Тринадцать праздничных вечеров

В 21-й раз Саратовский театр оперы и балета дарит любителям музыки настоящий праздник — Собиновский музыкальный фестиваль.

По сложившейся традиции фестиваль открывается исполнением масштабных произведений. В этом году здесь давали российскую премьеру — симфоническое Евангелие в 10 частях для солистов, хора и оркестра «Совершишася».

В зале звучала музыка Алемдара Караманова — крупнейшего российского композитора нашего времени, к сожалению, мало известного широкой публике. В исполнении этого поистине эпохального произведения приняли участие оркестр театра под управлением народного артиста России Юрия Кочнева, Губернский театр хоровой музыки (художественный руководитель Людмила Лицова), хор Саратовской государственной консерватории, концертный детский хор, хор оперного театра (всего 180 хористов!). Нельзя не назвать и прекрасно выступивших солистов: это приехавший из Москвы Рустам Комачков (виолончель), заслуженная артистка России Алла Маркина (скрипка), Павел Корчагин и Александр Баев (теноры).

Выступление кумира.

Порадовали саратовцев и последующие фестивальные вечера.

В опере Верди «Бал-маскарад» с большим успехом в партии Ульрики выступила певица с достойной международной репутацией Елена Манистина, солистка Большого театра России. Для нашего города она, кстати, совсем не чужой человек — в свое время Елена училась в Саратовской консерватории.

Большой фурор среди публики произвел театрализованный концерт «В стиле ретро». Он состоял из наиболее популярных произведений Исаака Дунаевского, которого некогда называли «русским Штраусом» и «советским Моцартом».

Московские критики посчитали эту постановку «гражданским подвигом театра». Участниками концерта были оркестр театра под руководством Юрия Кочнева, хор и ведущие солисты оперы и балета. Среди них народные артисты России Леонид Сметанников (это был его дебют в концерте «В стиле ретро») , Владимир Верин, Валентина Баранова, Игорь Стецюр-Мова, заслуженные артисты России Ольга Кочнева, Виктор Григорьев, Виктор Демидов, Александр Багмат и другие. Завершился концерт хоровым исполнением легендарной «Песни о Родине». Причем с самых первых строк — «Широка страна моя родная» — подпевал весь зал.

Как всегда, в центре внимания был Леонид Сметанников. Свое выступление любимец саратовских слушателей посвятил 135-летию со дня рождения Сергея Рахманинова. Певец включил в программу концерта также произведения Даргомыжского, Прокофьева и Свиридова. После бурной и продолжительной, как в старые времена, овации к Леониду Анатольевичу началось настоящее паломничество поклонников его таланта. Кто-то пришел за автографом, кто-то просил подписать только что купленные новые диски, а многие — сфотографироваться с известным певцом.

Элементарно, Ватсон.

За популярное искусство в этом году отвечала шоу-группа «Доктор Ватсон». Несомненный артистизм, хороший вкус при выборе композиций и искренность исполнения сразу были приняты публикой «на ура». Среди нее находились люди разных поколений, но все они с восторгом слушали известные произведения и середины прошлого века.

Свою долю аплодисментов сорвала приехавшая из Франции певица Наташа Мазэ-Макарова. В сопровождении струнного квартета Саратовского оперного театра она исполнила нестареющие русские романсы.

Первый приз уехал в Москву.

Как и на предыдущих фестивалях, интригующим оказался конкурс конкурсов вокалистов. В нем приняли участие двенадцать певцов, приехавших из Москвы, Екатеринбурга, Уфы, Челябинска и Ростова-на-Дону, а также из Китая, Казахстана и Кыргызстана. Всех без исключения конкурсантов зрители приняли очень тепло. А с некоторыми из них автору этих беглых заметок удалось пообщаться.

В день исполнения оперы «Евгений Онегин», где блистали москвичи Наталья Петрожицкая (Татьяна) и Дмитрий Зуев (Онегин), моими соседями по зрительному залу оказались конкурсанты Елена Низамутдинова (Казахстан), Ли И Лунь (Китай) и Женишбек Ысманов (Кыргызстан). Они пристально следили за каждым движением на сцене и ловили все вокальные интонации. В ходе беседы с молодыми певцами выяснилось, что Ысманову еще в студенческие годы доверили исполнять партию Ленского. А Елена Низамутдинова поет партию Татьяны в Астане. Моим собеседникам, безусловно, хотелось бы попасть в число лауреатов Собиновского. Но сделать это удалось только Женишбеку.

27 мая, после завершения второго тура конкурса конкурсов, были объявлены общие итоги соревнований певцов. Первую премию (75 тысяч рублей) жюри присудило Анастасии Бакастовой, солистке Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Второе место (и 50 тысяч рублей) досталось Женишбеку Ысманову, солисту Кыргызского национального театра оперы и балета им. А. Малдыбаева. Третье место у Дмитрия Полкопина, солиста Челябинского академического театра оперы и балета им. М. Глинки. Кроме того, дипломантами фестиваля стали Ирина Боженко, солистка Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, и Лариса Ахметова, солистка Башкирского государственного театра оперы и балета. Они получат спецпризы по 10 тысяч рублей.

А сегодня в «Дон Кихоте» должна танцевать Светлана Захарова, которая считается одной из лучших балерин мира. Прима-балерина Большого театра, этуаль миланского театра «Ла Скала» в 2008 году была избрана депутатом Государственной думы РФ от нашей области.

Татьяна ЛИСИНА
Труд Саратов

Театр

Все новости и события…