Забытая опера, или Тройная премьера29 января в Голубой гостиной театра оперы и балета состоялся прогон дипломного спектакля выпускников отделения артистов музыкального театра (не путать с музкомедией) театрального факультета консерватории (художественный руководитель курса профессор Федосеев В.З., музыкальный руководитель доцент Шур А.Б.) «Деревенские певицы» В. Фьораванти. Премьеру оперы саратовцы услышат 9 февраля. Более того, спектакль включен в репертуарный план театра и продлится до конца сезона. Подобное действо происходит на оперной сцене впервые (к дипломникам в академдраме саратовцы уже привыкли и всегда ждут их с нетерпением). Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: состояться этому спектаклю позволило отсутствие собственных театральных подмостков у консерватории и благожелательное отношение руководства оперного театра (Ильи Кияненко и Юрия Кочнева). Малочисленность курса (восемь человек) обусловила в По странному стечению обстоятельств, произведения итальянца Валентине Фьораванти, современника Моцарта, весьма популярного в конце XVIII века в Италии и Европе и вплоть до середины XIX в России, остались забытыми в наше время. Опера-буфф «Деревенские певицы» была написана для венецианского карнавала и, прошествовав по Европе, наконец, добралась до Петербурга, где ставилась на итальянском и русском языках и пользовалась, по откликам в прессе, большим успехом. По словам художественного руководителя Аркадия Шура, пьеса достаточно сложная, требующая настоящего вокального и актерского мастерства. Для того, чтобы спектакль увидел свет, пришлось проделать огромную подготовительную работу: опера ведь не ставилась более века, и достать партитуру было равносильно обладанию секретными материалами. Но настоящие профессионалы не ищут легких путей: студенты кафедры теории музыки и композиции, будущие композиторы, почти два года делали инструментовку клавира оперы для небольшого оркестра из двенадцати струнных и духовых инструментов. После такой титанической подготовки, можно сказать — полной реконструкции, в 2008 году начались репетиции, результат которых был представлен на суд комиссии и зрителей. Деревенские красотки Роза (сопрано Марина Фролова), Агата (меццо-сопрано Мария Шевченко), Джанетта (сопрано Елена Кузнецова), растаяв от комплиментов столичного маэстро, эдакого мачо и покорителя женских сердец, дона Бучефало (баритон Илья Садовой), готовы бросить все и уже бредят сценой. Дон Марко (баритон Антон Кузнецов), безнадежно влюбленный в Розу, приглашает музыкантов, ради ее дебюта на сцене. Но прекрасная пейзанка напропалую флиртует с маэстро, разбивая сердце «бедного» помещика и вызывая зависть товарок… Чтобы сохранить некоторую интригу, мы не будем пересказывать содержание оперы, скажем лишь, что, как в опере-буфф, здесь много комических ситуаций, в которые попадают герои, но венчает все перепетии счастливый конец. Добавим лишь, что разделенный пополам оркестр — это цирковой трюк, хоть и вынужденный в данном случае, но удачно вписавшийся в спектакль. Музыканты (солисты театра) становятся порой полноправными действующими лицами спектакля. С одной стороны, высокие потолки гостиной и разделенные струнные и духовые создают трудности для исполнителей, вынужденных ориентироваться только на дирижера, с другой же, создается некая атмосфера придворного или домашнего спектакля, когда артистов и зрителей не разделяют сцена и оркестровая яма. Интересны костюмы артистов — наряду с расшитыми камзолами и длинными летящими юбками, соответствующими эпохе XVIII века, мы видим довольно современные и немного легкомысленные бриджи на доне Бучефало, камуфляж на бравом Карлино (тенор Владимир Садков), и уж совсем неожиданно на сцену выходят стражи порядка в фуражках с красными околышами. Светлана Тенетко |
Главные новости19.11.2024 05.11.2024 30.10.2024 События30.10.2024 30.10.2024 25.10.2024 02.09.2024 |