Саратов — столица фестивальная

Церемония награждения победителей Конкурса конкурсов вокалистов и концерт дипломантов, лауреатов Собиновского фестиваля и солистов Саратовского театра оперы и балета завершила одиннадцатидневный музыкально-театральный марафон. Был он «спокойным», без особо ярких взлётов, ровно професене тематике — гармоничный (Моцартовский, как-никак!), со своей внутренней драматургией, как и положено заметному явлению в жизни не только города, но и страны.

«Большая месса» «Большая месса»

Гастролёры — наши люди

Пожалуй, самым впечатляющим событием был показ «Лебединого озера» с участием гастролёров из Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Татьяна Чернобровкина — гордость саратовцев. Выпускница нашего хореографического училища, в прошлом — солистка нашего театра, теперь она народная артистка России и одна из самых талантливых московских балерин, гастролировавшая по всему миру — от Тайваня и Японии до Египта и США. Её супруг Дмитрий Забабурин — заслуженный артист, ведущий солист театра. В «Лебедином озере», первом балете, где классический танец представлен как лирико-симфонический, эта звёздная пара продемонстрировала и отточенную технику, и взволнованную эмоциональность, вызвав восторг зрителей.

В традициях Собиновского фестиваля — приглашение камерных ансамблей. На сей раз к нам пожаловал прославленный ансамбль деревянных духовых инструментов («Классик-ансамбль» Константина Закревского). Секстет профессионалов-виртуозов с пианисткой в различных сочетаниях (исполняли и квинтеты) играл божественную музыку Вольфганга Амадея, великолепно звучавшую в Голубой гостиной театра, при праздничном сиянии двух огромных изысканных люстр.

Полный аншлаг вызвала на фестивале саратовская премьера «Волшебной флейты» Моцарта. Правда, поговаривают, что весь город ходит на неё не только чудные оперные звуки послушать, но и на пирамиды Пастуха посмотреть. «Русский американец» Семён Пастух, обладатель двух «Золотых масок», соорудил на нашей сравнительно небольшой сцене множество гигантских, тяжёлых, сверкающих зеркальными гранями пирамид. Даже в Египте таких нет! Пели в фестивальных спектаклях наши солисты В. Верин, Д. Соловьёв, Р. Гранич, О. Кочнева, А. Лукашевич очень хорошо.

Перед началом фестиваля зрителям была обещана «лучшая Графиня планеты» в лице лауреата госпремий, солистки Мариинки, живой легенды Петербурга Ирины Богачевой. Она действительно создала пугающе выразительный образ. Но почему-то вспоминался 2000-й год и великая Ирина Архипова в роли знаменитой пушкинской старухи. Даже её шаги звучали зловеще.

Изумительный по звучанию голос известного артиста (тоже приглашённого из столицы) в роли Германа, увы, не слишком вязался с его более чем солидной внешностью.

В «Иоланте» оказались четверо приглашённых и не было «возрастных проблем» — она прошла под аккомпанемент почти непрерывных аплодисментов.

К нам едут и едут

В смысле, одни и те же конкурсанты к нам приезжают по нескольку раз. Таким успехом пользуется Собиновский фестиваль среди вокалистов. Пётр Толстенко — солист Минской оперы, уже пробовал свои силы на XVII Собиновском фестивале. И вот он снова среди претендентов. В первом туре (народные песни, песни композиторов-классиков) выступил не очень удачно, и даже хотел сразу уехать в свою Белоруссию. Но «бойцовский» характер победил. Он так спел на втором туре арию Григория Грязного в «Царской невесте», что потряс глубиной проникновения в образ абсолютно всех: и жюри, и зрителей. Именно Грязной «помог» Петру добиться желанного первого места.

Второе завоевал бас из Челябинска. Тот, кто слышал в исполнении. Дмитрия Романько Шубертовекую трагическую «Девушку и смерть» и полную внутреннего страдания арию «Алеко» из оперы Рахманинова, уже не сомневались в успехе этого крупного, мощного (и внутренне, и внешне), красивого певца.

За третье место очевидная борьба развернулась между сладкоголосой Фатьмой Касьяненко с Украины и златовласой Машей Максаковой из Москвы.

За плечами Максаковой — династия певцов и актёров (бабушка была замечательной вокалисткой, мама — всем известная актриса театра Вахтангова). В её «активе» — волшебно красивая внешность, несомненный артистизм, богатые вокальные данные. Никто в зале не знал, что конкурсантка пела во II туре с внезапной ангиной и высокой температурой. Шквалом аплодисментов приветствовали зрители свою любимицу. Но Маша, увы, стала только дипломанткой конкурса. Если бы существовал приз зрительских симпатий, он, несомненно, достался бы ей.

Дипломы получили также два петербургских вокалиста: Алла Перчикова (солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра) и Александр Кузнецов (солист Государcтвенного академического театра оперы и балета им. М. Мусоргского). Тоже приехавший во второй раз к нам попытать счастья Андрей Мельничук (из того же театра) не получил ничего.

Самая молодая участница конкурса — 24-летняя Екатерина Клементьева — понравилась секции музыкальных критиков фестиваля, и они отправили её по путевке в Ялту на летний отдых.

Итак, как шутят фанаты фестиваля, на этот раз победила дружба славян. Белорус, русский и украинец поделили между собой три первых места.

А теперь немного о том, что осталось «за кадром». Ни одна крупная тусовка не обходится без происшествий, особенно если она происходит в таком таинственном месте, как театр.

«Если исполняют реквием — жди пожара», — говаривали мне бывалые музыковеды. И приводили в пример всякие случаи. Я и сама видела, как задымились осветительные приборы на позапрошлом фестивале. Видели эту картину и певцы. Только сам осветитель почему-то появился в последний момент, когда дым чуть ли не валил в зал.

Татьяна Соболева
Солистка Саратовского
оперного театра
Татьяна Соболева
Фатьма Касьяненко
Лауреат фестиваля
Фатьма Касьяненко
Екатерина Клементьева
Призер фестиваля
Екатерина Клементьева

Ирина ВИКТОРОВА
«Волжский вестник»

Театр

Все новости и события…