Страсти по АпокалипсисуВ Саратове открылся ХХI Собиновский музыкальный фестиваль. Своему рождению в 1986 году фестиваль обязан директору Саратовской Оперы Илье Кияненко и художественному руководителю театра Юрию Кочневу. Фестиваль был назван в честь великого русского тенора Леонида Собинова, который Собиновский фестиваль — одно из крупнейших культурных событий страны. В мае, когда проводится фестиваль, Саратов становится центром творческой музыкальной и театральной жизни. Традиционно программа фестиваля включает все жанры музыкального искусства. Как всегда, в афише представлены и премьерные спектакли сезона, в этом году — это оперы Как правило, открывается Собиновский фестиваль исполнением масштабных, редко звучащих произведений. Нынешний праздник поразил слушателей российской премьерой грандиозного симфонического цикла из 10 частей по четырем Евангелиям «Совершишася» Алемдара Караманова. Цикл написан для увеличенного состава оркестра, большого и детского хоров, солистов (виолончели, скрипки, тенора). Алемдар Караманов, выдающийся композитор-симфонист нашего времени, создал 24 симфонии, среди которых два макроцикла: «Совершишася» и «Бысть» по Апокалипсису, «Stabat Mater», Реквием, Месса, три фортепианных и два скрипичных концерта, увертюры для оркестра, огромное количество камерной инструментальной, вокальной и хоровой музыки.
Творчество Алемдара Караманова, пребывавшее в забвении в советский период, в последнее время вызывает огромный интерес. Его музыка — это «воплощенная в звуках религия» — уникальна по степени погружения в мир вневременных истин, осмысленных глубоко верующим человеком. Попытки частично исполнить «Совершишася» предпринимались не раз начиная с 2000 года. Однако полностью цикл прозвучал лишь 13 декабря 2006 года в Киеве. Исполнение «Совершишася» на Собиновском фестивале — это не только российская премьера, но и первое музыкальное прочтение, наиболее близкое к авторскому замыслу. Впечатляющий успех, с которым была встречена премьера этого сложнейшего произведения, — результат кропотливой работы большого коллектива Саратовского театра оперы и балета, солистов Р. Комачкова, А. Маркиной, П. Корчагина, С. Сидорова, Губернского театра хоровой музыки, хора Саратовской консерватории. И, конечно, прежде всего симфонического оркестра, хора и дирижера — Юрия Кочнева. Благодаря его подвижнической деятельности и высочайшему профессионализму произведение Караманова впервые прозвучало во всем своем совершенстве. На пресс-конференции, состоявшейся после открытия фестиваля, Юрий Кочнев поделился впечатлениями о музыке Караманова, назвав его одним из крупнейших композиторов нашего времени, и отметил, что «Совершишася» трудно сравнить по масштабности замысла с Директор Саратовского театра оперы и балета и директор Собиновского фестиваля Илья Кияненко в приветственном слове фестивалю подчеркнул, что «престиж Собиновского фестиваля растет с каждым годом, он демонстрирует свою жизненную силу, богатейший потенциал отечественной исполнительской школы». Добавим, что фестиваль раскрывает и неиссякаемый творческий ресурс талантливых российских музыкантов, стремящихся к возвращению из забвения произведений великих авторов. Елена КЛОЧКОВА
|
Главные новостиСобытия20.12.2024 30.10.2024 |