Cудьба играет как по нотамСаратов для меня не просто город, а моя судьба… Жизнь любого человека расписана на небесной партитуре как по нотам: нот вроде бы мало, а событий не вспомнишь и не перечислишь. Тем более если перед вами человек с большой буквы — художественный руководитель и главный дирижер Саратовского академического театра оперы и балета, лауреат Государственной премии, народный артист России… Однако разговор с Юрием Леонидовичем Кочневым коснулся не только стиля жизни отдельной, пусть даже и очень весомой персоны, но и стиля жизни страны, которого порой не понять и, уж тем более, не объяснить. Но сначала все-таки о личном… — Юрий Леонидович, глупо предполагать, что Вы с раннего детства мечтали стать художественным руководителем Театра оперы и балета. Так все-таки, какие мечты у Вас были в детстве? — Постараюсь вспомнить… В далеком детстве, лет до семи-восьми, меня очень увлекала морская тематика. Я читал разные книги… У меня даже был интерес выписывать термины оснастки парусных судов. А в 9 лет я начал учиться музыке: играть на скрипке. Помню, успешно сыграл скрипичный концерт: было принято играть одну часть, а я показал его полностью — три части. Учиться музыке я начал в Вологде, а в 15 лет переехал в Петербург, поступил в музыкальную школу-десятилетку при Консерватории. И здесь моя профессиональная дорога была уже определена, поскольку это была специальная музыкальная школа. — Можно сказать, элитная кузница кадров? — В ней учился известный ныне скрипач и дирижер Володя Спиваков, мой соученик по классу. Володя занимался в параллельном классе. А также дирижер Темирканов, композитор Гаврилин, один из мировых знаменитостей дирижер Янсонс и другие ныне известные музыканты, композиторы и дирижеры. В то время детей собирали по всей России, даже выезжали с рейдами по селам. Гаврилина, например, нашли
— В судьбе, как и в хорошей партитуре, все взаимосвязано. Юрий Леонидович, можете ли Вы обозначить в прошлом — В консерватории я закончил струнный факультет по специальности «Альт», кафедру истории и теории музыки, защитил там диссертацию и параллельно с этим закончил дирижерско-симфонический факультет. В то время выпускника после учебы могли направить работать, куда скажет партия и где он наиболее необходим. Так я оказался необходим во Владивостоке. Приехал я по распределению в Дальневосточный институт искусств и проработал там полгода. К особым знакам судьбы я бы отнес объявление в газете «Советская культура», где говорилось о том, что проводится конкурс в стажерскую группу Большого театра для вокалистов и для дирижеров. Я принял участие в этом конкурсе. — Сколько было претендентов? — Десять человек на одно место. В результате этого конкурса я был принят в стажерскую группу как дирижер. Мое распределение было автоматически аннулировано, и я в течение двух сезонов был стажером Большого театра, дирижировал спектаклями: «Царская невеста», «Свадьба Фигаро», «Руслан и Людмила». Затем я был приглашен главным дирижером в Казанский оперный театр. Проработал и там два года, а в 1975 году стал главным дирижером в Саратовском театре оперы и балета. Таким образом, с момента начала моей работы в Саратовском театре прошло уже 32 года. — Это своеобразный рекорд? — Есть еще один дирижер, который так же много лет отдал одному коллективу у нас в стране, это Арнольд Кац — главный дирижер Новосибирского симфонического оркестра. В этом году оркестр под его управлением (Кацу уже за 80 лет — ред.) с большим успехом выступил на международном фестивале симфонических оркестров. — Можно ли Вашу жизнь сравнить с каким-либо музыкальным произведением? — Никак не сравнить, потому что жизнь музыканта в принципе связана с интерпретацией очень большого количества музыкальных произведений, бывает, что дирижера позиционируют как специалиста, например, по русской музыке. Такое определение закрепилось за выдающимся дирижером Евгением Федоровичем Светлановым. Хотя он был весьма разносторонним и дирижировал большим кругом сочинений. Что касается меня, я всегда уходил от каких-либо специализаций, потому что по складу личности и предпочтениям мне всегда было интереснее иметь дело с разными композиторами и стилями. А каждый композитор — это собственный мир, отдельный стилистический круг. И если вы дирижируете произведением Чайковского, вы должны знать как можно в большем объеме его произведения, его жизнь, что он любил, что ненавидел. Если вы владеете широким кругом репертуара и серьезно к этому относитесь, то поневоле начинаете владеть широким кругом культурных пластов. В моей деятельности, на протяжении этих долгих лет работы в Саратовском театре я поставил такие произведения, как «Иван Сусанин» Глинки, «Лоэнгрин» и «Тангейзер» Вагнера, «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского… На Собиновских фестивалях оркестр представлял такие сочинения, как «Реквием» Берлиоза, симфонию американского композитора Гласса вместе с театром хоровой музыки. Это совершенно разные по стилю и смысловому потенциалу вещи, поэтому в моей жизни все складывалось «очень широко». Но это не всеядность, которая связана с поверхностностью отношения, а наоборот, стремление и желание глубоко охватить все пласты музыкальной культуры. — Но, — Очень долго и с большим успехом прожил на Саратовской сцене спектакль «Лоэнгрин» Вагнера, сейчас любимым спектаклем для труппы является «Хованщина» Мусоргского. Я всегда чувствую, как у людей, «прикасающихся» к этому произведению, просыпаются патриотические чувства, проявляются Законы творчества: легко или невозможно?— С какими спектаклями работать сложнее? — Любой материал в силу своей специфичности сложен — Вы в этом плане, безусловно, не обделены, но ведь нужно иметь еще и определенный характер… Вы человек — сильный? — Сложно самому себе давать подобные определения. Но если я выдержал 32 года руководства одним театром, наверное не совсем слабый. — Какие стилевые направления Вам близки? — Абсолютно разные. Когда я приехал в Петербург из Вологды в возрасте 15 лет, мне впервые показали картины Пикассо и Матисса. Я никак не мог понять, что это вообще такое, потому что воспитывался на Шишкине, Репине, Айвазовском. Я мучился вопросом: почему до меня не доходит это искусство, тогда как многим оно нравится? Но впоследствии я стал регулярно посещать музеи, читать книги по искусству и почувствовал такой же интерес к Пикассо и Матиссу, какой я испытывал к Крамскому и Маковскому, потому что каждый из этих замечательных художников несет свой стиль, свое понимание того, что должно быть в искусстве. Они конгениальны по своему внутреннему потенциалу, и если человек способен воспринимать и глубоко чувствовать классическое искусство, то он не может столь же глубоко не чувствовать и искусство следующих эпох, вплоть до современных дней. Другое дело, что в силу — Чувство вкуса — качество врожденное или, — И то, и другое. Никто сейчас не способен научно объяснить, что важнее то, что дано от Бога или то, что человек приобрел. Никто не может эти вещи разграничить. Я думаю, что чувство вкуса имеет и врожденные корни, как и талант к музыке, писательетву, различным наукам. Элемент одаренности должен присутствовать, но дальше все к вопросу о благоприобретенности, где важно, в какой атмосфере человек воспитывался, в какой рос семье, сколько он мог взять от жизни. Разделить, чего же больше, врожденного или благоприобретенного, трудно. Во всяком случае, вкус — категория, которая должна постоянно подпитываться текущей жизнью. И если человек остановился в процессе восприятия нового, это так или иначе означает деградацию вкуса и в целом деградацию личности. Синтетический жанр для натуральных дирижеров— Кроме музыки, живописи (про детские увлечения вспоминать не будем) что сейчас интересует Народного артиста России Юрия Кочнева? — Моя работа и моя «музыка» в основном связана с местонахождением в театре, хотя я много занимаюсь симфоническим дирижированием, и последние 4 года, параллельно с работой в театре, руководил еще двумя симфоническими оркестрами. Но мне хотелось бы заострить внимание на том, что театр является синтетическим жанром, который предполагает наличие в себе самом, в одном целом различных искусств. Это, Саратов — город и судьба— Семья существует с Вами в унисон? — Сына Михаила я начинал учить музыке… Он доучился до 12 лет, причем, небезуспешно, но все-таки в нем я не увидел всепоглощающего увлечения музыкой. Сейчас ему 14 лет, и я думаю, он обязательно найдет свою дорогу в жизни. — Юрий Леонидович, у Вас много друзей? — Знакомых у меня много, а друзей было двое. Мне кажется, что друзья в подлинном смысле этого слова должны появляться у человека в возрасте от 14 до 19 лет. Когда происходит становление личности, некоторые из рядом находящихся людей участвуют в этом процессе и становятся друзьями. И вот в этот период у меня было два друга. Один из них — дирижер, который безвременно ушел из жизни от тяжелой болезни, а другой друг — сейчас очень известный по всему миру музыковед и культуролог Соломон Волков. Он живет в Америке, издал очень много интересных вещей. Поэтому друзей в моем понимании этого слова сейчас со мной рядом нет. Так уж распорядилась жизнь. Когда Вы в возрасте 35 лет попадаете в чужой город, то можете рассчитывать приобрести много знакомых, более или менее приятных вам людей, но таких друзей, о которых я Вам говорил, как правило, «нажить» не удастся. — Саратов стал вашим родным городом или же остался чужим? — Думаю, что стал родным, потому что с этим городом связаны основные годы моей творческой и человеческой жизни. Это не просто город, а определенная судьба. Если — Можете назвать и знаковых для Вас личностей? — Я могу назвать: Гете, Леонардо да Винчи, дирижеры Кароян, Мравинский, портреты которых не спроста висят у меня в кабинете. Для меня вообще очень притягательны фигуры, которые способны универсально охватить большой круг явлений жизни. Она звалась студенткою Татьнной…— А если говорить о саратовских личностях в области культуры, кого бы можно назвать брэндом Саратова? — Я убежден, что брэндом Саратова в определенный период являлся режиссер Александр Дзекун, а также совершенно другая по направленности фигура, настоящий русский интеллигент и патриот театра Юрий Киселев. Что касается современных деятелей, я обратил бы внимание на очень заметную фигуру в музыкальном мире — ректора нашей Консерватории Анатолия Скрипая. В мире живописи, безусловно, таковым является художник Учаев. Очень большой вклад вносит Людмила Лицова, как настоящий профессионал российского масштаба. Есть и другие имена, и если попытаться составить список творческой элиты Саратова, то стыдно не будет. — Молодежь в этом «списке» присутствует? Есть ли вообще интересные молодые имена в театральной среде? — Идет постоянная смена поколений. Перед Вашим визитом я как раз беседовал о последней постановке «Евгения Онегина». У нас в этом спектакле участвуют три молодых солиста. Двое из них еще студенты Консерватории, и, тем не менее, одна поет Татьяну, другая — Ольгу. Третий уже выпускник Консерватории, поет Ленского, что является достаточно серьезной заявкой, поскольку эти партии — наитруднейшие в оперной литературе. Наша консерватория является основным источником кадров для театров. К сожалению, многих артистов мы потом теряем. До тех пор, пока выпускникам Саратовской Консерватории в Москве будут платить в 4 раза больше, они будут туда уезжать. Сколько уехало в последнее время интересных актеров: Краснов, Сосновский… Как можно отпускать таких людей, если они составляют гордость нашей культуры? То что культура не вошла в число национальных проектов только доказывает что глубина непонимания роли культуры в жизни общества очень велика и, прежде всего среди сегодняшнего руководства России. Москва задает тон регионам. Если в Москве завтра скажут, что культура — приоритетное национальное направление, но следующий день это подхватят в регионах. Хотелось бы, чтобы нашелся «энтузиаст» в регионах, который, не ожидая команды сверху, стал бы «продвигать» культуру. Пока не будет культуры, люди будут замусоривать улицы, писать на стенах непотребные слова, будет процветать хамство, пьянство, воровство. Воспитание начинается с культуры и нравственности, а мы хотим прожить, оценивая культуру «по остаточному принципу»: вот и культурные понятия у нас получаются тоже по остаточному принципу. И никого это уже не удивляет. Даже иностранцев. Мы в нашем театре после Художника «на мыло»— В какое время работалось проще? — Одинаково просто и одинаково сложно в любое время. Если у нас изменилось — Считаете ли Вы, что собственно культура в российской провинции находится в глубоком кризисе? — Эта тема для долгого разговора. Если коротко, то сейчас происходит процесс девальвации критериев в серьезном искусстве. Люди включают телевизор ради сериалов, которые предполагают огрубленную, упрощенную манеру игры. Но за это артистам платят хорошие деньги. Молодые актеры, закончившие приличные театральные институты, пытаются попасть в орбиту «телемыла», где делают совершенно не то, чему учат их квалифицированные педагоги. Сыграв 25 серий «Нянь», вы уже Офелию в театре не сыграете… Зато можно купить коттедж, но есть риск остаться «няней» на всю жизнь, и с этим «лейблом» можно будет с успехом рекламировать колготки. Массовый зритель ничего другого по телевизору не видит, он думает, это и есть подлинная актерская игра. Таким образом, идет глобальное понижение критериев в искусстве. А вы, друзья, как не садитесь…— Можно ли сказать, что девальвация критериев коснулась и саратовских театров? — Я и мои коллеги делаем все, чтобы наш театр соответствовал высоким профессиональным рамкам. За последние десять лет спектакли театра четырежды были представлены на фестивале «Золотая маска». Это единственный фестиваль, который устанавливает высокую планку абсолютно для всех театров, как провинциальных, так и столичных. Однако, анализируя работу коллег, давать оценку своим товарищам в Театре драмы или в ТЮЗе с моей стороны было бы некорректно. Это должны делать критики, журналисты. Могу сказать одно: по всей России мы наблюдаем увеличение количества учреждений культуры. Количество симфонических оркестров увеличивается, как и количество театров, но одновременно с этим качество работы понижается. Не хватает финансирования, которое позволило бы этим организациям результативно работать, и необходимого количества высококвалифицированных творческих кадров, однако квалификация руководителя — это основа любого коллектива. Какими бы замечательными не были актеры и музыканты, без наличия за пультом талантливого профессионала высокого класса и высококлассного режиссера они не сумеют объединить свои усилия и создать единое целое. Поэтому проблема дефицита такого рода кадров в целом по России на сегодня остро ощутима. — Вы — жесткий руководитель? — Не столько жесткий, сколько требовательный. Люблю, чтобы везде и всегда был большой порядок и стараюсь быть справедливым. Даже если я — Какие человеческие качества для Вас неприемлемы? — Для меня неприемлема непорядочность. Понятие порядочности я ставлю очень высоко, и вообще считаю, что этим понятием нужно пользоваться более широко в нашем обществе. Это понятие традиционно для России, и как без культуры нет экономики и экологии, так без порядочности не существует ничего. Вы можете быть жестким, говорить человеку правду в лицо, но вы не должны быть непорядочным. Больше всего мне неприятны люди, которые не держат слова, обманывают. — Громкая история с увеличением зарплаты оркестрам вроде бы закончилась. Вы приняли решение все-таки остаться со своим коллективом, но осадок остался? — Оценка всего происходящего для любого здравомыслящего человека ясна. Я считаю, что неприлично нам решать такие вопросы только по подсказке каких-либо людей независимо от степени их таланта, веса в обществе. Я считаю, что уважающее себя правительство в уважающем себя крупном центре должно самостоятельно и справедливо решать эти вопросы. А если оно не может этого делать, то я не могу молчать, видя несправедливость этого решения, поскольку я отвечаю за судьбу коллектива. Никаких других намерений, в которых меня пытались обвинить, у меня не было. В конечном счете, результат показал, что все эти инсинуации не правомерны. Почему я, не смотря на все это, остался? На это есть две причины. С одной стороны, многие члены коллектива просто подходили ко мне с риторическим вопросом: «Юрий Леонидович, от того, что Вы уйдете, будет лучше?». Действительно, было бы только хуже. Второе обстоятельство: нашлись все-таки в правительстве определенные люди, которые дали мне определенные гарантии. Поэтому я надеюсь, что все-таки с новым сезоном, с принятием нового бюджета мы сумеем выровнять финансовую ситуацию. Искусственные меры для высокого искусства— Меценат в западных культурных кругах очень значимо и почетно, а у нас понятие «театр и меценат» — Волею обстоятельств, связанных с изменением нашего общественного строя, небольшое количество людей получило в личную собственность энергетические ресурсы страны. Могли бы эти люди проявить себя как меценаты по отношению к высокому искусству? Наверное, да, но при одном условии — достойном уровне их личной культуры. От уровня культуры и от уровня нравственности зависят вложения наших алигархов. Есть разница — купить футбольный клуб в Англии или обустроить в родной стране приют для престарелых актеров. В момент перемены нашего социального строя не произошло перемены нашего уровня культуры и уровня нравственности, да и материальных стимулов для меценатства в нашей стране нет. Если бы за это хотя бы освобождали от налогов. Этот вопрос не решен: государство само в достаточном количестве культуру не поддерживает и не создает тех условий, которые созданы сегодня на Западе. А вы знаете, что американское искусство более чем на 80% существует только на частные пожертвования. Думаете, Бостонский симфонический оркестр содержит государство? В лучшем случае оно платит 6% — Книгу не пишете? — Не пишу. И может быть зря. Я никогда не вел дневников. — На потом откладывали? — Да и на потом не собирался. Может быть, с подачи вашего журнала и начну писать воспоминания в назидание потомкам. Хотя, не думаем, что маэстро засядет за «дневники» — впереди спектакли, Беседовали Владимир ИВАНОВ и Мария ГОШИНА |
Главные новости19.11.2024 05.11.2024 30.10.2024 События30.10.2024 30.10.2024 25.10.2024 02.09.2024 |