Мастер «РУССКОГО ГОЛОСА»

К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАРОДНОГО АРТИСТА ЮРИЯ ПОПОВА


СПРАВКА «СВ»
Попов Юрий Лазаревич — солист оперы (баритон). Родился 14 октября 1929 года. В 1959 году окончил Саратовскую консерваторию имени Л.В.  Собинова по классу профессора А.И.  Быстрова. Обладает звучным драматическим голосом красивого тембра и широкого диапазона. Центральными в его репертуаре были герои сложной судьбы, противоречивых стремлений, роковых страстей. Создал галерею ярких, запоминающихся образов. Многократно пел на сценах Большого театра, Ленинградского театра имени Кирова, оперных театров Киева, Днепропетровска, Тбилиси, Еревана, а также в Болгарии, Польше, Германии. Народный артист СССР (1978). Удостоен высоких наград страны. С 1992 года — режиссер Саратовского театра оперы и балета.


Юрий Попов пришел в Саратовский оперный театр студентом консерватории и после нескольких проходных ролей спел здесь партию Риголетто, принесшую ему первый большой успех. В этой роли с исчерпывающей полнотой проявились его артистические способности: звучный драматический баритон, темперамент, азартность, чёткая выразительная пластика и мимика. Основное место в репертуаре артиста заняли героические персонажи борцов за свободу. В них пленяли сила духа, мужество, упорство в достижении поставленной цели, чистота помыслов и устремлений. Артист увлеченно и убедительно передает их несгибаемую волю и отвагу, необузданное желание, роковую страсть, влекущую их к гибели. Углубленные поиски сущности исполняемого, тщательный отбор выразительных средств, простота и естественность сценического поведения, тонкая голосовая нюансировка присущи Юрию Попову как большому, взыскательному художнику. Его внутренний мир красив и богат. Обычно музыканты, актеры, певцы, рассказывая о детстве, любят вспоминать музыкальную, артистическую среду, воспитавшую их^оставившую след на всю жизнь, сильные впечатления от концертов, спектаклей… Всего этого не было у Юрия Попова. Родился он в октябре 1929 года.

Отец, Лазарь Иванович, — грек. Он из тех, что издавна жили и живут на Северном Кавказе. Работал директором местного лесопромкомбината. Мать, Любовь Дмитриевна, учила детей в начальных классах школы. Никакого особого внимания к музыке, пению в доме и школе не было. Небольшой районный центр — станица Зеленчукская на Ставрополье жила обычной сельской жизнью. Радио да народное пение земляков — вот что звучало окрест. Случилось так, что в школьном хоре кому-то нужно было запевать песню. Юрий сделал это лучше других. Пение увлекло. Юноша стал посещать самодеятельный коллектив в Доме культуры. Его голос нравился окружающим. Местный военный комиссар рассудил: «Без тебя армия обойдется, поступишь учиться — освободим». И он поступил в музыкальное училище города Орджоникидзе и сразу попал в опытные добрые руки. Проучившись недолго в классе пения, который вел выпускник Саратовской -консерватории В. Чуйков, был потом переведен к Василию Васильевичу Страдотарговицкому, в свое время певшему в Мариинском театре -когда там выступал сам Федор Иванович Шаляпин.
Неподготовленному в музыкальном отношении Юрию нужно было многое освоить в таком тонком деле, как вокальное мастерство. Начинающего певца сначала определили как бас: молодой голос звучал объемно, густо. Потом В.В.  Страдотарговицкий убедился зам и убедил ученика в том, что у того драматический баритон. Великолепный оперный певец, он многое дал Попову как вокалисту, привил интерес к музыкальному театру. А главное -порекомендовал молодому певцу Саратовскую консерваторию, где умели находить самые результативные способы воспитания дарования. Еще учась на втором курсе консерватории, Юрий Попов был приглашен в театр оперы и балета имени Н.Г.  Новокуйбышевского. Небольшие выходные роли были воплощены весьма успешно, и уже через год в дипломном спектакле он подготовил и впервые спел полностью партию Ригористка. На следующий год уже для собственной защиты диплома Ю. Попов готовит ту же партию в профессиональном спектакле. Замечу, что спектакль этот ставился специально для Юрия Попова, он был в его центре. Государственный экзамен завершился успешно. Прием был самый теплый.
Партия Риголетто — одна из труднейших в мировой оперной литературе — стала началом «отсчета», высокой точкой, с которой начинался сценический путь оперного певца. За тридцать сценических лет Ю. Л. Попов пел ее на сценах чуть ли не всех городов, где гастролировал театр, пел он ее и на сцене Большого театра.
Премьеру «Риголетто» можно считать началом работы певца над персонажами европейских опер. Через год после окончания консерватории Юрий Попов уже пел эффектную партию Эскамильо, создавая нарядный, праздничный образ самоуверенного матадора, надолго запомнившийся слушателям. Потом последовал целый ряд других исполняемых им партий. Работая над сочинениями европейских композиторов, он с глубочайшим интересом знакомился, изучал, как поют этот репертуар ведущие мировые певцы, учился находить богатые тембровые краски, слушая, к примеру, записи Тито Гобби. Мастера итальянского бельканто поражали его искусством ведения звука, ровностью регистров. И в то же время певец понимал, что секреты итальянских мастеров не всегда и не во всем подходят русским певцам. Во-первых, фонические особенности языков, разница произношений делают невозможным буквальное повторение звучаний. С этим связаны неуловимые особенности каждой национальной певческой школы. Попов меньше всего старался подражать итальянцам. «Русский голос» — так называли его в одной из рецензий. И это — справедливо. Русское национальное начало, естественно, ближе всего певцу, воспитанному в традициях национального искусства. Русские певцы всегда славились глубоким проникновением в самые сокровенные глубины психологических, нравственных, социальных черт инонациональных персонажей. Ю.Л.  Попов следовал этим традициям. Не случайно он свободно чувствовал себя в разных партиях, хотя, пожалуй, из зарубежных ему все же ближе пришлись по душе романтические, свободолюбивые, эмоционально — «взрывчатые» герои опер Джузеппе Верди.
С волнением приступал артист к работе над партией маркиза Родриго Поза в опере «Дон Карлос» по трагедии Шиллера. Много труда стоило проникнуть во внутренний мир коварного Яго в «Отелло» Шекспира -Верди. Эмоционально пел Ю.Л.  Попов партию Амонасро — царя Эфиопии в опере Дж. Верди «Аида».
Плодотворны были обращения Ю.Л.  Попова к отечественной оперной классике. Своеобразный мир героев отечественной истории, русской сказки, романтических литературных персонажей создает он в Саратовском академическом театре оперы и балета: князь Игорь и Мазепа, Шакловитый и Щелкалов, Мизгирь и Грязной. Его Игорь строг и мужествен. Он рвется из половецкого плена, мечтает о встрече с любимой Ярославной; его Томский — романтик в душе, блестящий офицер, верный друг и патриот, рассказчик и балагур. Певца вдохновляли многие оперные персонажи Чайковского. Скажем, пушкинский герой Мазепа. Можно по-разному относиться к этому историческому герою. У Чайковского на первый план выдвигается его жестокость, честолюбие. В рецензии на спектакль театра «Удача коллектива», опубликованной в местной газете, музыковед Н.С.  Аршинова пишет: «Любовь властолюбивого старика к юной Марии — в сущности одна из сторон того же честолюбия… Наиболее убедителен в этой партии Ю.Л.  Попов. Как центростремительная сила — его Мазепа стягивает к себе все линии действия. Уникальный голос уже сам по себе заключает властное всеподчиняющее начало».
Наверное, самое сложное для певца — работа над операми советских композиторов. Но Юрий Попов почти четверть века отдавал свои душевные силы и время не только театру, но и делам общественным, которые усиливали в нем внимание к людям, помогали контактировать с разными категориями населения. Это не могло не обогатить творческую палитру артиста, способствовать более полному раскрытию образа современника. Ему оказались ближе черты шолоховских персонажей. К примеру Шиба-лок. Сдержанный внешне, какой-то неустроенный в жизни, рвущийся в бой, он, в исполнении Попова, привлек большой внутренней силой, одержимостью борца. И это сделало образ по-настоящему народным.
Безграничная любовь к искусству, бескорыстная и пламенная, искренняя любовь к людям всегда помогают артисту идти к поставленной цели. Рецензенты, писавшие о творческом облике Ю.Л.  Попова, постоянно отмечали «великолепный голос», «прекрасный тембр сильного голоса», «драматический, скорее, героико-драматический баритон, полнозвучный и красочный», «уникальный голос певца мощного динамического наполнения». В 1978 году после гастролей театра в Москве Ю.Л.  Попов удостаивается самого высокого в стране почетного звания — Народного артиста.


Вячеслав Дьяконов
«Саратовские вести» №152(4290)

Театр

Все новости и события…