И Христос, и Фауст, и «Ю-Питер»

Всегда гордилась (по крайней мере, 16 последних лет), что живу в городе, где ежегодно проходит оперный фестиваль. Да еще носящий имя прославленного земляка Максима Дормидонтовича Михайлова. Народного артиста СССР, несравненного в свое время баса Большого театра, а может, и всей России. Люблю театр, люблю музыку… И, конечно, стараюсь не пропустить ни один из фестивальных вечеров, где каждый раз ждешь чего-то этакого! Не идешь — бежишь! И вот судьба предоставила возможность открыть еще один музыкальный фестиваль — Собиновский в Саратове.

Cобственно, судьба — это реальные служители Мельпомены в Союзе театральных деятелей России и руководстве Саратовского театра оперы и балета. Фестиваль в Саратове, проходящий традиционно под занавес театрального сезона, как кульминационное его завершение, состоялся нынче уже в двадцатый раз. И вот уже в шестой раз СТД и театр проводят в его рамках семинар критиков. Приглашаются музыковеды, обозреватели газет и журналов. И театр всем рад. Художественный руководитель театра, нар. арт. России профессор Юрий Кочнев на встрече с пишущей братией так и сказал: «Чтобы искусство развивалось динамично и прогрессивно, необходим процесс обмена. Критика должна помочь «вырулить» на верный путь». Это первое. А теперь о главном — о фестивале, который я волей-неволей сравнивала с Михайловским.

Собиновский, прежде всего, побольше, проходит целых две недели. Начинался когда-то тоже как оперный. Идею о проведении фестиваля им. Л. В. Собинова в свое время горячо поддержала дочь великого певца Светлана Леонидовна Собинова-Кассиль. И до 2002 года, до своей кончины, она неизменно присутствовала на музыкальном празднике в Саратове. Начиная с 1999 года, фестиваль перестал быть чисто оперным. «Это стало малоинтересным», — сказал Кочнев. Нынешняя концепция Собиновского — это музыкальные жанры от оперы, балета, ораториально-симфонических произведений и до рока. На его открытии, как правило, исполняются масштабные и редко звучащие произведения, требующие к тому же уникальных ресурсов. За прошедшие годы саратовцы и гости города смогли услышать «Реквием» Берлиоза, Дворжака и Верди, Третью симфонию Малера, «Военный реквием» Бриттена, «Те Деум» Брукнера, Пятую симфонию Филипа Гласса. Другие фишки фестиваля — показ премьер сезона, приглашение ведущих оперных солистов России и зарубежья, а также лучших театров страны с их лучшими постановками. 12 лет в рамках фестиваля проводится Конкурс Конкурсов вокалистов, не имеющий аналогов ни в России, ни за рубежом. В нем принимают участие только молодые певцы — лауреаты всероссийских и международных конкурсов.

И самое потрясающее обогащение фестиваля — рок-культура. В прошлые годы на нем выступали Юрий Шевчук с «ДДТ», Сергей Чиграков с группой «Чиж и К°», группа «АукцЫон», Петр Мамонов с моноспектаклем «Шоколадный Пушкин». Благодаря обогащению фестиваля «перпендикулярным» классической музыке жанром, о нем заговорили не только поклонники элитного искусства, в оперный театр потянулось много любителей рока, молодежи.

Перфоманс «L’ultima passione» - «Последние страсти» Перфоманс «L’ultima passione»—  «Последние страсти» А. Устинова

В этом году Ю. Кочнев совершил еще один рискованный шаг. В первый день фестиваля, за 2 часа до его торжественного открытия, в фойе была открыта весьма необычная, оригинальная выставка редактора газеты «Музыкальное обозрение» Андрея Устинова «Территория музыки». Видео-арт, зоо-арт, аква-арт… Здесь было все. А воплощено это было так: музыкальные инструменты, подвешенные к потолку; бассейн, в котором стоит компьютер и плавают виниловые пластинки; рояль, стоящий на огромных тракторных шинах; прозрачный ящик, в котором две мышки ползают по скрипке… И оригинальные картины-инсталляции: например, анатомический рисунок головы человека, где вместо мозга — портреты известных композиторов. Поняли — не поняли зрители идеи автора, приняли не приняли безумное искусство?.. Возмущений не было, однозначно. Размышляли. И заходили в зал, где их ждало вечное — прекрасная музыка.

Но открылся сам фестиваль тоже необычно: пушечной пальбой, грохотом битвы и скоком кавалерии. Создали все это музыканты, исполнившие симфоническую батальную картину «Победа Веллигтона в битве при Виттори» Бетховена. Оркестр под управлением Ю. Кочнева изображал то бесшабашное наступление французов, то яростное сопротивление англичан и победные марши. Далее исполнялось другое малоизвестное сочинение Бетховена оратория «Христос на Масличной горе». Драматичные монологи Христа (Марат Гали, Москва) искусно прослаивались сочувственными комментариями Серафима. Партию прекрасно исполнила солистка Саратовской филармонии Светлана Кузнецова. В развязке веско вступил местный бас Сергей Антонов. Хор Саратовской консерватории пел то от лица учеников Христа, то от лица воинов и везде был убедителен.

Сцена из оперы Сцена из оперы «Маргарита»

Второй день фестиваля преподнес еще большие «перпендикулярные» сюрпризы. Мировой премьере оперы «Маргарита» Владимира Кобекина по мотивам легенд о Фаусте предшествовал перфоманс А. Устинова перед зданием театра. Он, видимо, перекликался с раскаянием и самобичеванием героини оперы, которую предстояло услышать. Самобичевание изображала воем солистка театра. А сам Устинов забивал гвозди в полуразрушенное пианино. Завершилось это зрелище поджиганием инструмента. Правда, огонь быстро потушили поджидавшие развязку пожарные. Противоречивое впечатление произвела и сама опера «Маргарита». И не только потому, что сюжет о Фаусте оказался как бы перевернутым с ног на голову, а из-за нелепости в либретто и музыки, соединившей в себе и рок, и классику, и джаз. Одним словом — опера, не похожая ни на оперу, ни на мюзикл. И только благодаря мастерству маэстро Кочнева спектакль был принят публикой тепло.

Конечно, много чего интересного можно вспомнить о каждом фестивальном вечере. Например, как потряс балет Эйфмана «Чайковский», какое наслаждение доставила опера «Тайный брак» в исполнении камерного театра Бориса Покровского. Как приятно было видеть целых 2 часа Вячеслава Бутусова и его группу «Ю-Питер», любить и страдать вместе с солисткой театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Хиблой Герзмава, лучшей Виолеттой, лучшей Травиатой сейчас в России. Познакомиться с последней трактовкой «Евгения Онегина» в саратовском театре, услышать романсы в исполнении нар. арт. СССР Леонида Сметанникова

А еще слушать Ю. Кочнева. Да-да, не только любоваться взмахом его рук-крыльев, удивляться его мастерству музыканта, но и таланту рассказчика. Продемонстрировал он это во время вечера симфонических шедевров 20 века, представляя композиторов и произведения, которые исполнялись. Слушатели познакомились с пьесой «Пасифик-231» французского композитора А. Онеггера, «Пассакалью» австралийца А. Веберма. Но наибольшее впечатление оставила Симфония № 2 «Четыре темперамента» датчанина К. Нильсена. Кочнев сказал, что эта вещь была написана под впечатлением работ Фрейда, который повлиял в ту пору на всю Европу. «Четыре темперамента» — это поистине колдовская музыка, скрипки, альты, флейты, саксофон творили просто чудеса, рисуя самые настоящие характеры. Эмоциональная неустойчивость холерика, мистика меланхолика, размеренность флегматика, таинственность сангвиника — все это пропел оркестр, погружая зал в медитативный транс…

И, наконец, еще пара слов о Конкурсе Конкурсов. Конечно, сказать, что все вокалисты были на высоте, нельзя. Но половину из 12 участников, будь моя воля, я бы пригласила работать в наш оперный театр. Это готовые яркие солисты. Победу в конкурсе одержала молодая певица из Уфы Альфия Каримова, и было очень приятно за коллег-журналистов из Башкирии, которые бурно разделяли с девушкой эту радость. И обидно, что наша республика ни разу не выставляла никого на Собиновский Конкурс Конкурсов. Некого?

Вот такой он, Собиновский музыкальный фестиваль, XX-й. Уже интересно, каким же будет XXI-й. Но сначала грядет XVII Михайловский в Чебоксарах. Теперь есть с чем сравнивать.

Впечатлениями о фестивале в Саратове я попросила поделиться режиссера и музыкального критика, засл. деятеля искусств России Г. В. Спектора. Григорий Владимирович когда-то работал в Чебоксарах в оперном театре и много раз бывал на музыкальных фестивалях в Саратове, Чебоксарах и других.

— Каждый фестиваль в Саратове не похож один и другой. Хотя и равного уровня. И этом году много сюрпризов со знаком «плюс». Прежде всего, это мировая премьера оперы «Маргарита» Кобекина, композитора, к которому приковано внимание общественности. И при всех недостатках спектакля отраден сам факт его появления. Конечно же, украсили фестиваль произведения Бетховена, которые Кочнев достал из небытия. То же самое можно сказать о программе современной симфонической музыки. Выбор был сделан не банальный, а с большим вкусом, что придало фестивалю изюминку.

Между фестивалями Михайловским и Собиновским много различий. Прежде всего, в масштабности. Только если взять продолжительность — 2 недели. Фестиваль в Саратове объединяет несколько направлений музыкального искусства. Кроме того, ведется большая работа внутри фестиваля. При всей спорности восприятия выставки Устинова, это все-таки событие, приуроченное к фестивалю.

Кочнев доказал приверженность к новаторству. Инсталляции, рок-концерт, концерт Сметанникова… Мне кажется, в репертуаре театра в Чебоксарах не хватает смелости и свежести. Я понимаю, что театр ограничен возможностями исполнителей. Но если уж взяли «Бал-маскарад», где не хватало исполнителей, то с таким же успехом могли взять и более оригинальное произведение, не идущее в других театрах или давно нигде не идущее. Чем удивили, поставив «Бориса Годунова», который с успехом идет в других театрах? Хотя поднять такой большой спектакль для Чувашского театра — это тоже подвиг. Саратовцы пригласили на свой фестиваль критиков из Москвы, Санкт-Петербурга и периферии. Они понимают, что расходы эти окупятся, о фестивале будет написано в десятках изданий. Конкурс вокалистов — большое дело. Почему бы тоже не организовать конкурс, например, басов — «Русский бас» в честь Михайлова?

Дарья ДВОЙНОВА
«Сцена Чувашии» № 6 (50)

Театр

Все новости и события…