Снова «Онегин»В выходные в театре оперы и балета состоялись премьерные показы нового спектакляСаратовская премьера «Евгения Онегина» состоялась на фоне бурного протеста, высказанного самой Галиной Вишневской. Оперная дива была страшно возмущена постановкой того же «Онегина», но в Большом театре — столичный спектакль был выполнен в традициях постмодернизма. Пять лет назад мы уже это проходили. В 2000 году саратовской публике была предложена работа молодого режиссера Дмитрия Белова. И тоже авангардная. Постановка тогда вызвала большие споры. Критики осторожно называли ее необычной, завзятые театралы расценивали как «покушение» на классику. У художественного руководителя Саратовского театра оперы и балета Юрия Кочнева своя точка зрения на этот вопрос. — На европейской сцене нынче очень популярны новаторские проекты, — сказал он. — В последнее время спектакли такого плана появились и в России. Среди них немало талантливых. Эти постановки характеризует активное вторжение режиссера в авторский замысел, концептуальную структуру спектакля. При этом персонажи остаются те же, что и в классическом варианте, они исполняют те же арии. Но самые важные моменты режиссером переосмысливаются, а в повествование зачастую «монтируются» реалии современной жизни. В 2000 году такую постановку саратовцы встретили довольно прохладно. «Евгений Онегин» Белова прожил на сцене нашего театра пять лет. Однако, считает Кочнев, он стал заметным явлением в российской культуре. Ведь наш «Онегин» был первым отечественным спектаклем, в котором режиссер позволил себе явные «вольности». — У подобных постановок есть одна особенность, — подчеркнул Кочнев. — С годами они либо сильно становятся ярче, либо теряют потенциал и изживают себя. С нашим «Онегиным» случилось последнее. Именно поэтому было решено поставить спектакль заново. Но на этот раз никакого авангарда! Зрители увидят классическую постановку. «Век нынешний и век минувший»Нового «Онегина» ставил столичный режиссер Андрей Сергеев. С нашим театром он работает не первый год. На саратовской сцене он уже ставил «Русалку», «Тоску», «Повесть о настоящем человеке». В новом «Онегине» все подчинено духу пушкинской эпохи: костюмы, декорации. И все же это спектакль XXI века. Его «сопровождает» уникальное техническое оборудование!
— Специально для «Евгения Онегина» театр обзавелся поворотным кругом, — поделился радостью Юрий Леонидович. — Его заказывали в Санкт-Петербурге. Как выяснилось, подобные механизмы есть только в крупнейших оперных театрах мира. Уж больно дорого стоит: почти целый миллион рублей. А если точно, аж 920 тысяч! Но, по словам театральных работников, круг того стоит. — У него есть 15 программ, а значит, 15 положений, — продолжил Юрий Леонидович. — Механизм может вращаться как по часовой стрелке, так и против нее со скоростью до одного метра в секунду; выдерживает нагрузку в пять тонн. Но главное достоинство новинки не в этом. Поворотный круг позволяет оперативно менять декорации без закрытого занавеса. Думаю, режиссеры ухватятся за такую техническую возможность и будут ее максимально использовать в своих спектаклях. Благодаря кругу можно прекрасно выдерживать динамику постановки! «Главное — чтобы костюмчик сидел»Над костюмами для нового спектакля трудился художник из Москвы Наталья Закурдаева и два помощника. Они очень внимательно отнеслись к эпохе. Любая деталь в одежде, каждая мелочь исторически достоверны. Поэтому на сцене артисты щеголяют в нарядах, не уступающих по красоте и качеству тем, что носили при жизни Пушкина. Это тоже режиссерская установка. Зритель должен видеть картинку из того времени. В роли Ленского — Павел КорчагинГлавные партии в спектакле исполняют ведущие солисты оперного театра. В роли Татьяны саратовцы увидят заслуженную артистку России Ольгу Кочневу, а также Татьяну Соболеву и Ольгу Марьенко, в роли Ольги — Наталью Даринцеву и Екатерину Куликову. Аристократа Онегина играют заслуженный артист России Александр Багмат и лауреат Всероссийского и Международного конкурсов Дмитрий Соловьев. В роли Владимира Ленского на сцену выходит Павел Корчагин! — Отрадно, что среди исполнителей в «Онегине» есть молодежь, — подметил Юрий Кочнев. — Я имею в виду выпускника Саратовской консерватории Павла Корчагина. Еще две исполнительницы еще и вовсе студентки. Это Екатерина Куликова и Ольга Марьенко. И это символично. Ведь первая постановка оперы состоялась силами именно студентов консерватории и только потом прошла в Петербурге — в императорском Мариинском театре. Есть талантливые люди и среди нашей молодежи. Их мы с радостью приглашаем поработать. Кстати, по мнению художественного руководителя, у нового — классического — спектакля есть все шансы, чтобы надолго «вписаться» в репертуар театра. — Ведь в отличие предыдущего нынешняя постановка рассчитана на внутреннее содержание, а не на внешние эффекты. Как показывает практика, внутренний потенциал — вещь более долговечная. Если же спектакль еще и зрелищный (а он у нас такой!), это тем более сулит ему много лет жизни. Эксперименты будутОднако с экспериментами в театре не покончено. У саратовцев еще появится возможность увидеть авангардный спектакль. Это будет мировая премьера оперы «Маргарита» известного российского композитора Кобекина. Опера написана на сюжеты легенд о Фаусте. —Это будет постановка с особым подходом, — делится планами Кочнев. — Считаю, что замыкать театр в рамках одного стиля в корне неверно. Зритель должен соприкасаться со всеми тенденциями, существующими сегодня в театральном мире. Просто все должно быть без перекосов, в определенных художественных пропорциях. Зритель же выберет сам, что ему по душе. Марина ГОРСТКА |
Главные новости19.11.2024 05.11.2024 30.10.2024 События30.10.2024 30.10.2024 25.10.2024 02.09.2024 |