Не умирай, Девушка!

Романтическую сказку «Девушка и Смерть» Максим Горький писал на свойственном ему революционном подъеме. Отсюда и та ироничная небрежность, с которой его персонажи — «люди из народа» — относятся к венценосным особам. Вдохновленный его бунтарским пафосом, саратовский хореограф Валентин Адашевский написал по мотивам сказки либретто. А саратовский же композитор Виктор Ковалев положил его на музыку.

С тех пор прошло более 40 лет, но история о «всепобеждающей силе любви» по-прежнему не дает покоя местным служителям Терпсихоры.

Восстановить «Девушку» из пепла взялся главный постановщик «балетных дел» в Саратове Валерий Нестеров. Он намерен не просто возродить некогда культовый спектакль, но и по-новому его переосмыслить. «Для меня главное — сделать из романтической сказки философскую притчу, — поделился планами хореограф. — Вот почему, переписывая либретто, мы попытались уйти от бытовых мизансцен и дивертисментных вставных номеров, заменив их «действенным» танцем. Это поможет сделать спектакль более динамичным и зрелищным. А соединение классики и модерна придаст всему действу новое современное звучание…»

О зрелищной стороне балета стоит сказать особо. Его создатели обещают побаловать публику спецэффектами и даже иллюзионом. «С этой целью мы пригласили профессионального саратовского иллюзиониста Владимира Свешникова, — продолжает Валерий Нестеров. — В конце спектакля он будет делать номер, который мы назвали «Исчезновение Смерти». Никто из зрителей не должен догадаться, как все произошло. Будет ощущение, что Смерть просто испарилась, как будто ее и не было…»

Спектакль оформлен в стиле фэнтэзи, что нашло свое отражение и в костюмах. «В старом спектакле Смерть была в черном костюме, на котором фосфорической краской был написан скелет. В темноте он светился, и это придавало образу зловещую реалистичность. Наша Смерть будет белая, и танцевать ее будет любимый всеми Игорь Стецюр-Мова, которого в свою очередь дублирует молодой перспективный танцовщик Алексей Михеев. Что до Девушек, то их в спектакле целых три — это Вера Шарипова, Наташа Колосова и Юля Танюхина. Все они очень разные: одна страстная, другая целомудренная, третья романтичная. При этом все трое очень одаренные, актерски и технически…»

Стоит отметить, что помимо чисто фантазийных вещей, в балете много того, что принято называть мистикой. Чего стоит одна только картина ада, которую зрители узрят во втором акте. Но Валерия Нестерова такие инфернальные картинки не пугают. «Да, смерть неотвратима, но это не повод ее демонизировать», — говорит балетмейстер.

По словам Нестерова, в свое время ему уже доводилось танцевать нечистую силу, но никаких сверхъестественных последствий эти «пляски со смертью» не возымели. «Когда я учился в училище, мы с Верой Дубровиной, тогдашней примой и первой исполнительницей партии Девушки, репетировали отрывки из этого балета. Я танцевал Смерть и не только остался жив и здоров, но и занял третье место на фестивале «Белые ночи» в Ленинграде…»

Премьера «Девушки и смерти» случилась в далеком 61-м. А в 62-м на фестивале в Москве спектакль получил диплом 1-й степени. Впоследствии балет стал визитной карточкой театра и продержался в репертуаре целых десять лет.

Причин для его возрождения у театра две. В нынешнем году Вере Дубровиной исполнилось бы 90 лет. А следующий сезон для нашей оперы и вовсе юбилейный — 80 лет саратовской балетной труппе. Мотивы своей увлеченности Валерий Нестеров объясняет так: «Балет, который создан в Саратове, должен и жить в Саратове…» При этом хореографу очень хочется, чтобы его детище не было «чисто местечковым событием», а получило бы всероссийский резонанс. Станет ли этот амбициозный план реальностью, поживем — увидим.

P.S. Премьера балета «Девушка и Смерть» состоится 28 и 29 июня в Саратовском театре оперы и балета.

Елена БАЛАЯН
«Газета» № 25, Информационное агенство Взгляд-инфо

Театр

Все новости и события…