О небе, распятии, ангелахXXI Собиновский фестиваль открылся никогда не звучавшим в России произведением Караманова. Статусный международный проект Саратовского академического театра оперы и балета — Собиновский музыкальный фестиваль — проходит уже в двадцать первый раз. Долгожительству и авторитетности этого проекта способствует сам концепт фестиваля, артикулирующий позицию жанрового универсализма: от парада премьер Саратовского театра оперы и балета и выступлений гастрольных трупп и музыкантов, масштабного конкурса вокалистов, семинара молодых критиков до актуальных Двадцать первая афиша Собиновского также составлена по этому неканоничному принципу и собирает на сцене Саратовского оперного театра цикл его новых спектаклей —
Но апогеем программы оказалось событие, состоявшееся в день открытия фестиваля. По сложившейся традиции худрук Собиновского и главный дирижер Саратовского театра оперы и балета Юрий Кочнев подготовил на открытие традиционную крупную оркестровую партитуру, задающую грандиозными масштабами тонус всему фестивалю. В прежние годы на Собиновском прозвучали «Реквием» Берлиоза, «Военный реквием» Бриттена, «Сотворение мира» Гайдна, Te Deum Брукнера, Пятая симфония Филиппа Гласса — заметные культуртрегерские акции, требующие консолидации музыкальных сил города. На нынешнем открытии к хору и оркестру Саратовского оперного театра присоединились Губернский театр хоровой музыки с детским концертным коллективом, хор Саратовской консерватории, солисты Рустам Комачков (виолончель), Алла Маркина (скрипка), два тенора — Павел Корчагин и Сергей Сидоров. Столь плотного состава потребовало первое в России исполнение сочинения, овеянного в музыкальном мире легендой, как и имя его автора Алемдара Караманова. Ушедший из жизни год назад композитор услышал за месяц до своей смерти в Пасхальную ночь трансляцию Симфонического Евангелия в 10 частях для солистов, хора и оркестра, написанного им Премьера в Саратове программного для самого Караманова сочинения показала, что, кроме очень трудоемкой оркестровой и хоровой работы, требующей абсолютно прозрачного, точно сведенного звука, не искажающего многослойную и одновременно легкую, струящуюся, словно эфир, музыкальную ткань, движение в глубь карамановского визионерского звукового потока возможно на пути сосредоточенной духовной работы. Только она открывает способность воссоздавать в звуках грандиозный христианский космос, где трубный глас живописует Божий. Саратовским музыкантам удалось совпасть с этой мистериальной вибрацией карамановского сочинения, с его тяжелым и высоким напряжением, с его трагизмом и красотой узнаваемых мотивов — реминисценций Скрябина, Шопена, Рахманинова, с его медитативной сосредоточенностью, прозрачностью детских голосов, мерными «апостольскими шествиями» и обжигающим мажорным Светом. По сути, в «Совершишася» реализован потенциал, который был открыт древним культурам через мистерию, через ясновидение, утрачен и переведен в рефлексию, в вечный поиск ключей к божественной книге творения, до сих пор открывающейся лишь избранным. Остальным дается шанс постичь ухом эти видения и почувствовать дыхание иной красоты и радости, где, по словам Эмануэля Сведенборга, живут
— Начав работать над сочинением Караманова, я очень быстро почувствовал магию этой музыки, которая захватила и всех музыкантов. Мы работали самозабвенно, чтобы воплотить этот грандиозный замысел. Аналогов такому сочинению, как «Совершишася», в нашей российской музыке нет — ни по масштабу, ни по мастерству выполнения, ни по своему духовному потенциалу. Караманову было дано право осуществить такой замысел. И он творил его, а реминисценции, которые так фантастически тонко, пунктирно звучат в его музыке — Ирина МУРАВЬЕВА |
Главные новостиСобытия20.12.2024 30.10.2024 |