Первая скрипка

Сегодня заслуженная артистка России, концертмейстер и первая скрипка оркестра театра оперы и балета Алла Маркина отмечает свой юбилей и 25-летие творческой деятельности.

Ее скрипке, созданной французским мастером, скоро исполнится 200 лет. Надо бы уже реставрировать, но страшно — у инструмента может измениться голос. Музыкальные критики и простые слушатели отмечают у нее отличную технику, гибкую фразировку, умело найденный красивый, тембрально богатый, насыщенный скрипичный звук.

Алла Геннадьевна признается, что больше всего дорожит своими профессиональными удачами и творческими успехами, ведь скрипке посвящена львиная доля времени, музыка давно стала неотъемлемой частью ее жизни.

«Родители у меня не музыканты, но очень любят музыку, — рассказывает Алла Геннадьевна. — Папа хорошо знает все оперетты, споет любую арию из любого спектакля, будь то «Мистер Икс» или «Веселая вдова». У мамы были хорошие вокальные данные, но не сложилось. А я на скрипке заиграла случайно. Очень хотелось почему-то учиться на фортепиано. Где бы этот инструмент ни видела, стремилась подойти, нажать на клавиши. А когда поступала в музыкальную школу, члены приемной комиссии предложили выбрать скрипку».

Музшкола № 6 располагалась в Городском парке культуры и отдыха (семья жила неподалеку). Такой соблазн! Да и подружки наверняка постоянно звали гулять, развлекаться.

«Большая месса» Алла Геннадьевна Маркина
концертмейстер и первая скрипка оркестра театра оперы и балета

«Ребенком я была строгим, очень серьезным, — улыбается Алла Маркина. — Дома меня воспитывали, что каждое дело нужно довести до конца, сделать хорошо. Конечно, погулять хотелось. Но если педагог сказал: «Два часа обязательно надо позаниматься» — все бросить, уйти, обмануть не могла. Сидела и зубрила. И в том, что стала скрипачом и достигла чего-то в этой профессии, во многом обязана своему педагогу Эмилии Шинчук. Терпения, сил, целеустремленности инструмент требует колоссальных. Мне кажется, игра на скрипке — прежде всего интеллектуальное занятие».

После школы было музучилище, затем — консерватория. В училище (после третьего курса) у Аллы состоялся первый сольный концерт. Настоящий сольник в двух отделениях, с отдельной афишей. «До этого и в филармонии, и в консерватории доводилось выступать, но чтобы целый вечер на сцене! Волновалась сильно–сильно, — вспоминает заслуженная артистка России. — Играла далеко не идеально, были и срывы, и ошибки. Вернулась за кулисы, завершив первое отделение, а кто-то из ребят за моей спиной шепчет: «Я бы после такого на сцену не вернулся». Обернулась и громко сказала: «А я вернусь». Собралась и второе отделение исполнила с блеском».

Педагогом по оркестровому классу в консерватории у Аллы Маркиной был Юрий Кочнев. Он-то и пригласил подающую надежду скрипачку поработать по распределению в театр оперы и балета. Существует мнение, что играть в оркестре значительно легче, нежели сольно. Алла Геннадьевна категорически с этим не согласна: необходимо умение слышать рядом сидящего, весь оркестр в целом. Нужно найти свой голос в общей звучащей массе, что очень непросто.

«В первые годы было трудно. Приходилось быстро осваивать репертуар. В то время в течение месяца ни одно название не повторялось. И норма у нас была бешеная. Брала партии домой, приходила в театр пораньше. И по сей день, несмотря на то, что я концертмейстер, все равно досконально выучиваю сложные места, — без этого невозможно».

Алла Геннадьевна концертирует не только в составе оркестра. Маркина — первая скрипка струнного квартета театра оперы и балета, выступает сольно (с оркестром духовых инструментом «Волга-Бэнд», камерным студенческим оркестром консерватории). С 1995 года преподает в консерватории имени Собинова на кафедре струнных инструментов, стала доцентом. Выпускники Аллы Геннадьевны успешно работают в симфонических оркестрах Саратова и других городов России.

«Со студентами у нас взаимная любовь, — отмечает артистка. — Класс очень хороший, отзывчивый, вместе отмечаем праздники. Три моих выпускницы уже работают в оркестре оперного театра. Теперь отношусь к ним как к коллегам, хотя иногда выступаю и в роли опытной наставницы, подсказываю, помогаю. А сын у меня учится на третьем курсе консерватории, класс трубы».

Недавно у Аллы Маркиной сбылась мечта: довелось сыграть вариацию для скрипки соло в «Моцартиане» Чайковского. Это произведение открывало программу XIX Собиновского фестиваля. Впереди наверняка будут не менее интересные исполнительские работы.

Алла Геннадьевна, редакция «Саратовской областной газеты» присоединяется к поздравлениям, звучащим сегодня в ваш адрес. Здоровья вам и новых творческих побед.

Екатерина ИЗМАЙЛОВА
«Саратовская областная газета» № 210

Театр

Все новости и события…