б. Тителя и И.Н. Ясуловича).

С 2011 года является солисткой театра «Новая Опера им.Е.В.Колобова». С 2015 года — приглашенная солистка Большого театра России.

И. Костина - лауреат многочисленных российских и международных вокальных конкурсов.

Принимала участие в Фестивале памяти Ирины Архиповой, Международном музыкальном фестивале имени С.В. Рахманинова в Тамбове, Всероссийском музыкальном фестивале имени М.И. Глинки,  Международном фестивале «Парад звёзд в Оперном» (Красноярск), Фестивале Василия Ладюка «Opera Life»,  оперном фестивале «Монтекатини Терме - Санкт-Петербург» (Италия),  Международном фестивале Пуччини в Торре-дель-Лаго (Италия). Активно сотрудничает с Государственной академической хоровой капеллой России им. А. Юрлова. (художественный руководитель и главный дирижер Г. Дмитряк). Выступает в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П.И. Чайковского, в Московском Международном доме музыки и на других концертных России.


МИХАИЛ ГУЖОВ

солист Государственного академического Большого театра России и
Московского музыкального театра «Геликон-опера»
заслуженный артист России
в партии Короля Рене

Окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (класс А. Лошака).

В 1992–98 — солист Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. С 1998 г.— солист оперной труппы Большого театра России.

С 2005 г. — солист Московского музыкального театра «Геликон-опера».

В репертуаре М. Гужова около 60 басовых партий в операх русских и зарубежных композиторов.
По приглашению солист выступает на сценах ведущих театров России: Михайловского театра, театров Екатеринбурга, Самары, Казани, Омска, Астрахани. Сотрудничал с выдающимися дирижерами Е. Светлановым, В. Федосеевым, Д. Китаенко, Г. Рождественским, Т. Курентзисом, К. Тихоновым, В. Понькиным, Ю. Симоновым, А. Анисимовым, М. Эрмлером, Н. Некрасовым, а также с Государственной симфонической капеллой под управлением В. Полянского.

Неизменной популярностью пользуются аудио и видеозаписи спектаклей с участием М. Гужова: оперетта Д. Шостаковича «Москва – Черёмушки», оперы «Милосердие Тита» В. Моцарта, «Набукко» Дж. Верди, «Война и мир» С. Прокофьева. В 2014 году за весомый личный вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства удостоен почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации».

12+

Начало в 17.00

 
21
мая
воскресенье

 

Гостиная театра

«С.В. РАХМАНИНОВ В ИСТОРИИ РУССКОГО РОМАНСА»

Концерт

Участвуют:

народный артист СССР Леонид Сметанников
заслуженная артистка России Ольга Кочнева
Струнный квартет театра
Концертмейстер — дипломант Международных конкурсов Ольга Султанова

Камерная вокальная музыка всегда оставалась одним из любимых жанров Сергея Рахманинова.  Первые романсы были им написаны еще в юношеском возрасте, но не приняв всерьез эти опусы, композитор не сохранил их. Начало отсчета своим вокальным произведениям Рахманинов ведет с 1890 года. Романсы Рахманинова — это целая энциклопедия. Они удивительным образом вобрали в себя традиции русской музыки. Чайковский, Бородин, Мусоргский, Балакирев — все, что звучало вокруг Рахманинова, питало его творчество.

Сергей Васильевич написал около 80 романсов, сочиняя их и на стихи великих поэтов А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Фета, Ф.Тютчева, А.Плещеева, и на тексты своих современников А.Блока, И. Северянина, В. Брюсова, К. Бальмонта. Вокальную лирику композитора называют его душевной исповедью, она наполнена сокровенными мыслями и чувствами, словно страницы личного дневника. А блестящее пианистическое искусство Рахманинова сделало фортепианное сопровождение в романсах настоящим шедевром.

Произведения Рахманинова в обширном репертуаре солистов Саратовского академического театра оперы и балета народного артиста СССР Леонида Сметанникова и заслуженной артистки России Ольги Кочневой занимают особое место. На XXXVI Собиновском фестивале в рамках концерта «С. Рахманинов в истории русского романса» ведущие мастера саратовской оперной сцены исполнят жемчужины вокальной лирики Рахманинова и других русских композиторов, покоряющие глубокой поэтичностью музыки и лирической экспрессией.

 

12+

Начало в 12.00

 

 

 

П. Чайковский

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Балет в трех действиях

В главных партиях:

Прима-балерина и премьер Московского академического Музыкального театра
им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
заслуженная артистка России
Оксана Кардаш (Одетта-Одиллия) и
лауреат Международных конкурсов
Иван Михалев (Принц Зигфрид)

ОКСАНА КАРДАШ

Прима-балерина и премьер Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
заслуженная артистка России
в партии Одетты-Одиллии

Окончила Хореографическое училище Натальи Нестеровой. В 2005 г. году стала солисткой балетной труппы Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

В репертуаре ведущие партии классической и современной хореографии. Дважды номинировалась на Национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «Балет / Лучшая женская роль» (2015, 2017). За партию Китри в балете «Дон Кихот» стала лауреатом премии в 2021 году, а в 2022-м – за роль в балете Autodance израильского хореографа Шарон Эяль.

В 2021 году стала лауреатом премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры за выдающееся исполнительское мастерство и вклад в развитие отечественного хореографического искусства.

ИВАН МИХАЛЕВ

Премьер Московского академического Музыкального театра
им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
лауреат международного конкурса
в партии Принца Зигфрида

Окончил Пермский государственный хореографический колледж, Танцевал в Пермском театре оперы и балета и Большом театре России. С 2012 – солист балетной труппы Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Имеет обширный репертуар:  Принц («Золушка» Прокофьева, хореография О.Виноградова), Щелкунчик-принц («Щелкунчик» Чайковского, хореография В. Вайнонена), Зигфрид («Лебединое озеро» Чайковского, хореография В. Бурмейстера), Базиль («Дон Кихот» Минкуса, хореография Р. Нуреева), де Грие («Манон» К. Макмиллана на музыку Массне), Каренин («Анна Каренина», хореография К. Шпука), Альберт («Жизель» Адана, хореография Л. Илера), Солор («Баядерка» Минкуса, хореография Н. Макаровой), Данила («Каменный цветок» Прокофьева, хореография Ю.Григоровича), а также сольные партии в балетах Дж. Роббинса («В ночи»), Ф.а Аштона («Маргарита и Арман»), Дж.Баланчина («Серенада»), А. Экмана («Тюль»), Д. Брянцева («Призрачный бал»), О. Нахарина («Минус 16»), Й. Ингера («Прогулка сумасшедшего»).

Является Почетным деятелем искусств города Москвы (2019) и обладателем Премии «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Звезда балета» (2021).

6+

Начало в 17.00

 
23
мая
вторник

П. Чайковский

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Лирические сцены в трех действиях

В главных партиях:

солисты Московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова
лауреат всероссийского конкурса
Елизавета Соина (Татьяна) и Александр Попов (Онегин)

ЕЛИЗАВЕТА СОИНА

солистка Московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова
лауреат Всероссийского конкурса
в партии Татьяны

Окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс проф. Г. Писаренко).

Выступала на фестивале искусств Ирины Архиповой «Музыкальные вечера на Селигере» и на Музыкально-художественном фестивале Фонда Святослава Рихтера в Тарусе. Принимала участие в Международной Школе Вокального Мастерства в Москве, где занималась у ведущих американских специалистов хьюстонского театра Гранд-опера; также участвовала в мастер-классе Миреллы Френи в Центре оперного пения Галины Вишневской.

В 2011 году прошла конкурс в молодежную программу певцов Национальной оперы Лиона (Франция). С 2011 года — солистка театра Новая Опера.

Принимала участие в гастролях театра в Австралии (2013 г), Германии (Международный майский фестиваль в Висбадене, 2015 г.), Австрии (Международный Брукнеровский фестиваль, 2016 г.), Ирландии (Дублин, 2016 г.), Эстонии (фестиваль им. П.И. Чайковского в Хаапсалу, 2017 г. и  2018 г.), Италии (63-й  Международный фестиваль Пуччини в Торре-дель-Лаго, 2017 г.),  Великобритании (международный фестиваль в Челтенхэме, 2018 г.). Участвовала в концерте-приношении выдающемуся дирижеру Неэми Ярви в Эстонии (Кейла-Йоа, 2019 г.)

В 2016 году номинирована на Национальную оперную премию «Онегин» за исполнение партии Мими в опере «Богема» Дж. Пуччини; в 2017 — на Национальную театральную премию «Золотая Маска» за исполнение партии Маргариты в опере «Фауст» Ш. Гуно.

АЛЕКСАНДР ПОПОВ

солист Московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова
в партии Евгения Онегина

Окончил Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского (класс проф. В.С. Давыдовой, 2007) и Академию хорового искусства имени В.С. Попова (класс проф. Д.Ю. Вдовина, 2013).

Работал в Челябинском театре оперы и балета имени М. Глинки (2000–2002), Свердловском театре музыкальной комедии (2002) и Екатеринбургском театре оперы и балета (2002–2007).
С 2013 г. — солист театра «Новая опера».

Исполняет партии Мизгиря («Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова), Альмавивы («Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта), Моралеса, Данкайро («Кармен» Ж. Бизе), Папагено («Волшебная флейта» В.А. Моцарта), Онегин («Евгений Онегин» П.И. Чайковского) и другие.

12+

Начало в 18.30

 
24
мая
среда

С. Прокофьев

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Балет в двух действиях

В главных партиях:

Прима-балерина и премьер театра «Кремлевский балет»
заслуженная артистка России
Ирина Аблицова (Джульетта) и
Михаил Евгенов (Ромео)

ИРИНА АБЛИЦОВА

Прима-балерина театра «Кремлевский балет»
заслуженная артистка России
в партии Джульетты

В 2001 году окончила Красноярское государственное хореографическое училище, отделение классического танца. Педагог – народная артистка РСФСР, профессор Л.Б. Сычёва. Во время учёбы была удостоена звания лауреата Международного конкурса (Новосибирск). 

По окончании училища и до 2012 года работала в театре «Русский балет».

В 2011 году окончила Московскую государственную академию хореографии по специальности педагог-балетмейстер.

С 2013 года – прима-балерина театра «Кремлёвский балет». Педагог-репетитор – народная артистка Российской Федерации Галина Шляпина.

За время работы в «Кремлёвском балете» с большим успехом исполнила такие разноплановые партии, как Одетта – Одиллия («Лебединое озеро»), Китри «(Дон Кихот»), Эсмеральда / Флер де Лис («Эсмеральда»),  Аврора, фея Кандид – Нежности / Фея Бриллиантов («Спящая красавица»), Жизель / Мирта («Жизель»), Шехерезада / Нурида («Тысяча и одна ночь»), Cюзанна («Фигаро»), Памина / Папагена («Волшебная флейта»), Никия / Гамзати («Баядерка»),  Мазурка / 11-й Вальс («Шопениана»);, Снегурочка / Купава («Снегурочка»), Джульетта («Ромео и Джульетта») и другие.

Артистка принимает участие в гастролях «Кремлёвского балета» по России и за рубежом.

МИХАИЛ ЕВГЕНОВ

Премьер театра «Кремлевский балет»
в партии Ромео

В 2002 году окончил Башкирское хореографическое училище им. Р. Нуреева.

С 2001 по 2006 работал в Башкирском театре оперы и балета, с 2006 по 2009 – в Екатеринбургском театре оперы и балета.

В 2009 году приглашен в труппу театра «Кремлевский балет». Готовит свои партии под руководством педагога-репетитора – заслуженного артиста России Валерия Рыжова.

В репертуаре Михаила Евгенова сегодня: Альберт («Жизель»), Принц Зигфрид / Злой гений Ротбарт («Лебединое озеро»), Ромео («Ромео и Джульетта»), Руслан («Руслан и Людмила»), Конрад / Бирбанто («Корсар»), Квазимодо / Феб до Шатопер («Эсмеральда»), Русская кукла («Щелкунчик»), Мизгирь («Снегурочка»), Персидский царь Шахрияр («Тысяча и одна ночь»), Принц – Чудовище («Красавица и Чудовище»), Эспада («Дон Кихот»), Граф Альмавива («Фигаро»), Зарастро («Волшебная флейта»), Солор («Баядерка») и другие.

В составе труппы театра артист много гастролирует по России и за рубежом.

12+

Начало в 18.30

 
 
25
мая
четверг

Дж. Пуччини

ТОСКА

Опера в трех действиях

В главных партиях:

солистка Московского академического Музыкального театра
им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко,
приглашенная солистка Государственного академического Мариинского театра
лауреат международных конкурсов Наталья Мурадымова (Флория Тоска)
и солист Московского академического Музыкального театра
им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
лауреат международных конкурсов Алексей Шишляев (Скарпиа)

НАТАЛЬЯ МУРАДЫМОВА

солистка Московского академического Музыкального театра
им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко,
приглашенная солистка Государственного академического Мариинского театра
лауреат международных конкурсов
в партии Флории Тоски

Окончила Уральскую государственную консерваторию. С 2003 года – является солисткой Московского Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. На сцене театра исполняет ведущие партии мирового оперного репертуара: Елизаветы («Тангейзер» Р. Вагнера), Мими («Богема» Дж. Пуччини), Чио-Чио-сан («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини), Микаэлы («Кармен» Ж. Бизе), Лизы («Пиковая дама» П. Чайковского), Татьяны («Евгений Онегин» П. Чайковского), Фаты Морганы («Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева). Участница мировой премьеры оперы М. Вайнберга «Пассажирка» на сцене Московского международного дома музыки в декабре 2003 года (партия Марты).

В 2019 году дебютировала на сцене Мариинского театра. Гастролировала в Италии, Нидерландах, Германии, Эстонии, Южной Корее, на Кипре. 

Певица является лауреатом Международного конкурса вокалистов М. И. Глинки, Конкурса вокалистов им. А. Дворжака (Карловы Вары) и Международного конкурса оперных певцов "Санкт-Петербург". В 2005 году Наталья получила 1 премию в Конкурсе конкурсов вокалистов Собиновского музыкального фестиваля в Саратове. Удостоена Национальной театральной премии «Золотая маска» за роль Костельнички Бурыйи в «Енуфе» (2019). Лауреат российских оперных премий: Casta Diva – за исполнение партии Медеи в одноименной опере Керубини (2015), «Онегин» – за роль Костельнички (2018).

АЛЕКСЕЙ ШИШЛЯЕВ

солист Московского академического Музыкального театра
им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
лауреат международных конкурсов
в партии Скарпиа

Выпускник Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Солист Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко с 2000 года. В обширном репертуаре певца партии из русских и зарубежных опер : Вольфрам фон Эшенбах («Тангейзер» Р. Вагнера), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Валентин («Фауст» Ш. Гуно), Альберт («Вертер» Ж. Массне), Марсель («Богема» Дж. Пуччини), Шарплес («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини), Скарпиа («Тоска» Дж. Пуччини), Жорж Жермон («Травиата» Дж. Верди), Карлос («Сила судьбы» Дж. Верди), Белькоре («Любовный напиток» Г. Доницетти), Томский («Пиковая дама» П.И. Чайковского), Демон («Демон» А.Г. Рубинштейна), Лютер, Шлемиль («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха) и другие.

Участвовал в международных гастролях театра в США, Южной Корее, Нидерландах, выступал в Италии, Германии. В 2017 году дебютировал на Зальцбургском фестивале в опере Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

Алексей Шишляев - приглашенный солист Михайловского театра (Санкт-Петербург). Является лауреатом престижных Международных вокальных конкурсов.

16+

Начало в 18.30

 
 
 
26
мая
пятница

С. Прокофьев

СУПЕР «ЗОЛУШКА»

Балет в трех действиях

В главных партиях:

Ведущие солисты Саратовского академического театра оперы и балета
Кристина Кочетова (Золушка) и
заслуженный артист России  Алексей Михеев (Принц)

КРИСТИНА КОЧЕТОВА

Ведущая солистка
Саратовского академического театра оперы и балета
в партии Золушки

По окончании Пермского государственного хореографического колледжа в 2008 году была принята артисткой балета в Нижегородский академический театр оперы и балета им. А. С. Пушкина. В Саратовском академическом театре оперы и балета работает с 2013 года.

В репертуаре К. Кочетовой главные партии в спектаклях как классического, так и современного балетного репертуара.

В 2016 году постановка балета «Стальной скок» С.Прокофьева с участием артистки впервые в истории саратовского балета была выдвинута для участия в Национальной театральной премии и фестивале «Золотая Маска». В 2018 году К. Кочетова исполнила главную партию в мировой премьере балета В.Кобекина «Вешние воды», которая была представлена на Новой сцене Большого театра в рамках IV фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку в Москве. Постановка получила восторженный отклик публики и высокую оценку приглашенных балетных критиков.

В 2020 году в паре с Алексеем Михеевым приняла участие в телепроекте «Большой Балет» канала «Россия. Культура».

Гастролирует по городам России и за рубежом – в Италии, Испании, Китае.

АЛЕКСЕЙ МИХЕЕВ

Ведущий солист
Саратовского академического театра оперы и балета
заслуженный артист России
в партии Принца

В Саратовском академическом театре оперы и балета работает с 2004 года. В творческом багаже А. Михеева ведущие партии в классических балетах и в спектаклях современной хореографии. В 2016 г. исполнил главную партию в первой постановке в России балета С. Прокофьева «Стальной скок» (хореография К. Симонова) и выступил на конкурсном показе спектакля в рамках фестиваля «Золотая Маска» в Москве. В 2018 г. в заглавной партии участвовал в мировой премьере балета В. Кобекина «Вешние воды» (хореография К. Симонова) и его показе на IV фестивале музыкальных театров России «Видеть музыку» (2019 г., Новая сцена Большого театра России).

В 2020 году в паре с Кристиной Кочетовой принял участие в телепроекте «Большой Балет» канала «Россия. Культура».

Удостоен Молодежной премией им. П.А.Столыпина (2009 г.). Награжден благодарностями Министерства культуры Саратовской области (2006 г.), Губернатора Саратовской области (2009 г.), Министра культуры Российской Федерации (2016 г.).

Сотрудничает с балетными труппами Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Петрозаводска, Астрахани. Гастролировал в Румынии, Германии, Австрии, Испании, Греции, Японии.

12+

Начало в 18.30

 
 
 
27
мая
суббота

«СОВРЕМЕННИКИ РАХМАНИНОВА»

/Зарубежная панорама/

А. Веберн. «ПАССАКАЛИЯ»
А. Онеггер. «ПАСИФИК 231»
Дж. Гершвин. «АМЕРИКАНЕЦ В ПАРИЖЕ»
Я. Сибелиус. «ФИНЛЯНДИЯ»
Э. Вилла-Лобос. Ария из «БРАЗИЛЬСКОЙ БАХИАНЫ» №5
Дж. Энеску. РУМЫНСКАЯ РАПСОДИЯ №1

Участвуют:

Солистка Саратовского театра оперы и балета
Иране Ибрагимли

Симфонический оркестр театра

Дирижер –
лауреат Государственной премии РФ,
народный артист России
Юрий Кочнев

Антон Веберн (1883 – 1945.) – австрийский композитор и дирижер, ученик и последователь создателя, так называемой, «атональной» школы Арнольда Шенберга. Для музыки Веберна характерны предельная афористичность, лаконизм выразительных средств, а также строгость и возвышенность музыкальных образов. Веберн – автор симфонических, камерно-инструментальных, вокальных и хоровых произведений. Его творчество во многом определило развитие послевоенного музыкального авангардизма (Стравинский, Булез, Штокхаузен, Лигети, Денисов, Шнитке). Пассакалья (ор. 1) резко отличается по своему стилю и по тональной манере письма от остальных произведений Веберна, сочинение отмечено большой яркостью образных контрастов, влиянием эстетики музыкального экспрессионизма.

Выдающийся французский композитор Артюр Онеггер (1892-1955) — один из наиболее прогрессивных музыкантов и мыслителей 20 века. Его художественные вкусы сформировались под влиянием музыки И. Стравинского, А.Шенберга, поэзии Ж.Кокто, П.Валери, живописи П.Пикассо. 

В начале 20-х гг. входил в группу французских композиторов-новаторов, получившую название «Шестерка». Этих композиторов объединяли стремление к «новой простоте», конструктивной ясности музыкального языка и отказ от эстетики импрессионизма. Ведущими жанрами в творчестве А. Онеггера стали оперы-оратории («Царь Давид», «Крик мира», «Жанна д'Арк на костре») и инструментальная музыка (5 симфоний, ряд программных произведений для симфонического оркестра). Симфоническая пьеса «Пасифик 231» (1923) является одним из самых ярких проявлений урбанистической музыки (урбанизм - направление в искусстве, изображающее жизнь больших современных городов). Оркестр воспроизводит звучание вырывающегося пара, гудки, стук колес, работу поршней и шатунов, ведь герой произведения «Пасифик 231» – паровоз.

Интереснейшая глава в истории музыкальной культуры, которую принято называть «эпохой джаза» связана с именем выдающегося американского композитора Джорджа Гершвина (1898 —1937). Оставивший потомкам богатое творческое наследие, он стремился передать в своих творениях дух и стиль американской жизни того времени. Одним из таких произведений является симфоническая поэма «Американец в Париже». (1928 г.).  В этом сочинении композитор, не касаясь социальных проблем, музыкальным языком рассказал о восторженных впечатлениях американца, путешествующего по Парижу. Гуляя по весеннему городу, на каждом шагу он находит повод для восхищения. Простые парижские улицы с их сутолокой, гудками таксомоторов, нарядной толпой, увлекают героя.  Произведение представляет собой фантазию, объединившую черты сюиты и симфонической поэмы. 
 

Ян Сибелиус (1865-1957) - финский композитор, крупнейший симфонист, представитель позднего романтизма. В Финляндии он признан великим национальным композитором, символом страны. Его именем названы улицы, парки, музыкальная Академия, проводится ежегодный музыкальный фестиваль Многие произведения композитора проникнуты идеями патриотизма - героическая кантата «Край родной», симфоническая поэма «Финляндия». Это произведение оставляет впечатление величавой эпической фрески. Музыкальная ткань произведения вбирает в себя и своеобразный северный колорит финской народной музыки, и упоительные романтические интонации, и, свойственные XX веку, ритмические эксперименты.

Эйтор Вилла-Лобос (1887 – 1959) – бразильский композитор, дирижер, фольклорист, принадлежит к числу ярких и самобытных композиторов XX в. Работал почти во всех музыкальных жанрах — от оперы до музыки для детей. Цикл «Бразильские бахианы» принадлежит к числу наиболее популярных произведений Вила-Лобоса. Оригинальность замысла цикла, вдохновленного чувством преклонения перед гением И. С. Баха, заключается в умелом переплетении приемов баховской полифонии и бразильского фольклора. Образцом для знаменитой Арии из Бразильской бахианы № 5 , по признанию композитора, стала ария из Оркестровой сюиты №3 И. Баха и «Вокализ» С. Рахманинова. Автором текста арии стала первая исполнительница Бахианы, певица Рут Валадарес Корреа. В нем рассказывается про любующуюся своим отражением в морских водах луну, и медленно плывущее по ночному небу облако.

Джордже Энеску (1881-1955) — национальный классик румынской музыки, выдающийся скрипач, крупнейший музыкант первой половины XX века.  Наряду с С. Рахманиновым, Ф. Шаляпиным, Б. Бартоком И. Стравинским и С. Прокофьевым, Энеску принадлежал к созвездию мастеров, чье дарование на заре XX века определило новые пути развития музыкального искусства. Румынская рапсодия № 1 (1901) относится к самым популярным произведениям Энеску. Она проникнута искренней любовью к народной песенности.  Энеску мастерски передает природную свежесть и блеск песенно-танцевальных мелодий, с неподдельным темпераментом воссоздавая картину праздничного веселья. Покоряет сочная выразительность красок, органичность оркестрового мышления, тонкая и очаровательная игра самобытных румынских ритмов, колоритных образов и характеров.

12+

Начало в 17.00

 
28
мая
воскресенье

Одноактные балеты на музыку С. Рахманинова
Саратовский академический театр оперы и балета

«ПАГАНИНИ»

Хореография Дианы Вайловой

Балет «Паганини» - современное высказывание, основанное на легендах о таинственном и мрачном гении, скрипаче-виртуозе, чей музыкальный дар до сих пор остается загадкой. «С другими скрипачами у него общее только скрипка и смычок», - так говорили о Паганини его современники.

С открытия занавеса, со взмаха рук, подобного жесту дирижера, начнется история о неизбежном выборе каждого, обреченного на славу - заключить внутренний договор с собой, определяющий дьявольское вдохновение или божественное озарение.

24 вариации «Рапсодии на тему Паганини» - это 24 эпизода из разных музыкальных миров: классика, аллюзии средневековых песнопений и джаза. Именно эта стилевая уникальность и художественная выразительность музыки Сергея Рахманинова явилась источником вдохновения для балета.

____________________________________

Чувашский государственный театр оперы и балета

«СИМФОНИЧЕСКИЕ ТАНЦЫ»

Хореография Данилы Салимбаева

Танец как симфония. Симфония как танец. Хореография и музыка как две стихии одной души. Партитура «Симфонических танцев» создавалась Сергеем Рахманиновым на чужбине, в переломный момент в жизни и творчестве композитора – уже несколько лет он провел в эмиграции, терзаемый одиночеством, горьким ощущением предрешенности своей судьбы и неизбывной тоской по родной земле. Однако, несмотря на некую автобиографичность внутреннего содержания, автор постарался избежать программного толкования произведения. Возможно, он хотел, чтобы каждый слушатель нашел в этих звуках свой потаенный смысл, ведь нет более щедрого и глубокого источника для поиска, чем сама музыка.

В балете прослеживаются вечные для человечества темы духовного искания, предопределения и бренности бытия. Будто все вопросы, с неизменным постоянством волновавшие художников различных эпох, стилей и направлений, смогли сформироваться в отчетливую музыкальную картину мира. Особой оригинальностью и свежестью визуальной подачи отличается сценография балета (художник-постановщик Александр Горенштейн (Москва). В спектакли заняты ведущие солисты балетной труппы чувашского театра.


 

12+

Начало в 17.00

 
 
30
мая
вторник

КОНКУРС КОНКУРСОВ ВОКАЛИСТОВ (I тур)

Гала-концерт «Народные песни и романсы»


 

12+

Начало в 18.30

 
01
июня
четверг

КОНКУРС КОНКУРСОВ ВОКАЛИСТОВ (II тур)

Гала-концерт «Шедевры оперной классики»

Дирижер – Михаил Грановский


МИХАИЛ ГРАНОВСКИЙ

дирижер

Окончил Московское хоровое училище и Московскую консерваторию по классу хорового дирижирования у Б. Тевлина и оперно-симфонического дирижирования у Г. Рождественского (1998).

Неоднократно участвовал в дирижерских мастер-классах Г. Риллинга в Московской консерватории и Баховской академии в Штутгарте.

В 2001–2013 годах был дирижёром-стажером, а затем дирижером Большого театра, где вел около десятка опер и несколько балетов текущего репертуара, а также дирижировал спектаклями Московской академии хореографии. Сотрудничал с Российским национальным оркестром, участвовал в ІІІ Большом фестивале РНО (2009-2011). В 2008–2018 годах был главным приглашенным дирижером Екатеринбургского театра оперы и балета, в котором представил как дирижер-постановщи) ряд оперных и балетных спектаклей и концертных программ, гастролировал с труппой театра в Португалии и Таиланде.

Сотрудничал с Российским национальным оркестром, Большим симфоническим оркестром имени Чайковского, Госоркестром России имени Светланова, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», академическими симфоническими оркестрами Санкт-Петербургской, Новосибирской, Саратовской и Ульяновской филармоний; камерными оркестрами — Государственного Эрмитажа («Санкт-Петербург Камерата») и Большого театра, «Времена года», «Амадеус», греческим HellasOrchestra; с ансамблем «Студия новой музыки». Выступал с М. Плетнёвым, О. Бородиной, А. Рудиным, Д. Мацуевым, А. Притчиным, А. Баевой, Д. Шаповаловым и другими известными солистами.

Дирижировал в петербургском Михайловском театре, осуществлял постановки в Башкирском государственном театре оперы и балета, Национальном театре Сараево, Национальном оперном театре Мехико. Выступал на заключительных гала-концертах Шаляпинского оперного фестиваля (Казань, 2017). Принимал участие в работе жюри композиторского конкурса в рамках фестиваля Московской филармонии «Другое пространство» (2018).

С 2018 по 2022 гг. возглавлял Томский академический симфонический оркестр. В 2019 г. на фестивале «Классическое лето» имени Э. Денисова представил с оркестром несколько мировых премьер: «Три портрета» Дмитрия Смирнова, «Сибирскую поэму» Алексея Чернакова и Симфонию № 3  («3еркало») Андрея Тихомирова.

Сотрудничает с труппой UniversalBallet (Сеул) в качестве постоянного приглашенного дирижера. С этим коллективом гастролировал в Колумбии, провел премьеры нескольких классических европейских и современных балетов.

12+

Начало в 18.30

 
03
июня
суббота

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ГАЛА-КОНЦЕРТ

с участием солистов саратовской оперы
и лауреатов Конкурса Конкурсов вокалистов

12+

Начало в 17.00

 

 

Собиновский фестиваль

Все новости и события…