И Христос, и Фауст, и «Ю-Питер»Всегда гордилась (по крайней мере, 16 последних лет), что живу в городе, где ежегодно проходит оперный фестиваль. Да еще носящий имя прославленного земляка Максима Дормидонтовича Михайлова. Народного артиста СССР, несравненного в свое время баса Большого театра, а может, и всей России. Люблю театр, люблю музыку… И, конечно, стараюсь не пропустить ни один из фестивальных вечеров, где каждый раз ждешь Cобственно, судьба — это реальные служители Мельпомены в Союзе театральных деятелей России и руководстве Саратовского театра оперы и балета. Фестиваль в Саратове, проходящий традиционно под занавес театрального сезона, как кульминационное его завершение, состоялся нынче уже в двадцатый раз. И вот уже в шестой раз СТД и театр проводят в его рамках семинар критиков. Приглашаются музыковеды, обозреватели газет и журналов. И театр всем рад. Художественный руководитель театра, нар. арт. России профессор Юрий Кочнев на встрече с пишущей братией так и сказал: «Чтобы искусство развивалось динамично и прогрессивно, необходим процесс обмена. Критика должна помочь «вырулить» на верный путь». Это первое. А теперь о главном — о фестивале, который я Собиновский, прежде всего, побольше, проходит целых две недели. Начинался И самое потрясающее обогащение фестиваля —
В этом году Ю. Кочнев совершил еще один рискованный шаг. В первый день фестиваля, за 2 часа до его торжественного открытия, в фойе была открыта весьма необычная, оригинальная выставка редактора газеты «Музыкальное обозрение» Андрея Устинова «Территория музыки». Но открылся сам фестиваль тоже необычно: пушечной пальбой, грохотом битвы и скоком кавалерии. Создали все это музыканты, исполнившие симфоническую батальную картину «Победа Веллигтона в битве при Виттори» Бетховена. Оркестр под управлением Ю. Кочнева изображал то бесшабашное наступление французов, то яростное сопротивление англичан и победные марши. Далее исполнялось другое малоизвестное сочинение Бетховена оратория «Христос на Масличной горе». Драматичные монологи Христа (Марат Гали, Москва) искусно прослаивались сочувственными комментариями Серафима. Партию прекрасно исполнила солистка Саратовской филармонии Светлана Кузнецова. В развязке веско вступил местный бас Сергей Антонов. Хор Саратовской консерватории пел то от лица учеников Христа, то от лица воинов и везде был убедителен.
Второй день фестиваля преподнес еще большие «перпендикулярные» сюрпризы. Мировой премьере оперы «Маргарита» Владимира Кобекина по мотивам легенд о Фаусте предшествовал перфоманс А. Устинова перед зданием театра. Он, видимо, перекликался с раскаянием и самобичеванием героини оперы, которую предстояло услышать. Самобичевание изображала воем солистка театра. А сам Устинов забивал гвозди в полуразрушенное пианино. Завершилось это зрелище поджиганием инструмента. Правда, огонь быстро потушили поджидавшие развязку пожарные. Противоречивое впечатление произвела и сама опера «Маргарита». И не только потому, что сюжет о Фаусте оказался как бы перевернутым с ног на голову, Конечно, много чего интересного можно вспомнить о каждом фестивальном вечере. Например, как потряс балет Эйфмана «Чайковский», какое наслаждение доставила опера «Тайный брак» в исполнении камерного театра Бориса Покровского. Как приятно было видеть целых 2 часа Вячеслава Бутусова и его группу « А еще слушать Ю. Кочнева. И, наконец, еще пара слов о Конкурсе Конкурсов. Конечно, сказать, что все вокалисты были на высоте, нельзя. Но половину из 12 участников, будь моя воля, я бы пригласила работать в наш оперный театр. Это готовые яркие солисты. Победу в конкурсе одержала молодая певица из Уфы Альфия Каримова, и было очень приятно за коллег-журналистов из Башкирии, которые бурно разделяли с девушкой эту радость. И обидно, что наша республика ни разу не выставляла никого на Собиновский Конкурс Конкурсов. Некого? Вот такой он, Собиновский музыкальный фестиваль, Впечатлениями о фестивале в Саратове я попросила поделиться режиссера и музыкального критика, засл. деятеля искусств России Г. В. Спектора. Григорий Владимирович — Каждый фестиваль в Саратове не похож один и другой. Хотя и равного уровня. И этом году много сюрпризов со знаком «плюс». Прежде всего, это мировая премьера оперы «Маргарита» Кобекина, композитора, к которому приковано внимание общественности. И при всех недостатках спектакля отраден сам факт его появления. Конечно же, украсили фестиваль произведения Бетховена, которые Кочнев достал из небытия. То же самое можно сказать о программе современной симфонической музыки. Выбор был сделан не банальный, а с большим вкусом, что придало фестивалю изюминку. Между фестивалями Михайловским и Собиновским много различий. Прежде всего, в масштабности. Только если взять продолжительность — 2 недели. Фестиваль в Саратове объединяет несколько направлений музыкального искусства. Кроме того, ведется большая работа внутри фестиваля. При всей спорности восприятия выставки Устинова, это Кочнев доказал приверженность к новаторству. Инсталляции, Дарья ДВОЙНОВА
|
Главные новости19.11.2024 05.11.2024 30.10.2024 События30.10.2024 30.10.2024 25.10.2024 02.09.2024 |