Посвящение патриарху культуры«Памяти Евгения Никитовича Курганова — патриарха саратовской культуры посвящается этот очерк» — так начинается книга Ильи Фёдоровича Кияненко «По судьбе и по призванию», изданная чепистом А.А. Яковлевым в его компании Вспоминается не один разговор с Виднейший руководитель саратовской культуры Кияненко в книге жанрово обозначенной им как очерк пишет так: «Когда после ГКЧП в стране началось активное разрушение старой системы, оно, это разрушение, затронуло всех. В 1992 году вынужден был уйти со своего поста и Курганов. Мы, работники культуры, очень этого не хотели, тем более что Евгений Никитович в свои шестьдесят два года был полон творческих сил. А его энергии хватило бы на десятерых. Но, к сожалению, разрушительный революционный процесс остановить было невозможно. Волею случая именно мне выпала ответственность продолжения кургановского дела в Саратовской области. Продолжение — громко сказано. Задача у меня была другая: не растерять, сохранить то, чем отрасль культуры в нашей области славилась, сохранить кадры, сеть учреждений, традиции. Это были трудные шесть лет работы. Хорошо что Евгений Никитович всегда был рядом. Помогал советом, подбадривал. Когда всем было невмоготу и ситуация выходила у меня В книге приводятся изображения и даётся рассказ о таких столпах культуры, как Феликс Матвеевич Аронс, Юрий Леонидович Кочнев, Юрий Петрович Киселёв, Анатолий Яковлевич Левиновский, Яков Алторович Рубин, Семён Соломонович Бендицкий, Анатолий Васильевич Учаев и Василий Осипович Фомичёв. Вот как проникновенно пишет Кияненко о деятеле саратовской культуры Стольнице: «Областную библиотеку для детей и юношества имени Пушкина возглавлял Марат Исаакович Стольниц. Этот человек, пройдя рядовым бойцом всю Великую Отечественную войну, был безумно влюблён в детей, в литературу, являлся прекрасным рассказчиком, обаятельным человеком и талантливым руководителем». Верю, даже в условиях экономического кризиса у нынешних руководителей культуры отыщутся средства на установку мемориальной доски этому руководителю, спасшему мир от коричневой чумы и безумно влюблённого в детей. На библиотечном фасаде рядом с Пушкиным должно быть увековечено имя Стольница. Ведь как прекрасно, что фасад университетской «научки» украшает барельефный портрет Артисевич! Есть у нас и мемориальная доска художника Фомичева — одного из героев нынешней книжной новинки. Какие прекрасные образы встают с книжных страниц! Олег Иванович Янковский! Дора Григорьевна Яворская! Евгений Михайлович Нахов! Римма Сергеевна Сергадеева! Григорий Анисимович Аредаков! Александр Андреевич Ялынычев! В Саратове до сих пор тепло вспоминают руководившего театром Академдрамы имени Слонова Александра Ивановича Дзекуна, открывшего революционный и фантастичный мир Мрожека и Платонова. Всё же — Этот красивый, обаятельный, общительный человек, обладающий потрясающим чувством юмора, произвёл на меня неизгладимое впечатление. Безмерно счастлив, что судьба преподнесла мне драгоценный подарок, — в течение девятнадцати лет трудиться под его началом, часто общаться и совместно служить российской культуре. По натуре он был лидер. Того же добивался и от нас. Никаких вторых ролей он не признавал.» Вспоминается показательный случай. В 1976-1977 гг. в стране проходил первый Всесоюзный фестиваль самодеятельного художественного творчества трудящихся, посвященный Наш зональный третий тур проводился в Самаре. На нём выступали посланцы восьми областей Поволжья. Творческая делегация нашей области насчитываnbsp;мае ла 372 человека. Возглавляли её Евгений Никитович Курганов и секретарь саратовского областного Совета профессиональных союзов Григорий Иванович Голуб. Перед поездкой мы провели большую подготовительную работу. Программа нашего концерта в Саратове была тщательно отрепетирована, для неё изготовили специальную декорацию и оригинальное оборудование. Режиссёр представления Семён Ниссонович Найхин, выстраивая порядок выступления, проявил недюжинную фантазию. Каждый новый номер органично вытекал из предшествующего. Конферанс здесь не требовался. Концерт шёл по нарастающей полтора часа и в финале выливался в яркий, красочный апофеоз во славу тружеников Саратовщины, во славу любимой России. Наше выступление в Самаре произвело фурор. Оргкомитет фестиваля, члены жюри нас хвалили и ставили всем в пример. Все члены нашей творческой делегации стали лауреатами фестиваля, а более ста человек были отобраны для выступления в Москве на заключительном концерте. Гордость Курганова не знала границ. Он буквально светился от счастья и подтрунивал над своими коллегами из других областей. Особенно доставалось от него самарцам. Начальником управления культуры самарского облисполкома работал большой друг Евгения Никитовича, — Борис Иванович Шаркунов. Это был очень опытный, толковый руководитель, возглавлявший отрасль в течение двадцати пяти лет. Справедливости ради нужно сказать, что хозяева выступили очень успешно, но нам — Боря! Ты присылай своих помощников к моим на стажировку. Честное слово, сразу получишь положительные сдвиги. Природа одарила Евгения Никитовича массой прекрасных качеств, в том числе и актёрским дарованием. Потрясающие спектакли разыгрывались на наших глазах, когда Курганов проводил совещания и заседания Совета областного управления культуры. Это был человек-театр. Он импровизировал, шутил, блистал. В книге приведён потрясающий по анекдотичности пример борьбы с антиалкогольной кампанией. Для руководителей культуры Западно-Словацкой области ЧССР во главе с понимающим толк в водке и коньяке Марцелом Колором Курганов «сообразил» прикольную «заварку» в чайничках: «Открывая застолье, Евгений Никитович предложил гостям попробовать элитных сортов краснодарский чай, заваренной по особой технологии. Гости попробовали и… Заварочные чайники быстро опустели, при этом к самовару никто не подходил. Такую заварку разбавлять кипятком не хотели не только гости, но даже присутствовавшие на ужине работники саратовского обкома КПСС. Выпитый из чайных чашек армянский коньяк, под кодовым названием «заварка», всем пришёлся по душе». Прикольны приводимые афоризмы Курганова: «В культуре сначала Ничего не было, а потом её ещё и обокрали», «Награждение виновных и наказание непричастных». Евгений Никитович прожил не самую большую жизнь, — итожит свой очерк Кияненко. — Смертельная болезнь вырвала его из наших рядов, когда ему исполнилось 72 года. До обидного мало. Нам он оставил светлую память о себе и прекрасное наследие». Прекрасная книга «По судьбе и по призванию»! Читайте: ведь это наша культура. Борис Глубоков |
Главные новостиСобытия20.12.2024 30.10.2024 |