«Мистерия танго»

В канун нового года Саратовский театр оперы и балета порадовал зрителей очередной премьерой — «Мистерия танго».

Спектакль очень удачен. Здесь беспроигрышно все. И оригинальность декораций, и яркие, необычные для подмостков академического театра костюмы, и, конечно же, музыка короля аргентинского танго Астора Пьяццоллы, которая звучит весь вечер (пусть на этот раз не «вживую», а в записи, что так непривычно для оперного театра, но это нисколько не умаляет впечатления). И работа артистов балета (на этот раз одним из балетмейстеров был хореограф театра драмы Алексей Зыков). И многосложный уровень сюжета. В либретто, составленном самим балетмейстером-постановщиком, руководителем балетной труппы, заслуженным работником культуры России Валерием Нестеровым, скромно предлагается реалистический уровень происходящего: танцевальный зал на окраине Буэнос-Айреса, где герой — Жигало (так называют в Европе и США платных профессиональных танцоров) встречает Возлюбленную. Действительно, первый акт постановки воспринимается как жизнь танцзала, где каждая пара неповторима и хочет показать всю свою виртуозность.

Но в конце акта появление Возлюбленной (Наталья Колосова) настолько волшебно и сказочно выписано, что не верится, что это обыкновенная девушка. Жигало (заслуженный артист России Даниил Курынов) и Возлюбленная так подходят друг другу, что души их сливаются. А танец танго, не прекращающийся все первое действие, сменяется здесь на тонкие элементы классического балета.

Мистерия танго «Мистерия танго»

Второе действие производит необыкновенное впечатление. Разворачиваются события, на фоне которых привычная жизнь танцзала уже воспринимается досадной мишурой, никчемностью суетного мира. Неизвестный (народный артист России Игорь Стецюр-Мова) появляется в казино столь неожиданно, что, кажется, это и не казино вовсе, а перед нами сам Дьявол. В других пространствах и мирах идет борьба, в которой Судьба (Елена Каменщикова) борется за Жигало, а Возлюбленная разрывается между своими чувствами: возвышенной любовью к герою, который больше походит на Художника, Композитора, одним словом — Творца, и охватившей ее страстью к Неизвестному.

Девушка — причина спора, конфликта. Борьба за нее достигает немыслимого накала, который неизбежно ведет к трагедии. Герои исчезают. Но роковая Судьба, лишившись и своего Неизвестного, и героя, в самые последние минуты спектакля выводит за руку мальчика. Он тоже одет во все белое, как и главный герой. Он тоже будет творцом. И в руках он держит карту. Его масть — не пики, как выпадало до этого многим, а черви. У этого переполненного страстями спектакля такой оптимистичный и жизнеутверждающий финал. Спасет ли Любовь мир?

Татьяна ЛИСИНА
«Известия» № 09

Театр

Все новости и события…