Победа при СаратовеОткрылся ХХ Собиновский фестивальПушечная пальба, грохот битвы и стальной скок кавалерии — такими звуками сопровождалось открытие фестиваля, ежегодно проводимого в мае Саратовским театром оперы и балета. Впрочем, батальный шум производился исключительно музыкальными средствами. На сцене сидела медная банда «Волга-Волга», усиливающая звучание полного театрального оркестра, под управлением бессменного худрука театра и фестиваля — дирижера Юрия Кочнева.
Играли малоизвестную и редко исполняемую симфоническую батальную картину «Победа Веллингтона в битве при Виттории», писанную Бетховеном в честь памятного события. Опус явно рассчитан на исполнение open air: много барабанов и меди, буханья литавр, победных маршей и картинных оркестровых эффектов. В этой пьесе Бетховен, отступив от привычки к культивированию углубленно-философского симфонизма, с наслаждением вкушает простые радости программного, звукоизобразительного письма. И оркестр Кочнева, следуя партитуре, лихо изображал то бесшабашное наступление французов под небезызвестную песенку «Мальбрук в поход собрался», то неуклонное противостояние англичан под гимн «Правь, Британия!». Гимн на минуту захлебнулся, задавленный атакой французской конницы, но воспрянул в финале и под ликующие фанфары и рев меди победно загремел маршем, сменившимся стремительным, захлебывающимся от радости фугато. Что особенно интересно с культурологической точки зрения — то, как запечатлен в этом опусе гул эпохи наполеоновских войн: с двойным бабаханьем пушек, имитируемым литаврами, с обрывочными, популярными в ту пору мотивчиками, цоканьем копыт и триумфальными возгласами. Юрий Кочнев, не пожалев усилий, разыскал и сыграл это в высшей степени примечательное сочинение. Это свидетельствует о весьма нетривиальном подходе худрука к составлению фестивальной программы. Далее исполнялось столь же незаслуженно забытое сочинение — оратория Бетховена «Христос на Масличной горе». Она явно следовала традициям и жанру немецких пассионов, к которым обращались многие композиторы — от Шютца до Баха. Драматичные монологи Христа, томящегося под оливами в ожидании неминуемого пленения и грядущих страданий (партию Христа очень выразительно исполнил московский тенор Марат Галиахметов) прослаиваются сочувственными комментариями Серафима. С партией превосходно справилась солистка Саратовской филармонии Светлана Кузнецова: ее хрустальное сопрано переливалось и искрилось. В развязке веско и фундаментально вступил самарский бас Андрей Антонов (Петр). Хор Саратовской консерватории (худрук — Людмила Лицова) пел то от лица учеников Христа, то от лица воинов и в обеих ипостасях был убедителен: подавал реплики рельефно, интонационно точно, а в фуге продемонстрировал поразительную синхронность и слаженность. Далее в программах фестиваля — мировая премьера оперы «Маргарита», выступление балетной труппы Бориса Эйфмана, «Тайный брак» Чимарозы, который привезет Камерный театр Бориса Покровского, премьера «Евгения Онегина», любимый саратовцами «Конкурс конкурсов» и даже концерт Вячеслава Бутусова с группой «Ю-Питер» — для привлечения в театр молодежной аудитории. Многожанровость и разноплановость программы — девиз Собиновского фестиваля. И в текущем году этот конструктивный принцип выдержан организаторами очень последовательно.
Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ
|
Главные новости19.11.2024 05.11.2024 30.10.2024 События30.10.2024 30.10.2024 25.10.2024 02.09.2024 |