Звуки в движенииФестиваль в рамках академии «Новое передвижничество», открывшийся в Саратовском оперном театре в минувшую субботу, уже проходили в нашем городе. Было это в 1992-м. Но тогда это была вторая проба пера нового художественно-просветительского проекта. С тех пор прошло 17 лет, академии успела «передвинуть культурные ценности» в самые отдаленные населенный пункты России. И вновь вернулась к нам, на этот раз с изысканным театрально-музыкальным меню.
Подарок для культурной столицыКак признался руководитель проекта Всеволод Задерацкий, саратовский зритель известен своей искушенностью, поэтому удивлять нас будут не столько выступлениями столичных звезд, сколько новейшими творческими идеями. «Главная задача академии — передвижение культурных ценностей к людям, живущим далеко от крупных городов, — рассказывал на предварившей открытие фестиваля пресс-конференции Задерацкий. В такие места мы привозим все до микрона. Например, полный симфонический оркестр Большого театра. Но Саратов — это признанная культурная столица, поэтому фестиваль здесь пройдете особенном формате. Мы будем работать в сотрудничестве с местными музыкантами. Только благодаря их помощи нам удалось организовать в вашем городе три симфонических выступления. Что ни говори, в Саратове очень мощная музыкальная вооруженность, без вашей помощи мы бы не замахнулись на столь масштабную программу». В подтверждение этих слов открыл фестиваль симфонический концерт, потребовавший от «музыкальной мощи» города деятельного участия. В первом отделении зрителям были представлены «Славянский марш» и симфоническая поэма «Фатум» П.И.Чайковского. Интересно, что «Фатум» исполнялся в саратовском оперном впервые, но это было только начало. Десерт ждал гостей фестиваля во втором отделении. Предваряя выступление, Задерацкий предупредил, что произведение сложное и требует «внимательного слушателя» и «активного восприятия зала». Однако упоминание было излишним. Завораживало уже одно только название произведения «Симфония-реквием для баса, чтеца, смешанного хора и симфонического оркестра». Автором нового прочтения классической формы является наш современник композитор Владимир Магдалиц. В основу произведения легла тема трагедии детей, переживших Великую Отечественную войну. Автор текста реквиема Светлана Алексиевич собрала воспоминания очевидцев войны, бывших в те годы маленькими детьми. Открыл выступление актер Саратовского театра драмы Александр Галко.
Его тихий, хрипловатый голос рисовал картину ужасов разрушительной войны. «На одной из улиц Брестской крепости лежала мертвая девочка.., — читал артист, то понижая, то возвышая голос. —Ребенок, видевший войну, — ребенок ли?!». Речитатив резко обрывали трагичные ноты реквиема. Постепенно полифонию дополнил баритон вокалиста саратовского оперного Романа Гранича, он сменил Галко у пюпитра. С каждой нотой динамика музыки, речи, вокала возрастала, иногда прорываясь резкими монологами. «Мертвая женщина, мертвая..», — звучал голос солиста. «Не стреляйте маме в лицо!», — вступал детский хор. Завершило масштабное музыкальное полотно церковное многоголосие хора под управлением Людмилы Лицовой. За исполнением придирчиво следил сам композитор и, похоже, был удовлетворен. Зал, довольный тем, что с честью сдал экзамен на «внимательного слушателя», одарил маэстро долгими аплодисментами. Но по продолжительности оваций Чайковский все же победил.
МЕНЮ ПРАЗДНИКАВ 1992 году фестиваль Академии «Новое передвижничество» длился в Саратове целый месяц. На этот раз счастье соприкосновения с прекрасным будет мимолетным — всего десять дней. На этой неделе в рамках фестиваля зрители уже увидели концерт солистов балета Большого театра. 25 ноября актеры Театра на Таганке представили на суд саратовцев спектакль «Я, Владимир Высоцкий», поставленный некогда юным другом композитора, ныне актером театра Валерием Черняевым по книге Марины Влади«Владимир, или Прерванный полет». Сегодня, в четверг, 26 ноября, еще можно успеть на выступление солистов Большого театра Лолиты Семениной (сопрано) и Михаила Казакова (бас). Любителей народной музыки в Саратовском оперном театре ждут в пятницу, 27 ноября. В этот день здесь пройдет концерт ансамбля Дмитрия Покровского. «Это коллектив, который доподлинно может воспроизвести аутентичное звучание народных композиций. Музыканты блестяще владеют разными типами народного интонирования — южными, северными, волжскими, казачьими традициями народного пения», — рекомендует художественный руководитель академии Всеволод Задерацкий. Он также предлагает ценителям музыки посетить творческие встречи и мастер-классы, которые состоятся в рамках фестиваля в театре оперы и балета и Саратовской консерватории. Елена Налимова |
Главные новости19.11.2024 05.11.2024 30.10.2024 События30.10.2024 30.10.2024 25.10.2024 02.09.2024 |