Андрей Сергеев: Сумасшедшего дома на сцене не будет

В театре оперы и балета приступили к сценическим репетициям «Бала-маскарада» Верди. Премьера назначена на 7 октября. Многое еще держится в секрете, однако о грядущем спектакле уже ходят невероятные слухи. Самый интригующий заключается в том, что режиссер местом действия оперы выбрал современную психиатрическую лечебницу, пациенты которой «играют в историю», лишь примеряя на себя маски героев драмы.

Андрей Сергеев: Сумасшедшего дома на сцене не будет Андрей Сергеев — режиссер-постановщик и художник по костюмам оперы «Бал-маскарад»

— Ничего подобного, — возмутился режиссер-постановщик и художник по костюмам Андрей Сергеев. — В такой трактовке нет ничего нового, избитый ход. Многие сейчас ставят оперы исходя из этой «гениальной» находки. Сумасшедших в опере «Бал-маскарад» нет. Есть люди крайне возбудимые, страстные, любящие, ненавидящие, но психически здоровые, вменяемые, адекватные. На сцене никакой психиатрической лечебницы не строится.

Как ни странно, у нас в стране «Бал-маскарад» — не очень популярная шлягерная опера. Хотя во всем мире вызывает огромнейший интерес, по праву считаясь шедевром мировой классики. Она стоит особняком в творчестве Верди. Это единственное из его произведений, где просматривается влияние на композитора Большой французской оперы. В партитуре «Бала» можно найти и мотивы зажигательных канканов с игривыми веселыми мелодиями, и трагические драматические темы, связанные с убийством, ревностью, заговором, и мистику, влияние потусторонних сил… Примитивизм и манерность, чувственность, мрачность, блеск и уничижение, жажда крови, легкомыслие и трагическое напряжение — все слито в этой «физически осязаемой картине».

Андрей Сергеев: Сумасшедшего дома на сцене не будет  

Джузеппе Фортунито Франческо Верди уже в 15 лет стал дирижером небольшого оркестра. Первую оперу написал в 24 года, последнюю — в 80. Был непосредственным свидетелем событий Французской революции 1848 года. Малоизвестные факты: Верди избирался депутатом первого итальянского парламента и сенатором итальянского королевства.

История создания «Бала-маскарада» — почти детективная. Двадцать третий опус в самом синтетическом и абстрактном из всех театральных жанров был написан 46–летним Верди по заказу дирекции неаполитанского театра «Сан-Карло». Композитор долго и мучительно искал сюжет и нашел его… в опере другого автора. Француз Даниэль Франсуа Эспри Обер написал ее по драме Эжена Скриба «Густав III, или Бал-маскарад». Верди заказал либретто по этому сюжету известному поэту Антонио Сомма. Цензура в те времена была строжайшая. Вместо убиенного короля Швеции бдительные стражи нравственности потребовали ввести в канву сюжета абстрактное монархическое лицо, а место действия перенести куда-нибудь подальше. Так появилось произведение под названием «Месть в домино». Однако на его пути к зрителю возникло новое непредвиденное препятствие: в Париже произошло покушение на императора Наполеона III, направляющегося в театр. Цензоры в Неаполе сразу же запретили постановку, поскольку в опере Верди шла речь об убийстве на маскараде. Композитор был возмущен. Отказавшись вносить еще какие-либо изменения в сюжет своей оперы, он подал в cуд на дирекцию театра и выиграл дело. В итоге право «первой ночи» получил римский театр «Аполло» — именно здесь 17 февраля 1859 года и состоялась премьера «Бала-маскарада».

У музыки Верди есть удивительное свойство — ее не спутаешь ни с какой другой. Отсюда удивительное ощущение: словно все — даже то, что слышишь впервые, — уже давно знакомо. Публике не нужно напрягаться: в оркестре все гармонично и логично, все внимание сконцентрировано на певцах и на режиссерских и сценических находках — антураже, костюмах…

— В чистом виде постановка «Бала-маскарада»требует богатых исторических костюмов, многочисленных смен декораций, просто огромных затраченных средств, — вздыхает Андрей Сергеев. — Мы решили пойти несколько иным путем. Исторические костюмы я заменил современными, убрав из «Маскарада» декоративный ряд. Персонажи приходят на бал в вечерних, модных и сегодня платьях. В целом нынешняя постановка — попытка взглянуть на классическую оперу глазами современного человека. Ведь темы в ней затронуты вечные. Мы также любим и страдаем, ревнуем и предаем… Мотивы гадания, предсказания и политического убийства и в наши дни чрезвычайно актуальны. Действие происходит вне времени и вне конкретного географического названия. У нас реалии стерты, существуют лишь некие намеки, за основу берем суть интриги. От исторических традиций сценическое действие отрываем абсолютно сознательно. В опере много странных, так называемых мистических мест действия. Это и место, где колдует и гадает Ульрика, и жутковатое поле, на котором Амелия ищет траву забвения. Попытались с главным художником театра добиться нужного впечатления посредством современных выразительных средств. На мой взгляд, должно получиться чрезвычайно интересно и зрелищно.

Николай ШИЯНОВ
«Неделя области» № 48 (328)

Театр

Все новости и события…