Детский мюзикл в оперном театре

В театре оперы и балета состоялась премьера пиратского мюзикла в 2-х действиях «Остров сокровищ» (вольная фантазия по роману Р. Л. Стивенсона).

Мюзикл — плод труда постановщика и либреттиста Андрея Альбанова. Над ним он начал работать давно. Очевидно, Альбанову придал сил успех двух предыдущих работ для нашего оперного театра — оперетт «По щучьему велению» и «Морозко». Изначально, как удалось выяснить в приватном порядке, Альбановым «Остров сокровищ» намечался как спектакль «взрослый». На либретто откликнулись сразу трое композиторов: Сергей Колмановский, Борис Савельев и Сергей Баневич. Театр выбрал Баневича, создавшего музыку к нашему балету «Дюймовочка». В Саратове «Остров сокровищ» фактически стал мировой премьерой. Следом эту вещь на музыку Баневича собирается ставить С.-Петербургский театр музкомедии. Не пропала и музыка двух других композиторов. «Остров сокровищ» Колмановского будет ставить Самарский театр оперы и балета. Савельева услышат в Пятигорском театре оперетты.

Баневич, порадовавший саратовцев, известен россиянам как автор музыки к сериалам «Крот» и «Крот-2». В кино он писал музыку к фильмам «Николо Паганини», «Идущий следом», «О тебе», «Рейс 222». Баневич давно известен как автор «детской» музыки, создав её для опер «Белеет парус одинокий», «История Кая и Герды», «Фердинанд Великолепный», «Городок в табакерке», «Сверчок на печи», «Двенадцать месяцев», музыкальной феерии «Стойкий оловянный солдатик», мюзиклов «Судьба барабанщика», «Приключения Тома Сойера», «Иван Царевич и Серый Волк», «Сорочинская ярмарка», балетов «Снежная королева» и «Бэмби».

Произведения Баневича помимо России звучали на музыкальных фестивалях в Китае, Германии, США, Бельгии, Италии. Он активно занимается музыкально-просветительской деятельностью, являясь инициатором нескольких Международных детских фестивалей в Санкт-Петербурге.

Сцена из мюзикла «Остров сокровищ» Сцена из мюзикла «Остров сокровищ»

Декорации и костюмы спектакля радуют: даже если сравнивать с оформлением «пиратского» спектакля «Волшебные кольца Альманзора» в киселёвском ТЮЗе, то сравнение объективно оказывается в пользу нынешней премьеры. Художник-постановщик спектакля — заслуженный художник России, главный художник оперного театра Сергей Болдырев. Если ТЮЗовцы фактически калькировали блокбастер «Пираты Карибского моря», сыграв на увлечённости детей как самим фильмом, так и ко-продукцией, то Болдырев подошёл творчески не только к декорациям, в ограниченном сценическом пространстве соорудив целый остров, но и к костюмам каждого героя. Николай Антонов в образе Доктора Ливси смотрится просто великолепно: настоящий сказочный костюм доктора, вернее, Доктора Айболита! Проход народного артиста Владимира Верина, играющего слепого Пью, на фоне кулис отсылает к произведениям Диккенса, тем более, что у него на голове цилиндр, а на руках — перчатки без пальцев. Такая эклектика не только не отвлекает от действия «Острова сокровищ», но именно органична понятию мюзикла.

Детскость мюзикла довольно условна. Прекрасно, что не вуалируется тема алкоголизма. Пираты даже в представлении детей и должны быть разнузданными пьяницами, нелепыми и острохарактерными. Другое дело, что к недочёту можно отнести то, что надпись на вывеске трактира «Адмирал Бенбоу» выполнена латиницей. Положим, все зрители, знакомые с компьютерными играми и масс-медиа, спокойно воспринимают англицизм, но вот надписи на пиратском ящике с разных сторон «Индийский чай» и «Динамит» по-русски — куда как убедительнее.

В самом начале мюзикла на сцене происходит убийство. Органичная игра и прекрасная музыка нивелируют натурализм сцены, в которой крупный, ярко разодетый по-пиратски (в камзоле и треуголке) Билли Бонс натуралистично падает посреди сцены, сражённый пистолетным выстрелом Халяпина (Черный Пес). Упоминание чертей, выражение Сильвера (Гранич с его «фирменной» бородкой матадора) «держи краба!», появление в трактирной сцене портовой шлюхи и даже большой канкан — всё это совершенно нормально воспринимается детьми, одновременно будучи увлекательным и для взрослых.

В спектакле имеется и пресловутая толерантность, т.е. в нём выведена фигура Негра. Это наглый пират с ножом, вначале маскирующийся под слугу-носильщика. Таким образом, Негр всё же персонаж отрицательный.

Все пираты по либретто пьют изготовленный колдуньей Аскарокисой (Наталья Даринцева, Марина Демидова) волшебный напиток, изменяющий сознание — они забывают про то, что являются злыми пиратами и возвращаются в родной Бристоль добрыми матросами. В финале не только они, но буквально все счастливы: Аскарокиса дозволяет Джиму полюбить красавицу Принцессу Моэ и забрать её в Англию, тем более что Принцесса дикарок-амазонок — на самом деле английская леди Фэнни, чудом спасшаяся при кораблекрушении девочка, воспитанная Аскарокисой.

Сцена из мюзикла «Остров сокровищ» Сцена из мюзикла «Остров сокровищ»

Амазонки по-настоящему стреляют из луков в мишень. Также по-настоящему в конце первого действия палит пушка. А вот иллюзионный трюк с полётом в зрительный зал оперённых разноцветных пик, поставленный доктором технических наук, магистром фокусов Александром Свешниковым, не отвлекает, но потрясает, как часть сценического волшебства Аскарокисы.

Всё в спектакле выглядит эстетически привлекательно, как, например, мизансцена беседы Доктора Ливси и Сквайра Трелони с турецкой феской на голове (заслуженный артист Виктор Демидов), мечтательно рассматривающих модель корабля. Сквайр произносит по прибытию в порт речь о том, что сокровища — ничто по сравнению с самим духом приключений, с красотой и безбрежностью океана. Детям преподносится здравая мысль о нестяжании. В финале найденные, казалось бы, сокровища (только остаётся сбить замок на сундуке) проваливаются в пещеру с началом землетрясения. Артисты, спев про любовь и дружбу, победившую злобу и алчность, начинают откровенно «чумиться». Гранич, костыляя к слепому Пью, срывает с Верина чёрные очки, а тот мутузит его тростью. Нога Сильвера «оживает», и он начинает отплясывать, пристукивая костылём для ритма. Сильвер (Роман Гранич) вообще предстаёт эдаким душкой: красиво поёт под гитару лиричную песню на стихи Стивенсона, во время которой возникает видение Цыганки. Даже когда он говорит про замышляемое убийство положительных героев, в это не верится. И, конечно, в «Острове сокровищ» не обошлось без знаменитого попугая Флинта.

Так что смотреть премьеру в будущем сезоне надо: прекрасная музыка (ничем не слабее «взрослой» «Маргариты»), красивые костюмы, очень подходящие каждому персонажу, добрый смысл. Вполне можно ставить премьеру на вечернее время.

Борис ГЛУБОКОВ
Саратов Информ

Театр

Все новости и события…