Светлана Захарова: проблемы фермеров могу и не знать…На минувшей неделе на сцене Саратовского академического театра оперы и балета танцевала в «Дон Кихоте» Захарова — Светлана, не расхолаживает, когда в коротком промежутке между лучшими сценами мира оказываешься вдруг в провинции? Какое впечатление оставила саратовская публика, перед который вы выступали впервые? Остались ли довольны ею и собой? Я и мой партнер Андрей Уваров работали на все сто процентов. Завели и труппу, и зал. Был очень теплый прием, настоящие овации, да вы и сами слышали. Мне вообще нравится выходить на сцену и доказывать свой профессионализм. Что же до провинциальности, подразумевающей некоторую второстепенность происходящего, то здесь этого нет и в помине. Саратов — театральный город с прекрасной школой и подготовленным зрителем, а Собиновский фестиваль, в рамках которого прошел балет «Дон Кихот», давно стал явлением не только саратовской культурной жизни, но и российской. На спектакль я пригласила учащихся хореографического училища, думаю, ребятам это пойдет на пользу. Директор театра Илья Федорович Кияненко сделал все, чтобы наше пребывание в Саратове было комфортным. Отдельное спасибо министру культуры области Михаилу Брызгалову.
Для Саратова вы не просто звезда балета, а еще и свой человеке Госдуме, поскольку выдвигались туда от региона. Но что реально в большой политике может сделать артист, да и остается ли на это время? Вы хоть чемоданы в перерыве между гастролями успеваете разбирать? Успеваю, успеваю… Я вообще большую часть времени стараюсь проводить в Москве — здесь и мой дом, и основная работа: в театре, а теперь и в Думе. Сделать можно много чего, было бы желание. Когда я в Москве, то мой рабочий день выглядит так: утро — репетиционный класс, день — заседание в Госдуме, вечер — спектакль в Большом театре. Быть первой балериной первого театра страны — это особое состояние, но когда понимаешь, что кроме этого ты представляешь уже и государство, то испытываешь совершенно другие чувства и еще большую ответственность. Нужно очень много работать и исполнять то, что обещаешь людям. В парламенте я вхожу в комитет по культуре. Ну и кто, считаете, там должен быть, если не люди искусства? Проблемы фермеров или строителей я могу не знать и не вижу в этом ничего зазорного. Зато прекрасно знаю проблемы тех, кто служит в балете, опере или драматическом театре — об их нищенских зарплатах, мизерных пенсиях. Нам не надо объяснять, что там происходит. Мы сами часть этого мира. Мне бы хотелось, чтобы строили новые дворцы искусств, куда могли прийти все желающие. Уметь танцевать, петь или рисовать просто для общего развития — это же прекрасно! А поскольку я выдвигалась от Саратовской области, то и собираюсь в первую очередь продвигать именно ее интересы, наметок по работе в регионе у меня много. Нельзя конкретизировать хотя бы ближайшие планы? Приехав в Саратов, я побывала в областной думе, встретилась с коллегами-депутатами. Обсуждали с ними план постройки нового комплекса зданий хореографического училища. Чтобы в нем обязательно был интернат. Тогда талантливые дети смогут приезжать туда и беспрепятственно проходить обучение. Похоже, политическая жизнь вас действительно весьма притягивает… Да, мне это очень нравится. Не хочу быть педагогом-репетитором, когда закончу свою карьеру. Мне больше по душе руководить, управлять, организовывать. А сами вы когда пришли в балет? Вернее, когда вас туда привели, ведь этим видом искусства надо начинать заниматься очень рано? Благодарна маме за то, что она привезла меня поступать в балетное училище в десять лет. Конечно, я толком не понимала, что меня ожидает. До этого занималась и в танцевальном кружке в Доме пионеров, и плаванием, и гимнастикой. Так что мышцы у меня были готовы к нагрузкам. А вот психологически было очень тяжело. На выходные мама приезжала в Киев — мы гуляли по Крещатику, ходили в театры. А потом наступал вечер — время возвращаться в общежитие училища. Поезд, в котором уезжала мама, исчезал в сумерках, а я, стоя на перроне, глотала слезы. А потом приходил понедельник, и надо было снова идти на занятия. Учиться было тяжело, да и в театре не легче, но профессия открыла меня миру и мне открыла мир. В советское время считалось, что в области балета мы «впереди планеты всей». А как теперь, не сдаем потихоньку позиции? Пока в балете все держится на старой советской школе, на тех педагогах, которые готовы были всю душу отдать искусству и учить нас за копейки. Но сейчас активно развиваются Корея, Китай, Япония, переманивают наших педагогов, предлагая им огромную зарплату. Поэтому лет через десять может образоваться провал — новых танцоров просто некому будет учить. Вторая проблема — сильный пол. В балет мальчики и раньше не очень охотно шли. Теперь же ребята хотят либо спортом заниматься, либо бизнесом или политикой. Да и родители стараются выбрать им более выгодные в плане заработка профессии. Зато те мужчины, что пока остались в балете, все активнее осваивают женскую территорию — даже пачки надевают и на пуанты встают… Знаете, в балете на первом плане всегда была балерина. А партнер стоит сзади, поддерживая танцовщицу. Конечно, Рудольф Нуриев многое изменил в балете, доказав, что мужчина тоже может быть в центре внимания. И наш великий балетмейстер Юрий Григорович иногда в спектаклях делил акценты поровну, а порой и выдвигал мужчин на первый план. Но там были настоящие мужские танцы! А если человек в мужском танце не добивается таких высот, как Васильев, Барышников, Нуриев, Лавровский… Что ж, придется ему, видимо, становиться на пуанты, чтобы быть заметнее. У вас есть самая любимая роль? Каждая роль должна быть любимой. Это как с детьми: чем больше ты вложишь в свою роль, партию, тем больше потом получишь от зрительного зала. Про то, чтобы самой стать мамой, не думаете? Да уже года два как думаю! А прежде даже мысли не возникало, что можно сделать паузу в балете. Нос возрастом появляется Владимир КИСЕЛЕВ, Юлия ШИГАРЕВА
|
Главные новостиСобытия20.12.2024 30.10.2024 |