Заслуженный успех Саратовского оперного

Кто-то сказал, что всем праздникам присущ только один недостаток: они слишком быстро проходят. Вот и XXI Собиновский музыкальный фестиваль, которого любители музыки нашего города ожидали целый год, закончил свою безусловно успешную работу в минувшую пятницу — 30 мая.

О российской премьере Симфонического Евангелия Алемдара Караманова «Совершишася», которая открыла фестиваль, наша газета рассказала в своем позапрошлом номере. На прошлой неделе мы информировали вас о Конкурсе Конкурсов вокалистов и его победителях, а сегодня мы поговорим еще о нескольких фестивальных вечерах.

Из них, пожалуй, только один — выступление современной труппы Русского камерного балета «Москва» («Свадебка» на музыку И. Стравинского и «Terraclinium» на музыку нескольких композиторов) — крайне неоднозначно был воспринят зрителями. Одни пришли в восторг, другие этот балет просто не приняли. Что ж, спорные спектакли тоже имеют право на существование.

Cцена из оперы «Бал-Маскарад» Cцена из оперы «Бал-Маскарад»

Все остальные вечера фестиваля — и оперные, и балетные, и концертные — и у публики, и у критиков (а на фестивале присутствовали музыкальные критики из разных городов России) единодушно получили только наивысшие оценки.

Руководитель отдела международных и общественных связей Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, доцент РАТИ, театральный критик Ирина Черномурова: «Меня «Севильский цирюльник» порадовал именно тем, что во всех постановочных слагаемых это суперпрофессиональный спектакль, в котором нет ничего лишнего и ничего случайного. Удивительно, что Леонид Сметанников поет ту же партию, что и 30 (!) лет назад (тогда «Севильский цирюльник» был поставлен у вас в Саратове тем же режиссером — Петровым). Я только могу преклоняться перед Сметанниковым за то, что 30 лет спустя он находится в такой прекрасной форме: и физической, и вокальной, легко справляясь со сценическим движением и вокальным напряжением. При нем все: и школа, и опыт, и мастерство…»

В опере «Бал-маскарад» Дж. Верди (еще одна премьера этого сезона) саратовцы смогли услышать в партии Ульрики певицу с мировым именем — солистку Большого театра России Елену Манистину (в свое время она училась в Саратовской консерватории). «Часто ли вам приходится слышать мнение, что Вы — лучшее меццо-сопрано мира?» — расспрашивали мы Елену за кулисами. «Если честно, то приходится», — улыбнувшись, скромно и кратко ответила она.

Высокое профессиональное мастерство в «Евгении Онегине» продемонстрировали солисты Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Наталья Петрожицкая (в партии Татьяны) и Дмитрий Зуев (в партии Онегина). Добавим, что Дмитрий Зуев в прошлом году стал лауреатом Конкурса Конкурсов нашего Собиновского фестиваля (вторая премия).

Что касается балетных спектаклей, хочется в первую очередь назвать «Жизель» А. Адана. В ней несомненный артистизм, талант, одухотворенность и искренность исполнения (в партии Жизели) проявила народная артистка России Оксана Кузьменко. В партии Альберта — ее партнер Станислав Бухараев тоже получил много аплодисментов (они оба — солисты Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко).

Оперный театр на протяжении всех 13 майских дней был практически полным, но в предпоследний фестивальный вечер — 29 мая — он был забит до отказа. В балете Л. Минкуса «Дон Кихот» в партии Китри саратовцам представилась возможность увидеть приму-балерину Большого театра России, народную артистку России Светлану Захарову. Не так давно она первой из российских артистов получила титул «звезды» (Этуаль) балетной труппы миланского театра «Ла Скала». Яркую зрелищность и безупречный профессионализм танцовщика показал в партии Базиля партнер Захаровой, народный артист России, премьер Большого театра России Андрей Уваров. Временами казалось, что ему на не маленькой сцене театра было просто тесно.

Cцена из спектакля «Севильский цирюльник» Cцена из спектакля «Севильский цирюльник»

Разножанровость и многоликость фестиваля подчеркнул вечер старинного русского романса. В сопровождении струнного квартета Саратовского академического театра оперы и балета русские и цыганские романсы удачно исполнила Наташа Мазэ-Макарова (Франция). Выйдя замуж за француза, она не выступала в России 15 лет, поэтому очень волновалась перед своим концертом в Саратове. Но волнения певицы оказались совершенно напрасными: бывшие соотечественники ее приняли тепло и доброжелательно.

На заключительном концерте фестиваля состоялось торжественное вручение наград победителям Конкурса Конкурсов вокалистов. Первую премии вручил губернатор области Павел Ипатов Анастасии Бакастовой (Москва). Вторую премию получил Женишбек Ысманов (Кыргызстан, Бишкек) из рук министра культуры области Михаила Брызгалова. А третью премию Дмитрию Полкопину (Челябинск) вручила председатель совета директоров ОАО «БАТ-СТФ» (саратовское подразделение компании «Бритиш Американ Тобакко Россия» — генерального спонсора фестиваля) Татьяна Мамина.

В заключение этих заметок нельзя не сказать о следующем: наш оперный театр заслуживает всяческих похвал не только за огромную работу по четкой и выверенной организации всего фестиваля в целом. Но и за то, что очень высоко держит планку своей творческой деятельности. Ограничусь только двумя примерами. В опере «Евгений Онегин» достойным партнером столичных гастролеров выступила Екатерина Куликова (Ольга). А в балете «Дон Кихот» вместе со звездами мирового уровня свое высочайшее профессиональное мастерство продемонстрировали и наши балерины: дипломанты Международного конкурса Наталья Колосова и Вера Шарипова.

Татьяна ЛИСИНА
«Богатей»

Театр

Все новости и события…