И опера, и балетВсё великолепие постановок Саратовского академического театра оперы и балета описать невозможно. Принцип «премьерности», берущийся за основу большинством журналистов, срабатывает лишь отчасти, поскольку «провальных» постановок в этом нашем крупнейшем театре (не побоюсь утверждать) попросту нет, а каждый спектакль — пусть маленькое, но именно открытие.
В ближайшей по времени к выходу нынешнего номера «Курса» премьере «В стиле ретро» блистал весь коллектив театра. Масштабная постановка по гранту губернатора Саратовской области жанрово обозначена как театрализованный концерт. Люди всех возрастов, заполнившие театр, не просто горячо, но истово, пламенно восприняли «Марш ветеранов» фильма из кинофильма «Запасной игрок», в котором пели ветеран Великой Отечественной войны 3. Мельник, народный артист России В. Верин, а также Н. Антонов, В. Могилин. «Марш ветеранов» на слова М. Матусовского — подлинно народная песня, как и «Песенка о капитане» В. Лебедева-Кумача из кинофильма «Дети Капитана Гранта», как и «Песенка водолаза» того же поэта из кинофильма «Волга-Волга», которую блестяще исполнил наш оперный бас Владимир Верин.
Что для нас, сегодняшних, творчество Исаака Осиповича Дунаевского? Ретро? Его творчество не просто созвучно времени, но устремлено в будущее. Поэтому декорации, сценическое воплощение постановки «В стиле ретро» решено режиссёром-постановщиком Андреем Сергеевым и художницей по костюмам Эрой Покровской легко, изящно, воздушно. Белые классические колонны по бокам сцены венчают парящие над ними в светлом пространстве и излучающие свет звёзды. Белый смокинг дирижирующего Кочнева… Всё напоминает и Бродвейские мюзиклы (что естественно, поскольку Дунаевский в творчестве тесно связан с опереттой и джазом), и сталинский ампир, и как ни пародоксально, личности великих Марики Рёкк и Герберта фон Караяна. Хор, как показалось (и с этим Андрей Сергеев вполне согласен) уподоблен чёрной печатной машинке-«ундервуду», а уж введённый в сценическое оформление кумач — целая эпоха. Великая эпоха! На саратовской сцене — достойное её воплощение.
Маэстро Юрий Кочнев в финале постановки по творчеству Дунаевского дирижировал залом. Это была песня о Родине (Широка страна моя родная…).
Таким же уникальным стал и «Реквием» Верди, показанный благодаря кураторству Московского международного музыкального агентства «Дебют». Впервые в таком виде гениальное произведение было показано в 2005 году на сцене Государственного театра оперы и балета Якутии. А впервые вердиевский «Реквием» был исполнен в Милане в 1874 году. Нынешняя постановка — смелая интерпретация японского маэстро Икуо Ямамото и театра танца «Нихон Буе».
Главный дирижёр нашего театра Кочнев признался: «Меня очень заинтересовала идея дирижёра Икуо Ямамото представить «Реквием» Джузеппе Верди с участием японских артистов. На первый взгляд, эта мысль кажется странной, так как речь идёт о совмещении двух различных музыкальных традиций — западной и восточной. Но с другой стороны, такое неожиданное сочетание может лишний раз подтвердить универсальность гения великого. Верди и созвучие его творчества иным мировым культурам«. Включение балетных номеров и танцев в постановки по Дунаевскому и Верди (в «Реквиеме» танцевала прима Театра японского танца Эрика Фуджи) свидетельствуют об универсализме великих композиторов человечества.
То, какие уникальные проекты воплощает Кочнев, то, как видит современную оперную сцену Андрей Сергеев, невероятно воодушевляет. Потому «Курс» ещё не раз будет освещать достижения нашего достойнейшего академического театра. Борис ГЛУБОКОВ
|
Главные новостиСобытия20.12.2024 30.10.2024 |