Российская премьера в Саратове

XXI Собиновский музыкальный фестиваль, генеральным спонсором которого является компания «Бритиш Американ Тобакко Россия», стартовал необычно: мощным витком духовности. Впервые в России было исполнено Симфоническое Евангелие в 10 частях для солистов, хора и оркестра Алемдара Караманова «Совершишася».

«Совершишася» — так величественно и возвышенно звучит на старом, церковнославянском языке последнее слово Иисуса Христа в его земной жизни. На современный литературный язык оно переводится так: «Совершилось».

…Над сценой на электронном табло высвечивались цитаты из Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. А впечатление от музыки — то необыкновенно величественной, то трагической, то радостной, то нежной — усиливал видеоряд. Это уже идея театра. На двух экранах (справа и слева от сцены) появляются картины художников самых разных стран и эпох на библейские темы. Из огромного количества созданных полотен наиболее соответствующие музыке отбирал лично дирижер Юрий Кочнев. О том, насколько удачно вообще решение видеоряда и насколько точно подобраны картины, рассказывать тем, кто не был этим вечером в зале, трудно. Театр выпустит DVD-диск, но вряд ли запись концерта сможет в полной мере передать то ощущение грандиозности божественного замысла, которое, думается, возникло в зале у многих.

А зал оперного театра, к чести саратовцев, был почти полон. Присутствовали в нем и лица духовного сана.

В первой части произведения, которая звучит 35 минут, прослеживаются все основные события Евангелия до вознесения, а в последующих девяти частях все темы раскрываются подробно. Вторая часть произведения представляет собой поразительный по красоте и силе воздействия концерт для виолончели. Исполнил его один из наиболее талантливых молодых виолончелистов Рустам Комачков, приглашенный из Москвы. А на экране в это время картины, где Иисуса окружили дети.

В Девятой части неожиданно за поднявшимся занавесом обнаружился необыкновенный по своей численности хор, объединивший все хоровые силы Саратова: Губернский театр хоровой музыки, хор консерватории, детский хор Губернского театра хоровой музыки, хор оперного театра. «Аллилуйя!» и новая песня на 117-й псалом Давида «Славьте Господа…» были божественно величественны в исполнении почти двухсот голосов.

Был расширен и состав самого симфонического оркестра: шесть труб вместо обычных двух, три саксофона (этот инструмент в состав оркестра вообще не входит) и т.д. Даже дирижерский пульт пришлось расширить: партитура не вмещалась.

Предоставим слово художественному дирижеру фестиваля, народному артисту Юрию Кочневу: «Каждый фестиваль мы открываем важным музыкальным произведением, которое становится событием иногда не только жизни Саратова, но и всей России. Так было несколько лет назад, когда на открытии одного из фестивалей прозвучала симфония американского композитора Филиппа Гласса на религиозные темы, тексты для хора в ней были взяты из различных источников: использовались и африканские версии сотворения мира, и индуистские (Бхагават-Гитта), и Библия — все то, что накопило человечество в пути религиозного познания.

На этот раз аналогичное событие тем более приятно, что это музыка российского композитора. Имя Алемдара Караманова мало кому известно в силу обстоятельств его жизни, но оно будет вписано золотыми буквами в историю классического музыкального искусства России на многие века».

О композиторе широкому кругу, действительно, почти ничего неизвестно. Неожиданно уехав из Москвы в Симферополь, он устранился от общественной жизни и сочинял там свои симфонии по вдохновению свыше. Мы назовем не только даты жизни Алемдара Сабитовича Караманова: 1934–2007, но и дадим высказаться его ближайшим родственникам и музыковедам, которые ради этого концерта с радостью приехали в Саратов.

Севиль Сабитовна Крылатова, сестра композитора: «Однажды на кухне я слышала страшный монолог художника, произведения которого не звучат. В этом была такая боль, такое страдание! Но был только один эпизод, внешне он никогда своих горьких чувств не показывал. И судьба его обласкала. В год его ухода из жизни состоялись девять исполнений его крупных произведений, в их числе две мировые премьеры: первое исполнение Реквиема, который был написан за 20 лет до этого, и «Совершишася» в Киеве. Это произведение ждало своего исполнения 40 лет.

Многие вещи брата звучали, но изредка, эпизодически. И в Берлине его играл Ашкинази, и в Лондоне у него был авторский концерт, где было исполнено его «Stabat Mater». Но такого масштабного исполнения всего цикла в одном концерте, всех десяти частей, да еще с видеорядом, не было. Мы присутствуем при грандиозном событии.

А вы знаете, брат ведь бывал в Саратове! Когда учился в музыкальном училище, он прилетал в Саратов на какой-то конкурс. Играл. Он был настолько беден и, даже среди студентов, настолько плохо одет, что ему коллеги конкурсанты дали одежду, чтобы он мог выйти на сцену и сыграть. Об этом написала мама в своих воспоминаниях. Материальные трудности его сопровождали всю жизнь. Хотя министерство культуры СССР постоянно покупало все его симфонии по самой высокой ставке. Потому что председатель Союза композиторов Тихон Хренников очень высоко ценил его талант композитора».

Олег Алемдарович Миерханов, сын композитора: «Мне сложно, да, пожалуй, за такое короткое время и невозможно рассказать о такой масштабной личности, каким был отец.

Партитуру «Совершишася», свой главный корабль, он отправил в плаванье 40 лет назад. Это немалый срок. И вот этот корабль вошел в пределы вашей гавани. Он писал внутренним слухом, его музыка звучала только в его творческом воображении. Очень горько, что папа не дожил одного года до сегодняшнего дня. Но уверен, что сейчас он с нами. Ему был подвластен синтез глубочайших знаний строений архитектуры музыкального бытия. И он утверждал, что испытывал озарение свыше».

Кристина Алемдаровна Бабаскина, дочь композитора: «Мы всегда знали, что отец — великий человек. Он был великим во всем — в семье, в жизни. В быту был, как ангел: добрый, светлый, чистый, открытый. Потрясающий в мелочах. Обожал кошек.

Был широко образованным человеком. Религия была его образом жизни, он часто ходил в церковь. Очень любил людей. О композиторах отзывался всегда тепло, хотя и был, вероятно, значительно талантливее некоторых из них. Но никогда не обижал собрата по перу. Ни грамма снобизма, заносчивости. В музыкальных учреждениях не служил, был свободным композитором. Большинство своих произведений создал, гуляя по Симферополю».

Максим Подскочий, аспирант Московской консерватории, изучающий творчество Караманова: «Вас интересует его биография? Алемдар Сабитович родился в Симферополе. Учился в Московской консерватории и аспирантуре при ней. Но в 1965 году неожиданно уехал из Москвы, вернулся в Симферополь. В это время он осознанно принял христианство.

Для советской музыки в середине 60-х годов даже слова «Бог», «Христос» были хуже самого яркого проявления авангардизма. Помните закрытие выставки Хрущевым в Манеже, когда он сказал, что все там представленное — не искусство, а ерунда? А Караманов был впереди планеты всей. Его имя — Алемдар — переводится с турецкого «несущий знамя впереди». Отец композитора ведь был турком, а мама — русской. Караманов был первым авангардистом. Первым ушел в религиозную музыку, тогда это был нонсенс. Первым создал огромный симфонический цикл. Композиторы стали писать такие крупные циклы только в конце 80-х годов.

С 1965 года композитор нигде не работал. Слава Богу, что его родная сестра могла ему помогать, являясь женой известного и признанного композитора Евгения Павловича Крылатова. Крылатое был однокурсником Шнитке и Караманова. Крылатов все время помогал своему другу до последних дней. И Тихон Хренников покупал его партитуры. Были какие-то гранты, премии. Он создавал музыку к фильмам: «Любовь с привилегиями», «Стратегия побега» и др. Поступали определенные заказы, но, при этом, в 90-х годах он жил без отопления. И только в 2004 году ему был присужден грант фонда Русское искусство в размере 100 долларов каждый месяц. Здесь он почувствовал какое-то блаженство, но это было только на протяжении последних трёх лет его жизни. Конечно, для этого человека материальные богатства ничего не значили, но ведь что-то есть надо всем.

Меня очень заинтересовала его нетривиальная музыка. И сейчас вся моя работа направлена на то, чтобы поставить Караманова в достойный ряд композиторов. Был Шостакович, был Шнитке, их знают все. Караманова пока не знает практически никто. Хотя сейчас постоянно идут премьеры его произведений, и из них самая значимая, конечно, у вас в Саратове».

Татьяна ЛИСИНА
«Богатей»

Театр

Все новости и события…