Посвящение патриарху культуры

«Памяти Евгения Никитовича Курганова — патриарха саратовской культуры посвящается этот очерк» — так начинается книга Ильи Фёдоровича Кияненко «По судьбе и по призванию», изданная чепистом А.А. Яковлевым в его компании «Эль-Принт». В завершение книги приводится авторская благодарность соотечественникам, представившим фотоматериалы для издания. Действительно, в книге есть чем полюбоваться: это фото встречи губернатора Саратовской области Дмитрия Фёдоровича Аяцкова с ветеранами культуры. В центре снимка с микрофоном Д.А. Луньков. Рядом с Аяцковым сидит сам автор книги, далее — А.М. Викулов и герой книги — Курганов. Есть здесь и нынешний руководитель облминкульта Лотарев, и обаятельная, нестареющая Маргарита Борисовна Земскова. У её коллег по областному Центру народного творчества — заслуженных работников культуры России Евгении Ивановны Филипповой, Вадима Геннадьевича Котликова и Валентины Ивановны Балабановой — в издании отдельные фотографии.

Вспоминается не один разговор с экс-директором Центра народного творчества, большим другом нашей редакции, самобытным художником и театраловедом Вячеславом Алексеевичем Дьяконовым о том, что Балабанову с Котляковым невозможно помещать в одном кабинете: перегрызутся. При руководстве Центром Р.А. Мухамедьярова и В.В. Петренко это не раз происходило на моих глазах. Но шумнее всех в одном- единственном, но сверхпринципиальном для неё вопросе культуры оказывалась хореограф Филиппова. Добродушие Евгении Ивановны заканчивалось в невиннейшем намёке на талантливость члена общественной организации «Союз художников» Алексея Карнаухова, моего сверстника, вознесённого в «катастройку» на художественный олимп юмористом Львом Гореликом и его другом Ефимом Водоносом. Рассказы же Вадима Геннадьевича о службе в культуре с Дьяконовым просто потрясали воображение фантасмагоричностью советской геронтократической государственной машины.

Виднейший руководитель саратовской культуры Кияненко в книге жанрово обозначенной им как очерк пишет так: «Когда после ГКЧП в стране началось активное разрушение старой системы, оно, это разрушение, затронуло всех. В 1992 году вынужден был уйти со своего поста и Курганов. Мы, работники культуры, очень этого не хотели, тем более что Евгений Никитович в свои шестьдесят два года был полон творческих сил. А его энергии хватило бы на десятерых. Но, к сожалению, разрушительный революционный процесс остановить было невозможно.

Волею случая именно мне выпала ответственность продолжения кургановского дела в Саратовской области. Продолжение — громко сказано. Задача у меня была другая: не растерять, сохранить то, чем отрасль культуры в нашей области славилась, сохранить кадры, сеть учреждений, традиции. Это были трудные шесть лет работы. Хорошо что Евгений Никитович всегда был рядом. Помогал советом, подбадривал. Когда всем было невмоготу и ситуация выходила у меня из-под контроля, Курганов добивался аудиенции у руководителей региона и убеждал их в необходимости принятия решения в пользу нашей отрасли. Руководители региона так называемой первой волны его ещё прекрасно помнили, и потому его авторитет действовал на них безотказно. «Вся бандитская мразь, что захлестнула страну в «катастройку», названа автором деликатно »первой волной». Ещё долго эти мерзкие булькающие волны антирусской клоаки будут бередить раны матушки-России.

В книге приводятся изображения и даётся рассказ о таких столпах культуры, как Феликс Матвеевич Аронс, Юрий Леонидович Кочнев, Юрий Петрович Киселёв, Анатолий Яковлевич Левиновский, Яков Алторович Рубин, Семён Соломонович Бендицкий, Анатолий Васильевич Учаев и Василий Осипович Фомичёв. Вот как проникновенно пишет Кияненко о деятеле саратовской культуры Стольнице: «Областную библиотеку для детей и юношества имени Пушкина возглавлял Марат Исаакович Стольниц. Этот человек, пройдя рядовым бойцом всю Великую Отечественную войну, был безумно влюблён в детей, в литературу, являлся прекрасным рассказчиком, обаятельным человеком и талантливым руководителем». Верю, даже в условиях экономического кризиса у нынешних руководителей культуры отыщутся средства на установку мемориальной доски этому руководителю, спасшему мир от коричневой чумы и безумно влюблённого в детей. На библиотечном фасаде рядом с Пушкиным должно быть увековечено имя Стольница. Ведь как прекрасно, что фасад университетской «научки» украшает барельефный портрет Артисевич! Есть у нас и мемориальная доска художника Фомичева — одного из героев нынешней книжной новинки.

Какие прекрасные образы встают с книжных страниц! Олег Иванович Янковский! Дора Григорьевна Яворская! Евгений Михайлович Нахов! Римма Сергеевна Сергадеева! Григорий Анисимович Аредаков! Александр Андреевич Ялынычев! В Саратове до сих пор тепло вспоминают руководившего театром Академдрамы имени Слонова Александра Ивановича Дзекуна, открывшего революционный и фантастичный мир Мрожека и Платонова.

Всё же — книга-то о Курганове. Поэтому, не пересказывая её содержание, стоит в газете коснуться этой выдающейся для культуры личности. Вот как описывает Курганова на первой же странице Кияненко: «Приехав в город, на другой же день отправился искать своей доли в областное управление культуры. Состоялась моя первая встреча с начальником управления культуры Саратовского облисполкома Евгением Никитовичем Кургановым.

Этот красивый, обаятельный, общительный человек, обладающий потрясающим чувством юмора, произвёл на меня неизгладимое впечатление. Безмерно счастлив, что судьба преподнесла мне драгоценный подарок, — в течение девятнадцати лет трудиться под его началом, часто общаться и совместно служить российской культуре. По натуре он был лидер. Того же добивался и от нас. Никаких вторых ролей он не признавал.»

Вспоминается показательный случай. В 1976-1977 гг. в стране проходил первый Всесоюзный фестиваль самодеятельного художественного творчества трудящихся, посвященный 60-летию Октябрьской революции. Фестиваль проходил в три тура. Первый — отсмотр коллективов на местах, второй — областные смотры, третий — зональные (межобластные) выступления. Завершался фестиваль большим заключительным концертом на сцене Кремлёвского Дворца Съездов.

Наш зональный третий тур проводился в Самаре. На нём выступали посланцы восьми областей Поволжья. Творческая делегация нашей области насчитываnbsp;мае ла 372 человека. Возглавляли её Евгений Никитович Курганов и секретарь саратовского областного Совета профессиональных союзов Григорий Иванович Голуб. Перед поездкой мы провели большую подготовительную работу. Программа нашего концерта в Саратове была тщательно отрепетирована, для неё изготовили специальную декорацию и оригинальное оборудование. Режиссёр представления Семён Ниссонович Найхин, выстраивая порядок выступления, проявил недюжинную фантазию. Каждый новый номер органично вытекал из предшествующего. Конферанс здесь не требовался. Концерт шёл по нарастающей полтора часа и в финале выливался в яркий, красочный апофеоз во славу тружеников Саратовщины, во славу любимой России.

Наше выступление в Самаре произвело фурор. Оргкомитет фестиваля, члены жюри нас хвалили и ставили всем в пример. Все члены нашей творческой делегации стали лауреатами фестиваля, а более ста человек были отобраны для выступления в Москве на заключительном концерте.

Гордость Курганова не знала границ. Он буквально светился от счастья и подтрунивал над своими коллегами из других областей. Особенно доставалось от него самарцам.

Начальником управления культуры самарского облисполкома работал большой друг Евгения Никитовича, — Борис Иванович Шаркунов. Это был очень опытный, толковый руководитель, возглавлявший отрасль в течение двадцати пяти лет.

Справедливости ради нужно сказать, что хозяева выступили очень успешно, но нам всё-таки уступили. Мы доказали своё лидерство, и Курганов был чрезвычайно доволен. Будучи очень тактичным человеком, здесь он сдержаться не смог. При расставании он полушутя-полусерьёзно сказал Шаркунову:

 — Боря! Ты присылай своих помощников к моим на стажировку. Честное слово, сразу получишь положительные сдвиги.

Природа одарила Евгения Никитовича массой прекрасных качеств, в том числе и актёрским дарованием. Потрясающие спектакли разыгрывались на наших глазах, когда Курганов проводил совещания и заседания Совета областного управления культуры. Это был человек-театр. Он импровизировал, шутил, блистал.

В книге приведён потрясающий по анекдотичности пример борьбы с антиалкогольной кампанией. Для руководителей культуры Западно-Словацкой области ЧССР во главе с понимающим толк в водке и коньяке Марцелом Колором Курганов «сообразил» прикольную «заварку» в чайничках: «Открывая застолье, Евгений Никитович предложил гостям попробовать элитных сортов краснодарский чай, заваренной по особой технологии. Гости попробовали и… Заварочные чайники быстро опустели, при этом к самовару никто не подходил. Такую заварку разбавлять кипятком не хотели не только гости, но даже присутствовавшие на ужине работники саратовского обкома КПСС. Выпитый из чайных чашек армянский коньяк, под кодовым названием «заварка», всем пришёлся по душе».

Прикольны приводимые афоризмы Курганова: «В культуре сначала Ничего не было, а потом её ещё и обокрали», «Награждение виновных и наказание непричастных».

Евгений Никитович прожил не самую большую жизнь, — итожит свой очерк Кияненко. — Смертельная болезнь вырвала его из наших рядов, когда ему исполнилось 72 года. До обидного мало. Нам он оставил светлую память о себе и прекрасное наследие». Прекрасная книга «По судьбе и по призванию»! Читайте: ведь это наша культура.

Борис Глубоков
«Земское обозрение» № 9 (727)

Театр

Все новости и события…