Победить Альфии Каримовой помогло платье

На минувшей неделе завершился ХХ юбилейный Собиновский музыкальный фестиваль, одним из центральных событий которого стал конкурс конкурсов молодых вокалистов — уже лауреатов и дипломантов престижных российских и международных конкурсов.

Альфия Каримова Альфия Каримова
Лауреат первой степени Конкурс Конкурсов вокалистов XX Собиноского фестиваля

Певческий турнир в Саратове — девятый по счету. За эти годы он завоевал репутацию честного конкурса, свободного от коррупции (жюри исключительно саратовское, среди конкурсантов — ни одного саратовца), полезного в плане покорения новых вершин и дальнейшего восхождения на вокальный олимп. Дополнительный стимул для участия — достойные премии в 75 000, 50 000 и 30 000 рублей. Что неизменно радует исполнителей: по положению не присуждать либо делить премии жюри не имеет права. Так что в любом случае один из 12 вокалистов (а именно столько традиционно соревнуется в умениях и талантах на конкурсе конкурсов) получит главный приз.

В этом году в оргкомитет поступило 67 заявок (в том числе из Китая, Кореи, Болгарии, Италии, Украины, Казахстана). В финал прошли молодые певцы из Москвы, Питера, Минвод, Ростова-на-Дону, Уфы, Якутска, Новосибирска и даже города Васто (Италия). Примечательно, фортуна не улыбнулась тенорам и меццо-сопрано, хотя обладатели этих голосов среди претендентов на победу присутствовали в большом числе. Никто из финалистов не взял самоотвод, не заболел.

В итоге саратовцы смогли увидеть и оценить в полной мере выбор компетентного жюри. Оба конкурсных тура — концерта, как «Народные песни и романсы», так и «Шедевры оперной классики», получились крайне интересными. До последнего момента публика не знала, кому будет отдано предпочтение, хотя тройка лидеров определилась почти сразу.

Результат таков: звание лауреата первой степени — певица из Уфы Альфия Каримова; вторая премия — выпускник Московской консерватории имени Чайковского, солист театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий Зуев (баритон, Москва); третье место — досталось солисту Екатеринбургского академического театра оперы и балета Михаилу Коробейникову (бас). Специальных премий в 10 тысяч рублей были удостоены четверо вокалистов — Ирина Янцева из Самары, Александр Емельянов из Якутска, Наталья Дмитриевская из Ростова-на-Дону и Лили Стефанова из Васто (Италия). Несколько слов про итальянку болгарского происхождения. В Саратов Лили приехала на четвертом месяце беременности. Сопровождал колоритную импозантную вокалистку будущий муж Луиджи (через два месяца у них свадьба). Как призналась певица «НО», причем на чистом литературном русском, в Саратов она уже приезжала в 2000 году. Но показать все, на что была способна, тогда не удалось: замучила аллергия на цветущие растения. Вот все эти годы и вынашивала Стефанова идею взять реванш в Саратове на конкурсе конкурсов. И ничто не могло Лили остановить: ни проблемы с визой, ни экстраординарный результат жеребьевки. Сопрано из города Васто выпало петь в первом туре первой, а во втором — последней. Среди зрителей нашлось немало поклонников певицы. Особенно после исполнения арии Русалки из одноименной оперы Даргомыжского и арии Леоноры из оперы «Сила судьбы» Верди во втором туре.

Если бы перед этим Альфия Каримова блестяще не исполнила бы арию Лючии из оперы «Лючия ди Ламмермур» Доницетти и каватину Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» Глинки, вызвавшие восторг в зале, расстановка сил на пьедестале почета могла быть совсем иной.

— Безумно люблю петь Лючию, — отметила в беседе с обозревателем «НО» Альфия Каримова. — Петь целиком спектакль еще не приходилось, сейчас учу партию, надеюсь, что в ближайшем будущем мечта осуществится. Обожаю и «Людмилу» Глинки. Пою партию много лет, это одна из лучших арий русского репертуара для колоратурного сопрано — выигрышная, концертная, эмоциональная.

Родилась Альфия в 1980 году. В 2005-м окончила Уфимскую Академию искусств. 6-й сезон солистка Башкирского государственного театра оперы и балета.

— Театр дал мне очень многое. Начинала артисткой миманса, постепенно стала получать маленькие роли. Сейчас пою весь основной репертуар колоратурного сопрано.

— Что помогло так великолепно выступить?

— Есть определенные установки: петь с любовью, доставляя удовольствие себе и зрителям, делать все, что ты умеешь, на что в данную минуту способна, и немного больше. Кто-то перед выходом на сцену не ест вовсе, кто-то за несколько часов до выступления должен полакомиться увесистой отбивной. Все крайне индивидуально. Для меня очень важно выспаться. Сплю до двух часов дня, коплю энергию. И в театр прихожу за два часа до концерта или спектакля. Чтобы не торопясь привести себя в порядок — сделать прическу, макияж, проверить, идеально ли смотрится платье. Правильно выбранное красивое платье — 90% успеха (смеется).

— В белом платье, в котором вышли во втором туре, вы были великолепны…

— Когда выиграла один из конкурсов в Уфе, меня спросили: «Что главное в колоратурном сопрано — диапазон, техника, тембр?», я сказала — платье. И это чистая правда. Новое и красивое платье поднимает настроение, способствует тому, что ты увереннее чувствуешь себя на сцене. Белое платье купила в Уфе, оно мне очень идет. Как выяснилось, еще и удачу приносит. Саратовский конкурс для меня — 17-й по счету. Были победы: лауреат международных конкурсов камерного пения «Янтарный соловей» (Калининград, 2004), оперных певцов имени Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 2006), конкурса имени Виньяса (Барселона, 2007), были и поражения. К лауреатству отношусь крайне философски. Не хочу коллекционировать дипломы, для меня певческие турниры в первую очередь — это своеобразный вызов, расширение географии, репертуара. Очень рада, что приехала в Саратов. Было приятно поработать с вашим симфоническим оркестром. Хочется сказать огромное спасибо авторам конкурса конкурсов, замечательная идея! На Волге — впервые!

— На что потратите премию?

— Я не транжира, потрачу на важное дело, связанное с гастролями, с продвижением, с раскруткой.

— Самое яркое впечатление от ХХ Собиновского?

— Конечно, победа на конкурсе конкурсов. И партия Виолетты Валери в «Травиате» в исполнении солистки Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, заслуженной артистки России, народной артистки республики Абхазия Хиблы Герзмавы. С Хиблой мы познакомились в 2005 году на конкурсе вокалистов имени Барсовой в Сочи. Я участвовала в конкурсе (к слову, получила первую премию), Герзмава была в жюри. Потом мы виделись с Хиблой на «Золотой маске». Это фантастическая певица с потрясающим роскошным голосом. Что она делает на сцене! Когда ее Виолетта умирала, я, честно признаюсь, плакала.

Семен ВОЛКОВ
«Новая газета» № 26 (306)

Театр

Все новости и события…