На вечные темы

205-й сезон театр открыл 7 октября премьерой оперы Верди «Бал-маскарад».

Музыкальный руководитель и дирижер Юрий Кочнев, режиссер и художник по костюмам Андрей Сергеев, сценограф Сергей Болдырев, хормейстер Людмила Тадтаева, балетмейстер Валерий Нестеров. В главных партиях заняты: Г. Назаров, А. Зайченко — Ричард; А. Багмат, В. Демидов, Д. Соловьев — Рената; В. Баранова, С. Костина, О. Кочнева — Амелия; Н. Даринцева, М. Демидова, Т. Гринчук — Ульрика; М. Багмат, Д. Комарова, Н. Федосеева — Оскар.

Сцена из спектакля «Бал-маскарад» Сцена из спектакля «Бал-маскарад»

Впервые в Саратове «Бал-маскарад» был поставлен в 1891. В советское время Саратовский театр дважды обращался к опере Верди: в 1941 и 1959. Как рассказал режиссер А. Сергеев, «нынешняя постановка — попытка взглянуть на оперу глазами современного человека. Ведь темы в «Бал-маскараде» затронуты вечные. Мы так же любим, страдаем, ревнуем и предаем. Мотивы гадания, предсказаний и политического убийства в наши дни более чем актуальны.

Действие происходит вне времени и вне конкретного географического названия. Реалии стерты, существуют лишь намеки, за основу берется суть интриги. От исторических традиций сценическое действие отрываем абсолютно сознательно».

20 декабря свою новую постановку покажет балетная труппа — это будет «Мистерия танго» на музыку А. Пьяццоллы. Спектакль пойдет под фонограмму. Балетмейстеры В. Нестеров и A. Зыков, художник С. Болдырев.

31 декабря театр пригласит своих зрителей на Гала-концерт по произведениям И. Дунаевского.

25 марта 2008 репертуар театра пополнится оперой Россини «Севильский цирюльник» в постановке Ю. Петрова и оформлении С. Пастуха. Музыкальный руководитель и дирижер Ю. Кочнев, хормейстер Л. Тадтаева.

С 18 по 30 мая пройдет традиционный XXI Собиновский музыкальный фестиваль.

25 июня состоится премьера мюзикла С. Баневича «Остров сокровищ» по мотивам романа Стивенсона. Музыкальный руководитель и дирижер М. Тургумбаев, режиссер А. Альбанов, художник С. Болдырев.

Прошлый сезон завершился премьерой балета саратовского композитора Виктора Ковалева «Девушка и Смерть».

Либретто по мотивам одноименной поэмы М. Горького написано Валентином Адашевским и Валерием Нестеровым. Он же и балетмейстер-постановщик спектакля. Дирижер Медет Тургумбаев, художник Сергей Болдырев, художник по костюмам Эра Покровская, хормейстер Людмила Тадтаева. Партии исполнили: Н. Колосова, B. Шарипова — Девушка; И. Стецюр-Мова, А. Михеев — Смерть; Д. Курынов, О. Иванов — Парень; И. Малащенко — Царь; А. Борисов, Д. Круглов — Сатана; А. Родионов, Д. Кондрин — Черт; И. Полякова, Ю. Миронова, Н. Качурина — Кикимора.

Сцена из балета «Девушка и Смерть» Сцена из балета «Девушка и Смерть»

Сценическая история балета «Девушка и Смерть» в Саратове начинается с середины прошлого века. В 1961 местный композитор Виктор Ковалев в содружестве с главным балетмейстером театра Валентином Адашевским поставили трехактный балет — романтическую сказку «Девушка и Смерть». Главные партии исполняли солисты саратовского балета — В. Дубровина, А. Алексеевский, А. Федоров. Спектакль пользовался большой популярностью у зрителей. В 1962 эта постановка участвовала во Всероссийском смотре балетных спектаклей в Москве, где была удостоена диплома I степени.

Балетмейстер Валерий Нестеров: «Сам я той постановки не видел, однако, обстоятельства сложились удивительным образом, мне посчастливилось лично быть знакомым с авторами спектакля. Когда я еще учился в хореографическом училище, мне доверили танцевать фрагмент партии Смерти. Репетировал с Верой Дубровиной — первой исполнительницей партии Девушки. Меня включили в состав делегации, которая должна была представлять Саратов в Ленинграде на фестивале балетных школ «Белые ночи». Перед поездкой меня познакомили с самим композитором. Помню, как играл он нам свою музыку, рассказывал, как писал балет. Оказывается, Виктор Владимирович очень долго не мог сочинить лейтмотив Смерти. Уже практически была готова вся партитура, а своя мелодия у главного персонажа отсутствовала. Так вот танец Смерти ему приснился. Он тут же проснулся и сел записывать ноты.

К балету «Девушка и смерть» я относился всегда с особым трепетом. Все 35 лет работы в театре помнил об этой постановке, думал о возможности повторного обращения к материалу. (…)

Мы старались сохранить музыку в том виде, в каком она была написана. Вместо трех действий сделали два за счет соединения ряда эпизодов и сокращения вставных номеров-дивертисментов. Время действия я перенес в языческую Русь. Первоначально была романтическая сказка с условным сказочным временем. Хотел придать сюжету глубину, чтобы спектакль стал философской притчей, где вечные противники — Добро и Зло — вступают в схватку, и лишь любовь заставляет Смерть отступить. В первую очередь, постановка адресована молодежной аудитории. Придерживались стилистики сегодняшних голливудских фантастических блокбастеров. Новая хореография, интересные декорации и костюмы, запоминающиеся спецэффекты. Мы старались сделать полноценный, многоплановый, яркий и зрелищный спектакль».

«Музыкальное обозрение» № 286

Театр

Все новости и события…