Талант — это судьбаЮрию Леонидовичу Кочиеву — художественному руководителю Саратовского академического театра оперы и балета, народному артисту РФ, лауреату Государственной премии, лауреату национальной театральной премии «Золотая маска», профессору Саратовской консерватории имени Л. И. Собинова исполнилось 65 лет. Несмотря на большую загруженность работой, Юрий Леонидович — Юрий Леонидович, только что у Вас окончилась репетиция, работа с оркестром. Слушая краем уха не знакомую мне музыку, я поняла, что для саратовского зрителя готовится — Мы занимаемся подготовкой нового оперного спектакля. Это опера «Маргарита» Владимира Кобекина, она написана по мотивам легенд о Фаусте. Наш российский композитор дал свою версию этих легенд при помощи соавтора либреттиста Евгения Фридмана. Они создали очень интересное произведение, которое переносит проблематику Фауста в наши дни. Там есть существенные психологические различия: не Мефистофель искушает Фауста, а наоборот, Фауст искушает Мефистофеля, хочет сделать так, чтобы тот перестал быть дьяволом. А как перестать быть дьяволом, как стать человеком? Мефистофель должен полюбить. Вот Фауст пытается сделать так, чтобы Мефистофель полюбил. Но что из этого получится? Все персонажи спектакля известны публике по опере Гуно. Там есть брат Маргариты, Фауст, Мефистофель — как бы сохранена канва сюжета о Фаусте, но происходит это в Интересной особенностью является и музыкальный язык оперы. Он является как бы промежуточным между языком серьезной и — Таким образом, саратовцы скоро побывают, как говорят, на мировой премьере. — Да, ведь спектакль ставится в первый раз. — Юрий Леонидович, Вы всегда в заботах, всегда в работе, в музыке, расписание у Вас очень жесткое, а на личную жизнь время остается? — (смеется) Как сказать? Конечно, остается. В промежутках между работой, естественно, идет личная жизнь. Но, Вы знаете, в активной деятельности, особенно
— Собиновский фестиваль в этом году — двадцатый по счету. — Цифра круглая, это уже определенно юбилей. И нам хочется сделать так, чтобы его программа была особенно интересной. Естественно, что в этот фестиваль войдет премьера новой оперы «Маргарита». Но, как Вы знаете, наш фестиваль является не только оперным, там участвуют все жанры музыкального искусства: и балет, и симфоническая музыка, и оратория. Таким же будет и этот фестиваль, но он станет, пожалуй, наиболее интересным из многих, которые были в прошлые годы. Откроется фестиваль премьерой произведения композитора, которого знают все, — это Людвиг Ван Бетховен. А произведения будут исполняться те, которых никто не знает. Но это выдающиеся сочинения одного из гениальнейших композиторов. Скажем, батальная картина для симфонического оркестра «Победа Веллингтона в битве при Виттории» — очень яркое и интересное произведение, которое отражает эпоху наполеоновских войн. К симфоническому будет добавлен оркестр У нас в этом фестивале участвуют и музыканты как бы перпендикулярных к классике направлений — представители Значительным событием для Саратова явится приезд балетного коллектива из Санкт-Петербурга, которым руководит Эйфман. Его широко знают во всем мире. На нашей сцене будет представлена одна из лучших работ этого коллектива — балет «Чайковский», поставленный на музыку Петра Ильича Чайковского Борисом Эйфманом. Мало того, предполагается приезд театра Покровского. Будет показана последняя постановка, которую сделал этот замечательный мастер режиссуры, — опера Чимарозы «Тайный брак». Прозвучит концерт симфонической музыки под названием «Симфонические шедевры XX века». В нем будут представлены произведения композиторов Берга, Онеггера, Бартока и мало известного российской публике замечательного датского симфониста Карла Нильсона — симфония «Четыре темперамента», которая отражает четыре характера человеческой натуры. Кроме того, в рамках фестиваля пройдет традиционный конкурс, будут даны спектакли с участием выдающихся гастролеров. Кстати, на симфоническом концерте партию рояля во Втором концерте Бартока будет исполнять один из лучших современных пианистов Владимир Овчинников. — Юрий Леонидович, о чем бы мы с Вами ни говорили, Вы все сводите к работе. Значит, актуален афоризм «Искусство требует жертв»? — Это можно понимать — Так что же такое талант — счастье или наказание? — Талант — это судьба. И как распорядиться этой судьбой — зависит от человека, потому что он должен приложить очень много усилий, чтобы развить этот талант. И не в его власти увеличить или уменьшить этот талант. Это то, что ему дано в той или иной мере. А как человек распорядится этой судьбой — — Юрий Леонидович, как, на Ваш взгляд, сложилась Ваша жизнь, чем примечательна Ваша судьба? — Для меня вопрос моей профессии — определенным образом моя судьба как деятеля искусства. Я в — В театре — понятно, а дома кто хозяин? — Дома — смотря в каких сферах. Во многих вопросах я полагаюсь на жену. Когда надо — Что касается Вашей жены Ольги Анатольевны — ведущей солистки театра, Заслуженной артистки РФ, это понятно. А сын Михаил имеет возможность — Ему исполнилось четырнадцать — это тот возраст, когда человек начинает себя ощущать самостоятельной личностью. Я родился в Симферополе, а учился и жил до пятнадцати лет в Вологде, родители мои были врачами. И вспоминаю, что в возрасте пятнадцати лет сознательно уехал из дома: почувствовал настойчивую потребность стать самостоятельным человеком — поехал в Ленинград и поступил в специальную музыкальную школу при консерватории. И конечно же, когда я вижу сейчас — Или кем стать, какую профессию выбрать… — Да, кстати, он с шести лет стал заниматься музыкой и достиг определенных успехов: сыграл со мной симфонический концерт, концерт для фортепиано с оркестром, получил вторую премию на конкурсе молодых пианистов Саратовской области. Явно он проявил — И Ольга Анатольевна такого же мнения? — Обычно мы находим общий язык в таких вопросах. — Значит, можно сказать, что в Вашей семье главное — уважение друг к другу. — Я думаю, что на этом должны строиться отношения и в семье, и на работе. Лейла БОЧКОВА Маэстро |
Главные новости19.11.2024 05.11.2024 30.10.2024 События30.10.2024 30.10.2024 25.10.2024 02.09.2024 |