Ретро-класс

Концерт был удостоен гранта губернатора Саратовской области.

Радостно, когда театр приятно удивляет. Да еще под праздники! 31 декабря 2007 года — в новогодний вечер и 13 января 2008 года — под старый Новый год Саратовский академический театр оперы и балета преподнес своим поклонникам замечательный подарок — театрализованный концерт, построенный на песнях Исаака Дунаевского.

Нет, не случайно Дунаевского, этого удивительного песенного мелодиста называли советским Моцартом! Не много найдется композиторов, творчество которых способно вдохновить на такой вот праздник музыки. Автор одиннадцати оперетт (среди которых такие бесспорные оперные хиты, как «Белая акация», «Вольный ветер»), трех балетов, создатель музыки — только оцените эту цифру! — к двадцати восьми кинофильмам, среди которых «Цирк», «Волга-Волга» и «Весна», Исаак Осипович владел, похоже, тайной мелодиста.

Из песен, памятных, кажется, с самого детства, и сложился концерт. При первых же аккордах незабываемого «Отважного капитана» зал заметно оживился. Потому что то была не просто песня, а ностальгическое путешествие в юность, прикосновение к неким истокам собственной души.

Коллектив академического театра, вскормленный и взлелеянный на высокой музыке, доказал, что ему под силу и создание некого универсального жанра, в котором соседствовали всенародно популярные песни и мелодии. В сущности, что такое творчество Дунаевского? Он не только один из бесспорных отцов массовой песни. Талантливый композитор умудрился повенчать городскую песню с ее величеством опереттой, с джазом, который для тогдашнего Советского Союза был символом чего-то полузапретного, манящего, заграничного.

Мотивы и джаза, и оперетты, их, если хотите; корни, их высокий стиль чрезвычайно ощутимы в творчестве Дунаевского. И симфонический оркестр академоперы с видимым удовольствием донес сии моменты до зрителя. Оркестр воплощал в эти предновогодние дни праздник. Оркестр читал в партитуре и в дирижерской ворожбе Кочнева радость, оптимизм, то чувство жизнелюбия и света, которым насквозь пронизано творчество композитора.

Ретро-класс Ретро-класс

На высоте оказались и солисты. Оперные голоса смогли (что бывает отнюдь не всегда!) погрузиться в сугубо песенную стихию и купаться: в ней, освободившись на несколько часов от канонов высокого, строгого искусства.

Щедро и свободно отдаваться во власть популярной песни могут отнюдь не все оперные премьеры. В своё время воображение слушателей потрясал Магомаев, прошедший оперную стажировку в Италии и при этом являвшийся настоящим кудесником на эстраде. Впрочем, саратовской опере грех жаловаться! В числе ее солистов есть народный артист Сметанников, всю жизнь органично спрягающий, совмещающий высокий оперный и популярный песенный жанры.

Режиссер-постановщик Андрей Сергеев, знакомый саратовцам по постановкам «Русалки», «Тоски» и «Бал-маскарада», дебютировал в роли постановщика добротного классического песенного шоу. Да, стараниями и вдохновением всех участников проекта получилось настоящее шоу. Слово «праздник» несколько бедновато для того, чтобы передать все оттенки чувств, окрашивающих новогодние представления.

Устроители и организаторы «В стиле ретро» отошли от привычного каркаса подобных вечеров. Не было традиционного дуэта ведущих с их обменом любезностями и прогнозируемыми шутками. Фамилии всех участников представления можно было прочитать в концертных программках, которые, как и билеты на ретро-вечер, разошлись влет, что называется, на ура.

Участники концерта сменяли друг друга на сцене. Один концертный номер вполне органично вытекал из другого, и в этом наблюдалась почти такая же красивая и логическая закономерность, как в смене узора в старом добром калейдоскопе, милой детской игрушке, появившейся, наверное, в те же самые времена, что и песни Дунаевского.

А вот чего мне лично как зрителю не хватило на новогоднем концерте, так это, может быть, некоторой доли пластической расслабленности оперных солистов. Голоса оперные примы и премьеры для «легкого» песенного жанра раскрепостили, а вот со сценической свободой оказалось посложнее. Впрочем, все это, полагаю, дело наживное. Войдут такие вот вечера в плоть и кровь театра — и свобода появится. Опера — императрица капризная и взыскательная. Законы поведения в условиях оперных постановок становятся частью натуры. А театрализованный концерт взывает к некоему куражу, отрыву, карнавальности, пиршеству оптимизма — то есть ко всему тому, что оперным солистам надлежит искать не в собственном творческом багаже, а, скорее, в собственной душе.

Впрочем, зрителям, на мой взгляд, было вообще не до разбора таких тонкостей. Зрители аплодировали и радовались от души. Красивые солисты с хорошими голосами, песни, в которых ни на йоту не было ни пошлости, ни дурновкусия, хорошо звучащий оркестр и самое главное — атмосфера праздника, атмосфера, которую нельзя ни сымитировать, ни загримировать, а только воссоздать, покорили саратовцев.

В прошлые годы Саратовский театр оперы и балета баловал меломанов и балетоманов шедевром Чайковского-Петипа «Щелкунчик». Старая добрая рождественская сказка имела успех. Но времена меняются. И театр мудро и своевременно подготовил перемену. Во времена переперченных и сдобренных майонезом массовой культуры эстрадных блюд, во времена «поп-макдоналдса» академопера умудрилась создать настоящий новогодний ужин для гурманов. Ретро-десерт, щедрое меню из песен, где патриотизм был подлинный, а не стебный, где «Песня о Москве» вызывала по-настоящему теплые чувства.

И прекрасно, что на ретро-вечер многие саратовцы пришли целыми семьями. Папы — мамы — дети — бабушки. В театральном зале царила атмосфера настоящей семьи, собравшейся за несколько часов до Нового года в театр. Кстати, проводить предновогодний вечер в театре — замечательная традиция. Светская и одновременно патриархальная. Добрая и мудрая.

Светлана МИКУЛИНА
«Московский комсомолец» в Саратове

Театр

Все новости и события…