Талант — это судьба

Юрию Леонидовичу Кочиеву — художественному руководителю Саратовского академического театра оперы и балета, народному артисту РФ, лауреату Государственной премии, лауреату национальной театральной премии «Золотая маска», профессору Саратовской консерватории имени Л. И. Собинова исполнилось 65 лет.

Несмотря на большую загруженность работой, Юрий Леонидович все-таки нашел «окошко» в своем расписании, чтобы дать интервью для «Деловой газеты».


— Юрий Леонидович, только что у Вас окончилась репетиция, работа с оркестром. Слушая краем уха не знакомую мне музыку, я поняла, что для саратовского зрителя готовится что-то новое.

— Мы занимаемся подготовкой нового оперного спектакля. Это опера «Маргарита» Владимира Кобекина, она написана по мотивам легенд о Фаусте. Наш российский композитор дал свою версию этих легенд при помощи соавтора либреттиста Евгения Фридмана. Они создали очень интересное произведение, которое переносит проблематику Фауста в наши дни. Там есть существенные психологические различия: не Мефистофель искушает Фауста, а наоборот, Фауст искушает Мефистофеля, хочет сделать так, чтобы тот перестал быть дьяволом. А как перестать быть дьяволом, как стать человеком? Мефистофель должен полюбить. Вот Фауст пытается сделать так, чтобы Мефистофель полюбил. Но что из этого получится? Все персонажи спектакля известны публике по опере Гуно. Там есть брат Маргариты, Фауст, Мефистофель — как бы сохранена канва сюжета о Фаусте, но происходит это в каком-то таком пространстве с неопределенным временем, в условном западном городе Гамбурге. И развиваются коллизии, которые более близки сегодняшнему зрителю. Это вопрос о любви, о судьбе женщины, но с точки зрения восприятия современного человека.

Интересной особенностью является и музыкальный язык оперы. Он является как бы промежуточным между языком серьезной и рок-оперы. С точки зрения мелодической, это ближе к рок-опере. А по приему письма, по оркестровке, по использованию оперных солистов — настоящая опера. Поэтому мне кажется, что это как раз та опера, которая может стать доступной широким слоям публики.

— Таким образом, саратовцы скоро побывают, как говорят, на мировой премьере.

— Да, ведь спектакль ставится в первый раз.

— Юрий Леонидович, Вы всегда в заботах, всегда в работе, в музыке, расписание у Вас очень жесткое, а на личную жизнь время остается?

— (смеется) Как сказать? Конечно, остается. В промежутках между работой, естественно, идет личная жизнь. Но, Вы знаете, в активной деятельности, особенно в какие-то определенные периоды, как сейчас, естественно, работа занимает подавляющее количество времени (и нам с Вами нелегко было встретиться для интервью). Сейчас как раз идет работа над постановкой оперы «Маргарита». Кроме того, формируются афиши Собиновского фестиваля.

Юрий Леонидович Кочнев Юрий Леонидович Кочнев
художественный руководитель и главный дирижер Саратовского академического театра оперы и балета, лауреат Государственной премии, народный артист России

— Собиновский фестиваль в этом году — двадцатый по счету.

— Цифра круглая, это уже определенно юбилей. И нам хочется сделать так, чтобы его программа была особенно интересной. Естественно, что в этот фестиваль войдет премьера новой оперы «Маргарита». Но, как Вы знаете, наш фестиваль является не только оперным, там участвуют все жанры музыкального искусства: и балет, и симфоническая музыка, и оратория. Таким же будет и этот фестиваль, но он станет, пожалуй, наиболее интересным из многих, которые были в прошлые годы.

Откроется фестиваль премьерой произведения композитора, которого знают все, — это Людвиг Ван Бетховен. А произведения будут исполняться те, которых никто не знает. Но это выдающиеся сочинения одного из гениальнейших композиторов. Скажем, батальная картина для симфонического оркестра «Победа Веллингтона в битве при Виттории» — очень яркое и интересное произведение, которое отражает эпоху наполеоновских войн. К симфоническому будет добавлен оркестр «Волга-Бэнд», который любят саратовцы и который плодотворно работает с нами в таких крупных проектах. И в тот же вечер прозвучит оратория Бетховена «Христос на Масличной горе». Это тоже значительное произведение, которое довольно редко звучит, особенно в России. И здесь с нами будет работать хор под управлением Людмилы Лицевой и хор консерватории. Вот таким масштабным началом будет отмечен XX Собиновский фестиваль.

У нас в этом фестивале участвуют и музыканты как бы перпендикулярных к классике направлений — представители рок-культуры. Как правило, мы выбираем такие фигуры, которые отмечены каким-то серьезным поиском в области литературной, в области социальной. Это не просто поп-культура, а культура более серьезного социального звучания. В данном случае это будет музыкант, имя которого известно многим, — Вячеслав Бутусов.

Значительным событием для Саратова явится приезд балетного коллектива из Санкт-Петербурга, которым руководит Эйфман. Его широко знают во всем мире. На нашей сцене будет представлена одна из лучших работ этого коллектива — балет «Чайковский», поставленный на музыку Петра Ильича Чайковского Борисом Эйфманом. Мало того, предполагается приезд театра Покровского. Будет показана последняя постановка, которую сделал этот замечательный мастер режиссуры, — опера Чимарозы «Тайный брак».

Прозвучит концерт симфонической музыки под названием «Симфонические шедевры XX века». В нем будут представлены произведения композиторов Берга, Онеггера, Бартока и мало известного российской публике замечательного датского симфониста Карла Нильсона — симфония «Четыре темперамента», которая отражает четыре характера человеческой натуры.

Кроме того, в рамках фестиваля пройдет традиционный конкурс, будут даны спектакли с участием выдающихся гастролеров. Кстати, на симфоническом концерте партию рояля во Втором концерте Бартока будет исполнять один из лучших современных пианистов Владимир Овчинников.

— Юрий Леонидович, о чем бы мы с Вами ни говорили, Вы все сводите к работе. Значит, актуален афоризм «Искусство требует жертв»?

— Это можно понимать по-разному. Всякую форму можно поворачивать различными гранями. Искусство — очень жестокая профессия, потому что востребованы в искусстве бывают прежде всего высочайшие представители, отмеченные печатью особого таланта. А для того, чтобы эти люди появились, нужна огромная армия деятелей искусства, нужна определенная культурная среда, из которой получаются выдающиеся деятели, а иногда и гениальные, имена которых остаются потом на века. Одновременно с этим существует очень много музыкантов, достойных людей — дирижеров, пианистов, вокалистов, которые не столь известны и которые, можно сказать, не получают такого внимания и такую отдачу публики, на которую они рассчитывали, когда начинали заниматься этой деятельностью. Поэтому это довольно жесткая профессия, она требует достаточно устойчивой психики и огромной работы. Представьте себе, для того, чтобы получился не пианист ранга Рахманинова, например, а просто очень хороший пианист, он должен начинать заниматься примерно с шести-семи лет. Ежедневно, ходя в школу вместе со своими сверстниками, играть на инструменте не менее трех-четырех часов в день. И после этого он еще должен поучиться в училище и консерватории. Таким образом, процесс подготовки пианиста, способного исполнять фортепианную классику, растягивается на пятнадцать-семнадцать лет профессионального образования. И в это вкладывается столько труда и нервов, что люди, не связанные с этой профессией, даже не представляют.

— Так что же такое талант — счастье или наказание?

— Талант — это судьба. И как распорядиться этой судьбой — зависит от человека, потому что он должен приложить очень много усилий, чтобы развить этот талант. И не в его власти увеличить или уменьшить этот талант. Это то, что ему дано в той или иной мере. А как человек распорядится этой судьбой — опять-таки вопрос.

— Юрий Леонидович, как, на Ваш взгляд, сложилась Ваша жизнь, чем примечательна Ваша судьба?

— Для меня вопрос моей профессии — определенным образом моя судьба как деятеля искусства. Я в какой-то момент своей жизни перестал играть на музыкальных инструментах — на скрипке и на альте, по которым я закончил консерваторию, и еще раз закончил консерваторию по специальности «симфонические дирижирование». И надо сказать, эта профессия вмещает в себя очень большой комплекс необходимых знаний, которые нужны для того, чтобы руководить оперным театром. Дело в том, что оперный театр — это в каком-то смысле производство, которое включает в себя продукт различных искусств: музыку, живопись (то, что связано с оформлением), театральное искусство. Поэтому для того, чтобы владеть всем этим механизмом, иметь возможность управлять им, вы должны быть компетентны по широкому кругу вопросов, связанных с различными искусствами. Задача дирижера заключается в том, чтобы объединить усилия многих талантливых людей, суммировать усилия всего коллектива и придать ему нужную направленность. От него требуются такт и умение примирить какие-то противоречия, которые возникают в процессе работы, чтобы объединить усилия коллектива на выполнение единой, очень важной музыкальной задачи. Этим я и занимаюсь всю свою жизнь, более или менее плодотворно пытаюсь эти задачи решать.

— В театре — понятно, а дома кто хозяин?

— Дома — смотря в каких сферах. Во многих вопросах я полагаюсь на жену. Когда надо что-то купить или сделать необходимые вещи по дому, я стараюсь это поручить ей. А она, естественно, консультируется со мной по мере необходимости. А в каких-то вопросах… Понимаете, нельзя управлять всем, и в театре нельзя управлять всем: надо, чтобы люди на всех участках решали какие-то определенные вопросы.

— Что касается Вашей жены Ольги Анатольевны — ведущей солистки театра, Заслуженной артистки РФ, это понятно. А сын Михаил имеет возможность что-то решать самостоятельно?

— Ему исполнилось четырнадцать — это тот возраст, когда человек начинает себя ощущать самостоятельной личностью. Я родился в Симферополе, а учился и жил до пятнадцати лет в Вологде, родители мои были врачами. И вспоминаю, что в возрасте пятнадцати лет сознательно уехал из дома: почувствовал настойчивую потребность стать самостоятельным человеком — поехал в Ленинград и поступил в специальную музыкальную школу при консерватории. И конечно же, когда я вижу сейчас какие-то проявления самостоятельности у сына, то понимаю, что должен предоставить ему возможность решать: ложиться ему спать или нет, посмотреть какую-то передачу или не смотреть.

— Или кем стать, какую профессию выбрать…

— Да, кстати, он с шести лет стал заниматься музыкой и достиг определенных успехов: сыграл со мной симфонический концерт, концерт для фортепиано с оркестром, получил вторую премию на конкурсе молодых пианистов Саратовской области. Явно он проявил какие-то исполнительские способности, тем не менее я не почувствовал в нем личного желания заниматься музыкой и не стал на этом настаивать. Человек может не быть гениально одаренным, но если у него есть желание этим заниматься, то я бы его поддержал. Но если он даже при наличии одаренности не хочет, считаю, что он бесполезно проведет время. Лучше пусть покатается на коньках или в футбол поиграет.

— И Ольга Анатольевна такого же мнения?

— Обычно мы находим общий язык в таких вопросах.

— Значит, можно сказать, что в Вашей семье главное — уважение друг к другу.

— Я думаю, что на этом должны строиться отношения и в семье, и на работе.

Лейла БОЧКОВА
«Деловая газета» № 8-9 (525-526)

Маэстро с 65-летием поздравил Президент РФ Владимир Путин

В телеграмме говорится: «Уважаемый Юрий Леонидович! Поздравляю Вас с 65-летием со дня рождения. Природа щедро наделила Вас талантом. Вы возглавляете творческий коллектив прославленного театра. Ведете большую концертную и гастрольную деятельность. Много внимания уделяете работе с учениками. И потому Вам по праву сопутствуют профессиональный успех, признание и искренняя любовь поклонников классической музыки. Желаю Вам удачи, вдохновения, здоровья и всего самого доброго. В. Путин».

Театр

Все новости и события…