Триумфальное начало

Как всё-таки быстро летит время! Ещё помнятся разговоры о предстоящем 205-м сезоне нашего академического театра оперы и балета, и вот его открытие стало уже фактом истории. Оно было примечательно тем, что впервые театр открывал свой сезон премьерой. В качестве премьерного спектакля была выбрана опера «Бал-маскарад» — одна из лучших в творчестве великого итальянского композитора Джузеппе Верди.

Первая постановка этой оперы была осуществлена почти полтора столетия назад — в 1859 году в римском театре «Аполло». Премьера прошла с громадным успехом благодаря замечательным достоинствам музыки и злободневности спектакля: сюжет оперы (в этой постановке речь шла об убийстве английского губернатора Бостона графа Ричарда Вервики его секретарем Ренато, ставшим из чувства мести во главе заговорщиков) перекликался с недавним действительным событием: в январе 1858 года в Париже политический эмигрант итальянец Феличе Орсени произвел покушение на французского императора Наполеона III.

Триумфу оперы, её завидному сценическому долголетию (она и сегодня является украшением репертуара ведущих театров мира) во многом способствует то, что в ней кипят сильные страсти, ярко, романтически приподнято раскрываются «вечные» человеческие чувства любни, ревности, оскорбленной дружбы, мучительной борьбы между страстью и долгом. Всё это делает её понятной и близкой людям разных стран и эпох. Вот почему она всегда современна.

Сцена из спектакля «Бал-маскарад» Сцена из спектакля.
Ричард — народный артист Туркменистана Гурт Назаров, Амелия — заслуженная артистка России, дипломант Международного конкурса Ольга Кочнева

Саратовский оперный театр обращался к этой опере трижды: её премьеры состоялись в 1891, 1941 и 1959 годах. И вот теперь предпринята четвертая постановка. Её осуществили: режиссер-постановщик и художник по костюмам Андрей Сергеев и дирижер-постановщик лауреат Государственной премии РФ, народный артист России Юрий Кочнев. Последний, кстати, и дирижировал симфоническим оркестром театра в этом спектакле. Под управлением маэстро оркестр звучал безупречно и очень бережно по отношению к певцам: он не заглушал солистов и оттого каждая спетая ими фраза доходила до слушателей. И хотя пели вокалисты на языке оригинала, язык любви, язык радости, гнева и печали понятен всем и не требует перевода. Впрочем, кому было непонятно, тот мог прочесть перевод на русский язык на электронном табло.

В спектакле занято большое число участников и, откровенно говоря, мне они понравились все — и солисты, и артисты 2-го плана, и артисты хора, балета и миманса. Видимо, обусловлено это тем, что спектакль никого не оставил равнодушным. Он объединил всех, и каждый даже самый второстепенный персонаж, чувствовал себя участником единого грандиозного спектакля и выкладывался «на все сто».

Но даже на фоне всеобщего энтузиазма и вдохновения я бы выделил великолепную пятерку — народного артиста Туркменистана Гурта Назарова (граф Ричард), заслуженного артиста России Александра Багмата (Ренато), заслуженную артистку России, дипломанта Международного конкурса Ольгу Кочневу (Амелия), дипломанта Всероссийского конкурса Марину Демидову (Ульрика, колдунья) и Надежду Федосееву (Оскар, паж), которые мастерски исполнили свои вокальные партии и блеснули незаурядным актерским мастерством. Но самой яркой звездой была в этот вечер Ольга Кочнева и сцену на проклятом месте она сыграла просто потрясающе.

В целом премьера «Бал-маскарада» прошла очень успешно. Благодарная публика дала волю своим эмоциям и долго не отпускала со сцены создателей и исполнителей спектакля. Аплодисментам, цветам, возгласам «Молодцы!», «Браво!», казалось, не будет конца. Это был подлинный триумф театра. Жаль только, что этого триумфа не видели и не слышали vip-персоны области и города: ни одной из них не было на премьере, на открытии нового сезона. В прошлые сезоны такого не бывало, а нынешним — неинтересно, скучно?..

Альберт АЛОВ
«Коммунист» № 41 (475)

Театр

Все новости и события…