Пятидесятилетний юбилей содружества

Пятьдесят лет содружества Саратовского академического театра оперы и балета и Самойловского района широко, с русской удалью, с крестьянской щедротой отмечены на сцене нашего любимого оперного.

К юбилею, исключительно благодаря финансовой поддержке министерства культуры Саратовской области, большим для подобных проектов тиражом в две тысячи экземпляров выпущена книга «Мелодии полувековой дружбы».

Вот как описана в книге недюжинная натура нынешнего театрального директора Кияненко. Автор — Светлана Николаевна Микулина — задаётся мыслью на тему съёмок виртуального фильма о содружестве театра с районом: «Фильм просто нельзя и бессмысленно снимать, если оставить за кадром директора Саратовского академического театра оперы и балета Илью Фёдоровича Кияненко. По свидетельству того же Николая Павловича Гришина, Кияненко, в бытность Д.Ф. Аяцкова работавший министром культуры, был едва ли не единственным в команде губернатора человеком, реально и смело отстаивающим интересы культуры и неизменно называющим чёрное — чёрным, а белое — белым.

Не всем ведомо, что именно Кияненко, будучи министром культуры, умудрился спасти от приватизации, точнее прихватизации, ряд социально значимых объектов. В том числе дворец культуры «Россия», в котором такое количество разнообразных детских и юношеских студий. Если бы Илья Фёдорович не вёл те бои и не выиграл их, Дворец стал бы ныне тривиальной площадкой для аренды бутиков, а девочки и мальчики, столь славно занимающиеся здесь ныне, вынуждены были бы слоняться на улице. И точно так же, как за этот дворец культуры, не раз и не два бился директор за то, чтобы дружба с Самойловкой, начавшаяся полвека назад, не зачахла, не испарилась.

Касаясь также непосредственно дружбы театра с Самойловкой на уровне руководства, Микулина постулирует: «Илья Фёдорович Кияненко возглавлял в тот период министерство культуры, и его поддержка, по свидетельству Волкова (Волков Виктор Иванович — заслуженный работник культуры России, заведующий отделом культуры района в 1979-2006 годах, — Б.Г.), являлась решающей. Виктор Иванович убеждён, что Самойловке традиционно везло с директорами Саратовского театра. Что с Ляпуновым сотрудничать было — одно удовольствие, — рассказывает Волков, — что с Кияненко. Открытые, искренние, чёткие люди. Живущие по принципу: сказал — сделал».

Илья Фёдорович , кстати, совершил пусть незаметный, но именно гражданский подвиг даже тем, что передал из своего собрания Самойловской центральной библиотеке не менее пяти сотен томов классической литературы. Щедра на таланты наша земля! «Самойловцы гордятся не только своим хлебным изобилием, но и тем, что их земля подарила немало талантливых людей. Например, здешний уроженец Иван Верховых, актёр и режиссёр театра АТХ, который являлся без исключения культовым театром саратовской интеллигенции на протяжении не одного года. АТХ был театром-праздником, театром-карнавалом и одновременно театром-философом. К великому сожалению, театра этого уже нет несколько лет. Иван Верховых работает ныне в загадочном, сакральном пространстве театра Петра Фоменко в качестве одного из приглашённых режиссёров. Выходит он на сцену и как актёр.

А в Самойловке помнят, как шаловливый мальчуган Ваня Верховых решительно не укладывался в рамки всего стандартного и привычного«.

В книжной новинке приведён ряд знаковых для нашей культуры имён: Исай Тобольский, Михаил Алексеев, Гущин… Невозможно не процитировать строки о великом Гущине. «Настоящий волшебник живописи. В Париже он выставлялся в одних залах вместе с Пикассо и Модильяни. У него имелась мастерская в Париже, роскошный дом. Ностальгия заставила живописца вернуться в Россию. Волею судеб он оказался в Саратове». Судьба сблизила великого художника с прекрасной балериной Дубровиной, «Вера Алексеевна Дубровина. Театралы нескольких поколений помнят эту утончённую балерину и редкостно красивую женщину. Женщину с наружностью кинозвезды, с внешностью, способной легко соперничать с тогдашним эталоном красоты, кинодивой Любовью Орловой. Большие, распахнутые миру глаза, изысканная линия губ, длинные, красиво надломленные брови — лицо, словно со старинного фамильного портрета». Верится, что скоро стараниями Ильи Фёдоровича Кияненко на доме, где жила великая Дубровина, будет открыта мемориальная доска. Гущин, по словам Микулиной, был «мужчиной, поклонявшимся красоте и обладавшим, как и положено художнику, личной Музой. Прекрасную Дубровину он ласково называл своей Марфуткой. Вместо элегантной яхты, когда-то имевшейся у живописца во Франции, на берегах Волги у него появилась простенькая лодчонка-гулянка. На ней он и отправлялся в «круизы» по живописным саратовским берегам. А очаровательная балерина нередко бывала рядом с ним».

Самойловские просторы любил изображать и другой наш выдающийся современник — Евгений Яли. «Яли — автор самобытнейшей живописной техники. Когда смотришь на его рассветы и закаты, на изображения полей, лесочков и полян, понимаешь, что художник словно имеет доступ в мастерскую Господа Бога — настолько изысканны, перламутровы использованные им краски, настолько невесомо растворились они на его холстах». Лучше и не скажешь! Прекрасные люди: Кочнев, Кияненко, солисты театра, самойловские подвижники культуры, прекрасный, тёплый юбилей!

Борис Глубоков
«Земское обозрение» № 8 (726)

Театр

Все новости и события…