Светлана Захарова: «Без любви жить нельзя»

За всю трехвековую историю миланского театра «Ла Скала» титул «Этуаль балетной труппы» (в русском переводе «этуаль» означает «звезда») получила только одна российская балерина — Светлана Захарова.

Уходящий театральный сезон для примы-балерины Государственного академического Большого театра России Светланы Захаровой оказался фантастически удачным. В нем она удостоена Государственной премии России, почетного звания «народная артистка Российской Федерации» и была избрана депутатом Государственной думы РФ от Саратовской области. На только что закончившемся в Саратове XXI музыкальном Собиновском фестивале она блестяще выступила в партии Китри в балете Минкуса «Дон Кихот». Перед спектаклем известная всему миру балерина пообщалась с журналистами «Труд-Саратов».

В свое время великая балерина Анна Павлова сказала: «Артист должен знать все о любви и научиться жить без нее». Что вы скажете по этому поводу?

Я думаю, что без любви жить нельзя. Пусть это будет счастливая, а потом, может статься, и несчастная любовь. Но все эти пережитые чувства помогают артисту создавать образы на сцене. Ведь все наши балеты, по сути, о любви — либо о счастливой, либо о несчастной. И, чтобы зритель в эти чувства поверил, артисту нужно их пережить самому. Без любви не может быть ничего, тем более искусства.

Продолжим тему любви. Известный французский кинорежиссер Клод Лелюш, снявший культовый фильм «Мужчина и женщина», недавно сказал, что любовь выдумали женщины. Вы с этим согласны?

Не знаю. Эту фразу я прокомментировать не возьмусь.

Советский балет в прежние годы считался лучшим балетом в мире. Можно ли это сказать о российском балете или он снизил творческую планку?

Нет, российский балет остается на высоте. Показатель этого — наши гастроли в Лондоне, в Париже. Каждые полгода мы куда-то едем. Этим летом будем в Амстердаме. У нас большой репертуар, мы везем много спектаклей, будем танцевать там долгое время. В Лондоне мы были более двадцати дней, и каждый вечер спектакли шли при полностью забитых залах. Мы имели огромный успех. Зимой выступали в Париже, тоже произвели фурор. За несколько месяцев до приезда во Францию на наши выступления все билеты были раскуплены. Я считаю, это показатель того, что российский балет сегодня на высоте.

Насколько Барышников повлиял на вашу судьбу? И патриотичны ли вы сами? Могли бы вы так же, как и он, покинуть свою страну?

Тогда была совсем другая ситуация. Сегодня я никогда бы не покинула Россию. Думаю, что и Барышников сейчас тоже не уехал бы из России. У нас теперь гораздо больше прав, и перед нами открыт весь мир. Если ты нужен где-то, можешь ехать танцевать в любую страну мира и каждый раз возвращаться домой. Тогда такой возможности не было. Были определенные рамки. Артисты танцевали только то, что предлагал им театр. Михаил Барышников — великий танцовщик. Он хотел чего-то нового, именно поэтому и уехал. Мы познакомились с ним в Америке, где я была на гастролях Большого театра. Он невероятно интересный человек, с потрясающей харизмой. Я могла бы разговаривать с ним целый день. В свое время он увидел меня на концерте в Версале и пригласил директрису «Гранд-Опера», чтобы она посмотрела на меня. Тогда мне было лет двадцать, и я сама нигде еще не гастролировала. Это было мое первое важное приглашение. После того как директриса пришла на концерт, она тут же пригласила меня на спектакль в «Гранд-Опера» танцевать в «Баядерке». А если ты танцуешь в Европе, тебя знает уже весь мир. И именно после этой «Баядерки» на меня посыпалось невероятное количество приглашений из Италии, Германии, Америки. Так что Михаил Барышников, сам того не подозревая, распахнул для меня окно в Европу. Наверное, это все равно случилось бы, но гораздо позже.

Татьяна ЛИСИНА,
Труд Саратов

Театр

Все новости и события…