Юбилейный звездопад

На Собиновском фестивале отметилось рекордное число талантов

Потрясла пластика и не менее тонкая драматическая игра солистов балета Бориса Эйфмана из Петербурга (их угловатые, нервные движения, поддержки отдают дань и классике, и модерну одновременно). Вокалисты камерного музыкального театра Бориса Покровского превосходно спели и сыграли комическую оперу когда-то очень популярного Доменико Чимарозы «Тайный брак».

В «Тоске» Пуччини накал по-южному сильных страстей передает столичное трио, все — ранее солисты Большого театра (сейчас там выступает только один из них: лауреат международных конкурсов Анатолий Зайченко). Сладкоголосая Ирина Божедомова теперь солистка оперы и балета Чехии, народный артист России Евгений Поликанин — Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Зрители купались в море дивной музыки и вокала.

Сцена из спектакля «Тоска» Сцена из спектакля «Тоска»

Трагизм и бурный темперамент героев «Травиаты» Верди как нельзя лучше показали народная артистка Абхазии Хибла Герзмава, Алексей Долгов (тоже солисты театра Станиславского и Немировича-Данченко) и заслуженный артист Узбекистана Руслан Гафаров.

Балетоманы, кроме театра Эйфмана, получили еще один щедрый подарок. И в «Щелкунчике» ведущие партии исполнили солисты прославленного московского театра, дипломанты и лауреаты многих конкурсов Галина Исмакаева и Сергей Кузьмин. Собственными силами наш оперный дал только «Маргариту» и «Евгения Онегина». Но это были достойные силы.

Корейцам понравилось

В спектакле «Чайковский» Бориса Эйфмана образ прекрасного юноши, недостижимого идеала в музыке и жизни, создал местный выпускник хореографического училища Илья Осипов. В петербургском балете он недавно. В театр попал по предложению самого директора.

— Почему же выбрали Эйфмана? Его балеты сложно танцевать «классическому» исполнителю.

— Потому и выбрал. Мне нравится, что мы экспериментируем, пробуем танцевать новое. Считаю его лучшим постановщиком балетов в России.

— Как можно описать ваш образ в балете «Чайковский»? Кого вы танцуете?

— Идеал, наверное. Прекрасного Принца. Недаром так много принцев в балетах Чайковского. Танцую эту партию уже второй год. Но даже в Петербурге, где на просмотре было полно музыкальных критиков, я волновался меньше. Там меня никто не знал. А здесь, в Саратове — целый зал родственников.

— Балет Эйфмана больше гастролирует за рубежом, чем по стране. Вы с ним где-нибудь уже выступали?

— В Южной Корее. Еще в Китае. Китайская цензура сделала некоторые купюры в нашей постановке. А так гастроли прошли хорошо.

Также Илья сообщил, что руководитель театра готовит интересный проект «Иудеи в Иерусалиме».

Мексика рукоплескала

Много красивых и звучных голосов было на фестивале, но даже своих очень сильных партнеров перекрыло мощное драматическое сопрано лауреата международных фестивалей Ирины Божедомовой.

Поет в Праге. Откровенно говоря, из-за фамилии мы приняли ее за иностранку.

— У меня такие случаи уже были, — говорит Ирина. — Один раз в Испании мы четыре дня мучили друг друга с одной дамой, говоря на английском, пока она не сказала по-русски какую-то фразу. Тоже меня за чешку приняла. А фамилия моя Божедом очень раньше известная была. Даже у Мельникова-Печерского в романах упоминается. За что мы и пострадали. Предков выслали, я в Сибири родилась. После консерватории пела и в Мариинке, и в Большом театре.

— Ушли почему, если не секрет?

— А у меня характер тяжелый. Что говорю, то и думаю. Поувольняли из Большого всех лучших людей. И мой уровень музыкальной грамотности не позволяет мне там петь. Как раз три года назад в Чехии были проблемы с исполнительницей роли Турандот. Я поехала, послушалась. Мне предложили другую роль, а через неделю подписали трехлетний контракт.

— Много гастролируете с театром?

— Нет, не с театром. До Чехии тоже докатилось это: певиц начали на спектаклях раздевать догола, но зато они… во фраках, А у меня еще, к счастью, гостевой контракт с концертным агентством. Поставили «Аиду» в виде fire-show. Даем представление на открытых площадках по всему миру. Выступали под рукоплескания Германии, Франции, Мексики, многих других стран. Я пою Амнерис. Подхожу к сопернице, делаю загадочные пассы руками. И тут поднимается стена огня. Эффектно. И «Кармен» в том же духе намереваются поставить. В таких проектах собирают лучшие голоса мира.

— Ирина Валерьевна, некоторые певицы говорят, что у них «итальянские» голоса. Другие предпочитают русские арии. А вы?

— Разве б я отказалась, к примеру, от партии в «Пиковой Даме»? А в «Аиде» я с удовольствием пою две партии — Аиду и Амнерис. Другое дело, что есть голоса более «легкие». Им подходит Россини и Доницетти. Пуччини и Верди не для них. А вообще надо петь партии, которые близки по настроению. Если человек справляется с голосом.

Юрий ПЕТРОВ, режиссер, профессор ГИТИСА:

Меня пригласил Юрий Леонидович, за что я ему признателен. Ведь я несколько лет был режиссером Саратовского театра оперы и балета. Ставил многие спектакли. Много интересного было на фестивале. С удовольствием прослушал два симфонических концерта. Подбор интересный. Звучит редко исполняемая музыка. Хорошие голоса у гастролеров, конкурсантов. Мне сразу понравился Зуев из Москвы. Он еще студент, но очень выразительно поет. Я запомнил его еще в московском театре, где он спел Онегина. Он действительно создавал образ, а не принимал позы. «Маргарита» на вашей сцене интересная по режиссуре, хотя и не бесспорная с «философской» точки зрения.

Соловьи не долетели

Лауреты XX Собиновского фестиваля Лауреты XX Собиновского фестиваля: Дмитрий Зуев (слева), Альфия Каримова и Михаил Коробейников

Много неожиданностей поджидало нас на конкурсе конкурсов фестиваля. Во-первых, отобранные заочно 12 вокалистов приехали все, что бывает очень редко. Во-вторых, ни один тенор отобран не был. В России, как известно, хорошие тенора на вес золота — не Италия, чай. Но и в зарубежье, дальнем и ближнем, не нашли подходящих. Хотя претенденты были даже из Поднебесной. В-третьих, в первом туре конкурса многие претенденты выступили так ровно и… неярко, что было мало надежд на их дальнейшую победу. Даже номер с алябьевским «Соловьем» был один, что вообще нетипично для фестиваля. Бесспорно блистала лишь солистка оперы из Уфы Альфия Каримова.

Зато во втором туре, посвященном шедеврам оперной классики, отличились почти все.

Одна из конкурсанток, болгарка Лили Стефанова, по секрету сообщила мне, что находится на третьем месяце беременности. Будущий отец, итальянец Луиджи, волнуется за ребенка и прилетел вместе с Лили.

Стефанова окончила в Италии музыкальную академию «Панчо Владигерова». Училась в музыкальной академии города Васто в Болгарии, где сейчас и преподает. Дипломант трех международных конкурсов: молодых оперных певцов им. Н. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (2000 год), молодых оперных певцов «Борис Христов» в Софии (2004-й) и конкурса вокалистов им. Баттистини (Италия, 2005-й).

— Как решились в нашем фестивале участвовать?

— Я уже приезжала в Саратов в 2000 году, когда еще жила в Болгарии. Но тогда выступила неудачно: у меня аллергия на цветущие весной растения, взятое с собой лекарство не помогло. Мне понравилось в Саратове. Музыкальный город, публика хорошо принимает. Очень профессиональный оркестр. За границей они сборные, собираются только для какого-нибудь проекта.

— Так хорошо говорить по-русски в Болгарии учат?

— У меня дедушка был русский.

Лили выступила достойно. Спела ровно, чисто и Шуберта, и Христева. А близкую к народной песню на музыку Чайковского «Я ли в поле да не травушка была» исполнила так проникновенно, по-русски щемяще, что зал ахнул.

— Страшно петь самой первой? — спрашиваю Лили после начального тура.

— А я привыкла. Мне всегда достаются первый и последний номер. Вот во втором туре будут осложнения. В моих партиях есть купюры: дирижер сказал, что у него нет полных нот. И мне надо будет точно попасть в то самое место.

— А как встретилась со своей любовью? — не могу не задать «женский вопрос».

— Он любитель вокала. Увидел меня на конкурсе и влюбился. Я — в него.

Она как в воду глядела. Во втором туре вытянула последний номер. И петь ей пришлось после заоблачных трелей Альфии Каримовой (1-е место в конкурсе), выразительных страданий героя Дмитрия Зуева (2-е место), великолепно безумного Алеко Михаила Коробейникова (3-я премия), когда зал в восхищении отбил уже все ладони в аплодисментах. Но Стефанова собралась и исполнила арию Леоноры из Верди с убедительной силой. А еще была несчастная и мистическая Русалка Даргомыжского.

На другой день к ней подходили за автографами восхищенные зрители, которым очень нравилась нездешняя ее манера исполнения (другая вокальная школа). И она стала дипломанткой конкурса вокалистов XX Собиновского фестиваля.

Ирина КРАЙНОВА
«Новые времена»

Театр

Все новости и события…