Фестиваль смелыхСмелых идей и решений, постановок и концертных программ, проектов и акций, взглядов и оценок…
С 18 по 30 мая 2007 года в Саратовском академическом театре оперы и балета прошел ХХ Собиновский музыкальный фестиваль. На это время Саратов стал бесспорной культурной столицей не только Поволжья, но и всей России. В рамках Собиновского было представлено 7 спектаклей и 7 концертов, работало три выставки (две — в стенах театра, одна, посвященная жизни и творчеству Леонида Витальевича Собинова, в Саратовском областном музее краеведения), состоялся аудио-визуальный перформанс на открытом воздухе с условным названием «L’ultima passione» — «Последние страсти», а также прошла презентация двухтомника самарского театрального критика Валерия Иванова «Драгоценные нити» (100 портретов выдающихся деятелей российского и мирового искусства, в числе которых художественный руководитель и главный дирижер Саратовского академического театра оперы и балета народный артист России, лауреат Государственной премии России Юрий Кочнев и солист САТОБ, народный артист СССР, лауреат Государственной премии России Леонид Сметанников). На фестиваль прибыло более 180 гостей — приглашенные солисты из российских и зарубежных театров, творческие коллективы Театра балета под руководством Бориса Эйфмана и Камерного музыкального театра под управлением Бориса Покровского, участники Конкурса конкурсов вокалистов, столичные журналисты, музыкальные и театральные критики, участники школы-семинара критиков оперного театра, проводимого Союзом театральных деятелей на базе Собиновского фестиваля. Илья Кияненко, директор фестиваля, заслуженный работник культуры России: «1986 г. Творческая репутация Саратовского театра в музыкальной жизни России к этому времени была достаточно высокой. Этот уровень необходимо было удержать. После многочисленных раздумий мы с Ю. Кочневым решили проводить на сцене театра фестиваль оперного искусства. Возникла мысль дать ему имя великого Леонида Витальевича Собинова. Нашу идею горячо поддержала дочь певца Светлана Леонидовна Собинова-Кассиль. Если мы дали фестивалю жизнь, то Светлана Леонидовна вдохнула в него душу. К сожалению, в 2002 году. Светланы Леонидовны не стало. Мы трепетно сохраняем память об этой уникальной светлой, по-настоящему интеллигентной русской женщине. Итак, фестиваль… На первоначальном этапе в серьезности наших намерений приходилось убеждать труппу театра, приглашаемых певцов-гастролеров, музыкальных критиков, коллег в консерватории и филармонии, руководство области и, конечно же, наших зрителей. Хорошо, что труд не пропал даром. Завоевав огромную любовь саратовцев, Собиновский музыкальный фестиваль сегодня является главным событием, завершающим театральный сезон в нашем театре. Он ежегодно собирает более сотни гостей, проходит на уровне международных стандартов. В этом заслуга не только коллектива театра. Нам помогают наши друзья-спонсоры. Ведущая роль в этой помощи на протяжении многих лет принадлежит генеральному спонсору фестиваля — «Бритиш Американ Тобакко Россия». Мы гордимся нашими друзьями. Из года в год их число множится, наши связи укрепляются, а следовательно, у Собиновского музыкального фестиваля есть БУДУЩЕЕ!». Юрий Кочнев, художественный руководитель фестиваля, лауреат Государственной премии РФ, народный артист России: «За 20 лет своей истории Собиновский музыкальный фестиваль претерпел существенные изменения. Начиная с 1999 года он перестал быть чисто оперным. Теперь программа весенних театральных вечеров включает в себя все жанры музыкального искусства, в том числе ораториально-симфонический. Как правило, Собиновский фестиваль открывается исполнением масштабных, редко звучащих в концертных залах произведений, требующих уникальных исполнительских ресурсов. За прошедшие годы саратовцы и гости города смогли услышать «Реквием» Г. Берлиоза, А. Дворжака и Дж. Верди, Третью симфонию Г. Малера, ораторию И. Гайдна «Сотворение мира», Третью симфонию и «Те Деум» А. Брукнера, «Военный реквием» Б. Бриттена, российскую премьеру Пятой симфонии современного американского композитора Филипа Гласса «Мост между прошлым, настоящим и будущим»… Участниками Собиновских фестивалей были Ирина Архипова и Владислав Пьявко, Артур Эйзен и Константин Плужников, Юрий Нечаев и Владимир Щербаков, Юрий Мазурок и Маквала Касрашвили, Ирина Богачева и Александр Ведерников, Светлана Варгузова и Юрий Веденеев (Россия), Мозес Паркер и Кевин Мейнор (США), Барбара Кубяк (Польша) и Моника Рамирес (Аргентина), дирижеры Роберто Манфредини (Италия), Дзень Сяолинь (Китай) и Фуат Мансуров (Россия)… С 12 фестиваля в рамках Собиновского проводится конкурс Конкурсов вокалистов, не имеющий аналогов ни в России, ни за рубежом. В нем принимают участие только молодые певцы-лауреаты всероссийских и международных конкурсов. Конкурс конкурсов 2007 года — девятый по счету. В обновленной концепции фестиваля нашлось место «перпендикулярному» к классической музыке направлению — рок-культуре. На Собиновском выступили Юрий Шевчук с «ДДТ», Сергей Чиграков с группой «Чиж и Кo», группа «АукцЫон», Петр Мамонов с моноспектаклем «Шоколадный Пушкин»… Творчество этих музыкантов отличается актуальным социальным звучанием. По итогам опроса музыкальной общественности, проведенного газетой «Музыкальное обозрение», Собиновский фестиваль был назван лучшим музыкальным фестивалем 1999, 2001, 2002 годов в России». По сложившейся традиции открылся фестиваль российскими премьерами: произведениями Бетховена — «Победа Веллингтона в битве при Виттории» (батальная картина), «Христос на Масличной горе» (оратория). В исполнении участвовали солисты — заслуженный артист России, лауреат Международных конкурсов Андрей Антонов (Самара), лауреат Всероссийского конкурса, солист Большого театра Марат Гали (Москва), заслуженная артистка России, солистка Саратовской филармонии имени Шнитке Светлана Кузнецова; лауреаты Международных конкурсов Губернский театр хоровой музыки и хор Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова (художественный руководитель — заслуженный деятель искусств России Людмила Лицова); концертный оркестр духовых инструментов «Волга-Бэнд» (художественный руководитель — заслуженный деятель искусств России, профессор Анатолий Селянин), симфонический оркестр театра. За дирижерским пультом стоял лауреат Государственной премии РФ, народный артист России Юрий Кочнев. Концерт прошел на высоком профессиональном уровне. «Победа Веллингтона в битве при Виттории» — одно из немногих выдающихся произведений Бетховена, редко звучащих со сцен концертных залов. Это сочинение, представляющее собой колоритную батальную картину (сражение англичан и французов), было создано композитором в 1814 году в честь Венского конгресса, на который съехались победители Наполеона во главе с русским императором Александром I и австрийским канцлером Меттернихом. Бетховен написал увертюру большими линиями, подобно стенным фрескам в живописи. Парадная композиция интересна своей «театральностью», выразительностью музыки, блеском и пышностью примененных звуковых средств. На премьере колоссальное впечатление на публику произвели громадные барабаны военных оркестров и специальные машины, имитирующие пушечные выстрелы и ружейные залпы. Оратория «Христос на Масличной горе» (1803 г.) — первое из созданных Бетховеном произведений на духовный сюжет. Сначала были написаны арии и ансамбли, и лишь потом композитор добавил превосходные полифонические хоры, приблизив свое произведение к требованию жанра. Создание оратории явилось для Бетховена этапом в овладении крупной вокальной формой, ведь писалась она в период времени, предшествующий сочинению оперы «Фиделио». При жизни композитора оратория пользовалась большим повсеместным успехом. Но после его смерти это произведение было незаслуженно забыто. «Пушечная пальба, грохот битвы и стальной скок кавалерии — такими звуками сопровождалось открытие фестиваля, ежегодно проводимого в мае Саратовским театром оперы и балета. Впрочем, батальный шум производился исключительно музыкальными средствами, — пишет об исполнении батальной картины музыкальный критик Дмитрий Морозов, театральный критик (газета «Культура»): «Юрий Кочнев принципиально не стал включать в программу открытия ХХ Собиновского ни одного из широко известных и популярных бетховенских произведений. Он взял имеющую не самую лучшую репутацию батальную картину «Победа Веллинггона в битве при Виттории» и крайне редко звучащую ораторию «Христос на Масличной горе«. И доказал сразу несколько вещей: во-первых, что оркестр театра, работающий в мобилизационном фестивальном режиме, способен достигать весьма весомых результатов (это, впрочем, маэстро доказывал уже и в прежние годы, исполняя на фестивале «Сотворение мира» Гайдна, Реквиемы Берлиоза, Верди, Дворжака и Бриттена), а во-вторых, что данные сочинения достойны лучшей участи. В отношении «Веллингтона«, нередко воспринимаемого как нечто официозно-трескучее, написанное гениальным композитором »по случаю« и без вдохновения, это не представлялось столь уж очевидным. Однако Кочнев убедил в том, что на самом деле это вполне живая и вполне бетховенская музыка, если, конечно, к ее исполнению не подходить формально. Ораторию «Христос на Масличной горе», несомненно, можно причислить к бетховенским шедеврам, особенно в оркестровых и хоровых эпизодах, каковые и прозвучали наиболее ярко и убедительно. Что касается сольных, то здесь лидировала саратовская певица Светлана Кузнецова (в прошлом солистка театра, а затем — филармонии). На достойном уровне выступили оба приглашенных хоровых коллектива — Губернский театр хоровой музыки и хор Саратовской консерватории имени Л. Собинова». В программу ХХ Собиновского фестиваля вошли и премьеры сезона 2006–2007 гг. — «Евгений Онегин» П. Чайковского и «Маргарита» В. Кобекина.
Юрий Кочнев: «Очень рад, что именно в Саратове состоялась мировая премьера оперы «Маргарита». Первоначально один из наших замечательных оперных композиторов Владимир Кобекин, оперу которого принадлежит много оперных сочинений, пользующихся заслуженным уважением и интересом у театральной общественности, замыслил «Маргариту» как мюзикл. Был текст и определенные музыкальные фрагменты, предназначенные для исполнения вокалистами. Однако когда я познакомился с написанными фрагментами произведения, мы с композитором пришли к выводу, что целесообразнее доработать его как полноценную оперу. Ведь если «Маргариту» отдавать в драматический театр, то существенно пострадает музыкальная оркестровая часть, если брать мюзикл оперному театру, это будет не совсем в его формате и специфике. Кобекин доработал партитуру, и полгода назад мы получили весь нотный материал произведения. По формальным признакам это номерная опера. Ее музыкальный язык, достаточно яркий, броский с моей точки зрения, доступен не только людям, искушенным в опере, но и имеет выход на широкую публику. Наличие хитового мелодического материала, заключенного в жанровые рамки оперы, привело к появлению произведения, вмещающего в себя черты различных жанров. Это не рок-опера, не зонг-опера в чистом виде. Это синтетическое явление, актуальное для современной аудитории и востребованное, судя по первым показанным спектаклям, публикой. Зрители заинтересованно и напряженно сопереживают тому, что происходит на сцене». Заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии, профессор Уральской консерватории, секретарь Правления Союза композиторов России Владимир Кобекин (1947 г. р.) по праву завоевал звание лучшего современного оперного композитора. В его творческом багаже уже 15 поставленных опер. В Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Немировича-Данченко готовится премьера оперы «Гамлет» (на молодежном сленге). В настоящее время Владимир Кобекин работает над мюзиклом по пьесе А. Островского «Горячее сердце». Владимир Кобекин: «С моей точки зрения, в опере «Маргарита» заложена следующая идея: желая сделать добро, можно много дров наломать. Конечно, Фаусту хотелось, чтобы зла на земле не стало. Он верил, что любовь победит любое зло. Но в результате он поломал судьбу чистой непорочной девушки… Саратовский театр — один из очень немногих, где не боятся ставить современную музыку. А остальные давно превратились в прокатные площадки для известных всем опер. Их ведь ставить очень удобно. Все выучили классику еще в консерватории. И учить заново почти не надо. Можно звать на спектакли из другого города героя, а из третьего — героиню… То, что сделал Кочнев, блестяще. Я с удовольствием послушал, хотя обычно музыку как таковую не слушаю, а проверяю свою работу, — такая уж профессия, что с этим поделаешь! А на премьере «Маргариты„ где-то, начиная со второго акта, поймал себя на мысли, что совсем не думаю о том, что эту музыку я же и написал, а просто слушаю. И актерские работы меня очень порадовали. Прекрасна Маргарита (Ольга Кочнева). Особенно некоторые сцены она провела очень сильно. Она нашла интересные кульминационные точки. Это по-настоящему профессиональная работа. Очень хороши и две другие центральные фигуры — Фауст (Виктор Григорьев) и Мефистофель…» Екатерина Бирюкова (музыкальный критик, газета «Коммерсант»): «Мировая премьера — редкое в наших краях событие, даже если речь идет о Владимире Кобекине, авторе полутора десятков поставленных опер и, если вдуматься, главном оперном композиторе страны. В последние годы, правда, это имя немного ушло в тень. Самой свежей его премьерой оставался «Молодой Давид» в Новосибирске, которого лет семь назад привозили в Москву на »Золотую маску« и который, кстати, стал началом оперной карьеры режиссера Дмитрия Чернякова. Рискованность саратовского театра, не испугавшегося предложить своей публике совершенно новое название, до некоторой степени объясняет тот факт, что «Маргарита» изначально задумывалась автором в жанре мюзикла и, даже сильно посерьезнев, эту свою родовую особенность сохранила. Солисты, отпев куплеты, принимаются выяснять отношения в немного тягостном для себя разговорном жанре, а музыка стремительно маневрирует межд изысканностью и банальностью — это у стоящего за пультом маэстро Юрия Кочнева как раз получается удивительно органично. Только что звучал деликатный кобекинский минимализм, и вот уже его сменяет витальная пафосность, а еще немного — и на полном серьезе громыхает средневековая секвенция «Dies irae», испокон веков используемая композиторами для иллюстрации самых безнадежных настроений… Ставили спектакль молодые выпускники Российской академии театрального искусства — режиссер Дмитрий Исаичев и сценограф Александр Арефьев. Для них опера Кобекина, как когда-то и для Дмитрия Чернякова, тоже стала первой. Они поселили своих героев в портовый кабачок, основные посетители которого матросы и проститутки… Одна половина декораций — огромный, никуда не плывущий и постепенно разлагающийся корабль — напоминает об опере Вагнера «Летучий голландец». Другая часть — столы, стулья, официанты и старенькое пианино, на котором бренчит пианистка в черной шляпе, — напоминает о таверне из оперы Прокофьева «Огненный ангел», в которой тоже заседали Фауст с Мефистофелем. Другие детали, демонстрирующие постановочную стильность, — шезлонги, бадминтон, тени на стене, обнажающие двойственность душ, детская хлопушка, заменяющая чудеса, и повешенный за галстук пульт из оркестровой ямы, заменяющий труп, четко сколоченная полифония массовых сцен и обаятельная дерганость самого интересного персонажа — очеловеченного Мефистофеля. Для первой работы — совсем немало». Елена Куликова (театральный критик): «Потрясающая музыка, наполненная ритмами ураганов чувств и страстей, волнами набегала на территорию слабо защищенных простых человеческих отношений. Игра теней и света завораживала зрителя, мистифицировала и манила к неведомым горизонтам. Даже тому, кто пришел в оперу впервые, эта постановка внушила бы любовь к данному виду искусства. Обильное использование символов придало спектаклю необходимую загадочность. Ветер, уносящий ноты с фортепиано, песок, насыпанный вместо чаевых в портовом кабаке, галстук, повязанный в знак смерти на пюпитр, люстры, поднимающиеся и опускающиеся на протяжении всей постановки — все это было необычно, заманчиво и потому интересно. Когда говорят, что актеры играли великолепно — это кажется банальным. Но актерский состав в «Маргарите» был просто великолепен. Блистателен. Неповторим. Уникален. Буря эмоций, шквал страстей, накал тревоги и мистики…» Концертная программа фестиваля была представлена «Симфоническими шедеврами ХХ века». В исполнении оркестра театра под управлением Юрия Кочнева прозвучали редко исполняемые в России произведения А. Онеггера «Пасифик 231», А. Веберна «Пассакалья», К. Нильсена Симфония № 2 «Четыре темперамента», Б. Бартока Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (солист — народный артист России Владимир Овчинников, Москва). В Голубой гостиной театра состоялся концерт народного артиста СССР Леонида Сметанникова, посвященный 170-летию со дня рождения М. Балакирева. В программе прозвучали популярные арии из опер, романсы, русские народные песни. Собиновские фестивали стремятся познакомить саратовцев с лучшими образцами исполнительского искусства. В этом году участниками фестиваля стали солистка Государственного театра оперы и балета Чехии, лауреат международных конкурсов Ирина Божедомова (в партии Флории Тоски); солист Государственного академического Большого театра России, лауреат международных конкурсов Анатолий Зайченко (в партии Марио Каварадосси); солист Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, народный артист России Евгений Поликанин (в партии барона Скарпиа). В спектакле «Травиата» главные партии исполнили солистка Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, заслуженная артистка России, народная артистка Республики Абхазия Хибла Герзмава (Виолетта Валери); солист Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Алексей Долгов (Альфред Жермон); солист Государственного академического Большого театра Узбекистана им. А. Навои, заслуженный артист Узбекистана, лауреат Международных конкурсов Руслан Гафаров (Жорж Жермон). В балете «Щелкунчик» солировали артисты Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко дипломант Всероссийского конкурса Галина Исмакаева (Маша), лауреат Международного и Всероссийского конкурсов Сергей Кузьмин (Принц). В рамках Собиновского музыкального фестиваля состоялись выступления коллективов ведущих российских театров — С 25 по 27 мая в рамках Собиновского музыкального фестиваля состоялся Конкурс Конкурсов вокалистов — лауреатов международных и всероссийских конкурсов. В этом году в оргкомитет конкурса поступило 67 заявок на участие (в том числе из Китая, Кореи, Болгарии, Италии, Украины, Казахстана). Жюри отобрало двенадцать. В Саратове выступили молодые певцы из Москвы, По результатам двух туров лауреатами конкурса стали:I премия — Каримова Альфия — сопрано(Уфа),
Специальную премию и звание дипломанта получили:Дмитриевская Наталья — сопрано (Ростов-на-Дону),
В качестве «перпендикулярного» к классической музыке направления на фестивале состоялся концерт известного рок-музыканта Вячеслава Бутусова и группы «Ю-Питер». К альтернативам и перпендикулярам можно отнести и выставку Андрея Устинова «Территория музыки» с перфомансом «L’ultima passione» — «Последние страсти». Перфоманс заключался в следующем. 19 мая на углу улиц Большой Казачьей и Максима Горького появилось одинокое фортепиано. За час до мировой премьеры «Маргариты» на специально сваренный из железных прутьев помост, где и был установлен инструмент, вышли вокалистка Надежда Федосеева (сопрано) и Андрей Устинов (партия фортепиано). Певица исполняла монотонно ноту «до», а пианист какое-то время играл на пианино (ту же ноту «до»), а потом принялся забивать в клавиши инструмента гвозди. Во время музыкального представления к исполнителям подошли двое помощников. Один обмазывал помост и инструмент клеем, другой разбрасывал повсюду птичий пух. Музыка звучала все громче и громче. И вдруг тишина… Несколько мгновений паузы и… фортепиано вспыхнуло.
На выставку же Андрей Алексеевич представил листы с коллажами, инсталляции и арт-объекты. Посмотреть было на что: бассейн с «утопленными» пластинками, дисками, магнитофоном и телефонами соседствовал с подвешенными балетными пачками и метрономами, мерно отсчитывающими свой размер, стулья с пюпитрами импозантно расположились на потолке, а часть музыкальных инструментов была завернута в полиэтилен и повешена… С 17.40 до 17.50 один из арт-объектов выставки оживал. В «пещере» с черной пленкой появлялись ОН и ОНА. Девушка и юноша, грациозно и пластично двигаясь, начинали приоткрывать завесу пленки, под которой прятались опять-таки разнообразные музыкальные инструменты. Во время фестиваля проходили практические занятия, лекции и семинары школы критиков оперного театра под руководством Юрия Кочнева.
…Завершился фестиваль 30 мая большим гала-концертом, в котором приняли участие лауреаты Конкурса конкурсов ХХ Собиновского музыкального фестиваля и ведущие солисты Саратовского академического театра оперы и балета. Екатерина ИЗМАЙЛОВА
|
Главные новости19.11.2024 05.11.2024 30.10.2024 События30.10.2024 30.10.2024 25.10.2024 02.09.2024 |