Звездный десант для провинции

Вернее, уже пришел звездный десант именитых столичных музыкантов, актеров и прочих людей искусства, высадившийся на площадку саратовского театра оперы и балета в рамках очередного проекта академии искусств «Новое передвижничество». В субботу, 21 ноября, насыщенную программу выступлений открыли произведения Петра Чайковского (кстати, исполняемые в Саратове впервые) и Владимира Магдалица.

Михаил Казаков Фрагмент из балета на музыку Иоганна Штрауса «Большой вальс»

Как объяснил журналистам художественный руководитель программы профессор Всеволод Задерацкий, финансирование «Нового передвижничества» год от года вполне соответствует характеристике «то густо, то пусто». В этот раз оказалось густо, хотя, по мнению Всеволода Всеволодовича, и не настолько, как это было в 1992 году, когда программа проходила в Саратове впервые. Жаловаться, впрочем, тоже не на что: хотя проект и попал в федеральную целевую программу, до последнего оставалось не ясно, будут ли вообще выделены необходимые для фестиваля средства. Деньги появились, но достаточно поздно — лишь в июле. И устроители, засучив рукава, без промедления принялись за их освоение: масштабные гастроли начались в сентябре, но, по сути, стартовали еще в августе, со «вступительных выездных акций».

«Первая программа в Саратове была разнообразнее этой, — рассказал Всеволод Задерацкий. — Эта чуть более лаконична, однако имеет свой индивидуальный оттенок. Мы решили сделать ее компактной и с ее помощью осуществить все наши замыслы, а замыслов этих немало. Здесь мы ставим программу, которую нам было бы трудно сделать в Москве».

Па—де—де из балета Эсмеральда. Чинара Ализаде, Александр Смольянинов Па-де-де из балета Эсмеральда. Чинара Ализаде, Александр Смольянинов

В числе «замыслов», к примеру, оказалась балетная труппа Большого театра, 23 ноября представившая саратовцам насыщенную художественную программу: в частности, отрывки из балетов «Дон Кихот» и «Эсмеральда» и экзотичный японский балет «Тамаши» («Дух») в постановке лауреата международных конкурсов Морихиро Ивата. Солисты Большого заслуженные артисты России Лолитта Семенина и Михаил Казаков привезли в Саратов сцены и арии из известных опер «Евгений Онегин», «Фауст», «Севильский цирюльник», «Царская невеста», «Дон Жуан» и многих других. Наряду с артистами Большого театра к постоянным участникам Академии искусств уже можно причислить самобытный ансамбль Дмитрия Покровского, за тридцать шесть лет своего существования успевший продемонстрировать искусство в лучших российских и мировых залах. Музыканты, мастерски владеющие песенными традициями разных уголков страны, привезли в Саратов программу, составленную из песен южных, западных и северных народов России, а также традиционного казачьего репертуара. Еще одни постоянные гастролеры «Нового передвижничества» — актеры «Театра на Таганке» заслуженные артисты России Любовь Чиркова и Валерий Черняев подготовили для саратовского зрителя поистине лакомую вещицу — спектакль «Я, Владимир Высоцкий...», основанный на произведениях самого актера и барда и материалах книги Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет». Уникальность песенно-гитарной постановки переоценить трудно. «Черняев перенял у Высоцкого так много, что в процессе спектакля начинает казаться, что сам Высоцкий выступает на сцене», — отметил Задерацкий.

Это далеко не полный перечень того, что уже увидели и еще увидят саратовцы до 29 ноября. Всеволод Задерацкий не смог умолчать о том, что Саратов вошел в число «окультуриваемых» городов неспроста: заслуга в этом принадлежит художественному руководителю и главному дирижеру оперного театра Юрию Кочневу. Посему не удивительно, что без участия маэстро академия не обошлась: в программу фестиваля вошли целых три выступления саратовского симфонического оркестра.

Екатерина БОГДАНОВА
"Богатей" №40 (510)

Театр

Все новости и события…