Российская премьера в СаратовеXXI Собиновский музыкальный фестиваль, генеральным спонсором которого является компания «Бритиш Американ Тобакко Россия», стартовал необычно: мощным витком духовности. Впервые в России было исполнено Симфоническое Евангелие в 10 частях для солистов, хора и оркестра Алемдара Караманова «Совершишася». «Совершишася» — так величественно и возвышенно звучит на старом, церковнославянском языке последнее слово Иисуса Христа в его земной жизни. На современный литературный язык оно переводится так: «Совершилось». …Над сценой на электронном табло высвечивались цитаты из Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. А впечатление от музыки — то необыкновенно величественной, то трагической, то радостной, то нежной — усиливал видеоряд. Это уже идея театра. На двух экранах (справа и слева от сцены) появляются картины художников самых разных стран и эпох на библейские темы. Из огромного количества созданных полотен наиболее соответствующие музыке отбирал лично дирижер Юрий Кочнев. О том, насколько удачно вообще решение видеоряда и насколько точно подобраны картины, рассказывать тем, кто не был этим вечером в зале, трудно. Театр выпустит А зал оперного театра, к чести саратовцев, был почти полон. Присутствовали в нем и лица духовного сана. В первой части произведения, которая звучит 35 минут, прослеживаются все основные события Евангелия до вознесения, а в последующих девяти частях все темы раскрываются подробно. Вторая часть произведения представляет собой поразительный по красоте и силе воздействия концерт для виолончели. Исполнил его один из наиболее талантливых молодых виолончелистов Рустам Комачков, приглашенный из Москвы. А на экране в это время картины, где Иисуса окружили дети. В Девятой части неожиданно за поднявшимся занавесом обнаружился необыкновенный по своей численности хор, объединивший все хоровые силы Саратова: Губернский театр хоровой музыки, хор консерватории, детский хор Губернского театра хоровой музыки, хор оперного театра. «Аллилуйя!» и новая песня на Был расширен и состав самого симфонического оркестра: шесть труб вместо обычных двух, три саксофона (этот инструмент в состав оркестра вообще не входит) и т.д. Даже дирижерский пульт пришлось расширить: партитура не вмещалась. Предоставим слово художественному дирижеру фестиваля, народному артисту Юрию Кочневу: «Каждый фестиваль мы открываем важным музыкальным произведением, которое становится событием иногда не только жизни Саратова, но и всей России. Так было несколько лет назад, когда на открытии одного из фестивалей прозвучала симфония американского композитора Филиппа Гласса на религиозные темы, тексты для хора в ней были взяты из различных источников: использовались и африканские версии сотворения мира, и индуистские На этот раз аналогичное событие тем более приятно, что это музыка российского композитора. Имя Алемдара Караманова мало кому известно в силу обстоятельств его жизни, но оно будет вписано золотыми буквами в историю классического музыкального искусства России на многие века». О композиторе широкому кругу, действительно, почти ничего неизвестно. Неожиданно уехав из Москвы в Симферополь, он устранился от общественной жизни и сочинял там свои симфонии по вдохновению свыше. Мы назовем не только даты жизни Алемдара Сабитовича Караманова: Севиль Сабитовна Крылатова, сестра композитора: «Однажды на кухне я слышала страшный монолог художника, произведения которого не звучат. В этом была такая боль, такое страдание! Но был только один эпизод, внешне он никогда своих горьких чувств не показывал. И судьба его обласкала. В год его ухода из жизни состоялись девять исполнений его крупных произведений, в их числе две мировые премьеры: первое исполнение Реквиема, который был написан за 20 лет до этого, и «Совершишася» в Киеве. Это произведение ждало своего исполнения 40 лет. Многие вещи брата звучали, но изредка, эпизодически. И в Берлине его играл Ашкинази, и в Лондоне у него был авторский концерт, где было исполнено его «Stabat Mater». Но такого масштабного исполнения всего цикла в одном концерте, всех десяти частей, да еще с видеорядом, не было. Мы присутствуем при грандиозном событии. А вы знаете, брат ведь бывал в Саратове! Когда учился в музыкальном училище, он прилетал в Саратов на Олег Алемдарович Миерханов, сын композитора: «Мне сложно, да, пожалуй, за такое короткое время и невозможно рассказать о такой масштабной личности, каким был отец. Партитуру «Совершишася», свой главный корабль, он отправил в плаванье 40 лет назад. Это немалый срок. И вот этот корабль вошел в пределы вашей гавани. Он писал внутренним слухом, его музыка звучала только в его творческом воображении. Очень горько, что папа не дожил одного года до сегодняшнего дня. Но уверен, что сейчас он с нами. Ему был подвластен синтез глубочайших знаний строений архитектуры музыкального бытия. И он утверждал, что испытывал озарение свыше». Кристина Алемдаровна Бабаскина, дочь композитора: «Мы всегда знали, что отец — великий человек. Он был великим во всем — в семье, в жизни. В быту был, как ангел: добрый, светлый, чистый, открытый. Потрясающий в мелочах. Обожал кошек. Был широко образованным человеком. Религия была его образом жизни, он часто ходил в церковь. Очень любил людей. О композиторах отзывался всегда тепло, хотя и был, вероятно, значительно талантливее некоторых из них. Но никогда не обижал собрата по перу. Ни грамма снобизма, заносчивости. В музыкальных учреждениях не служил, был свободным композитором. Большинство своих произведений создал, гуляя по Симферополю». Максим Подскочий, аспирант Московской консерватории, изучающий творчество Караманова: «Вас интересует его биография? Алемдар Сабитович родился в Симферополе. Учился в Московской консерватории и аспирантуре при ней. Но в 1965 году неожиданно уехал из Москвы, вернулся в Симферополь. В это время он осознанно принял христианство. Для советской музыки в середине С 1965 года композитор нигде не работал. Слава Богу, что его родная сестра могла ему помогать, являясь женой известного и признанного композитора Евгения Павловича Крылатова. Крылатое был однокурсником Шнитке и Караманова. Крылатов все время помогал своему другу до последних дней. И Тихон Хренников покупал его партитуры. Были Меня очень заинтересовала его нетривиальная музыка. И сейчас вся моя работа направлена на то, чтобы поставить Караманова в достойный ряд композиторов. Был Шостакович, был Шнитке, их знают все. Караманова пока не знает практически никто. Хотя сейчас постоянно идут премьеры его произведений, и из них самая значимая, конечно, у вас в Саратове». Татьяна ЛИСИНА
|
Главные новости19.11.2024 05.11.2024 30.10.2024 События30.10.2024 30.10.2024 25.10.2024 02.09.2024 |