Премьера оперы Дж. Пуччини «ТОСКА»

В качестве режиссера, сценографа и автора костюмов выступил знакомый саратовцам по прошлогодней постановке «Русалки» Даргомыжского москвич Андрей СЕРГЕЕВ, за дирижерский пульт встал маэстро Юрий КОЧНЕВ, пели исключительно солисты Саратовского театра оперы и балета: партию художника Марио Каварадосси исполнил молодой тенор, выпускник Саратовской консерватории Антон ИВАНОВ, партию знаменитой певицы Флории Тоски — заслуженная артистка России, дипломант международного конкурса Ольга КОЧНЕВА, начальника тайной полиции Барона Скарпиа сыграл заслуженный артист России Виктор ГРИГОРЬЕВ.

Сцена из спектакля Тоска «Тоска» Дж. Пуччини
Сцена из спектакля

— Меня много спрашивали, кому нужна сложнейшая «Тоска» в провинции? — говорит Андрей Сергеев. — Зачем ставить Пуччини в Саратове? Я считаю, театр должен держать оборону перед наступаюшей тотальной серостью и пошлостью. Эта история из разряда веных, здесь на первый план выступают эмоции, страсти. Заложенные в производстве чувства, противопоставление нравственной чистоты и цинизма, переходящего в жестокость, жизни и смерти могли передать только драматические артисты, обладающие яркими сильными оперными голосами. И очень рад что такие универсалы в Саратове нашлись.

— Постоянно ловлю себя на мысли, что любую оперу я воспринимаю на элементарном уровне: вот тут оркестр приятно звучал, тут струны хорошо сработали, медь интересно показалась, актриса шикарно повернулась. Точно взяла высокую ноту, неплохо исполнила трудную каденцию. Опера превращалась для меня в ретродейство, на которое надо идти, потому что престижно, положено по роду занятий. И вдруг стихия эмоций, чувств, страстей, обрушившихся со сцены, захватила меня, — признался после спектакля режиссер из Санкт-Петербурга Роман Федотов.

— Андрей очень точно понял стиль существования во времени храма и плахи. Кругом дерево, строятся эшафоты, и вместе с тем идет реставрация церкви. Наклоненное оформление создает ощущение, что сейчас все рухнет, мир находится на грани. С первого действияна сцене гроб — это тема рока. Вначале он незаметен, функционально используется как пьедестал, тумбочка, но потом, когда Каварадосси расстрелян…

Смотрите, как любопытно делает Сергеев. Выносит гроб на передний план. Обычно в Каварадосси стреляют где-нибудь вдали, он падает, к любимому бросается Тоска. Эпизод этот всегда трудно сыграть, вытащить актерски. Тут же действие происходит на авансцене, актриса, которую ничего не заслоняет, бьется в истрике. Драматическое начало в музыке Пуччини, где все время ощущается надлом, тревога, что вот-вот произойдет нечто страшное, прекрасно прочувствованное режиссером, захватывает, увлекает, делает соучастником, вы уже не можете освободиться. Со мной рядом плакали люди, плакали!

Сергеев воспользовался всеми клише, наработанными за столетнюю историю оперы. Действие происходит именно там, где мы ожидали, — в недостроенной церкви, в которой Каварадосси пишет образ Марии Магдалины. Картинка хоть и предсказуема, сама по себе довольно любопытна.

Я видела очень много различных постановок «Тоски». Общее натроениеможно можно обозначить одним словом — ТОСКА. Здесь мне тоскливо не было. Смоделированное на разных уровнях пространство, деревянные выгородки, затейлевые углы и градусы наклона выгодно подчеркивали действие. Многое пополучилось весьма наивно. Например, в первом действии Сергеев картинно расставил хор, хрестоматийно провел грань между добром — белым, и злом — черным (застывшие черные фигуры подручных Скарпиа смотрятся на праздничной службе чернильными пятнами).В сцене обольщения мы ожидаем, что все должно быть в черно-красных тонах, пурпур — цвет запекшийся крови, и видим: театрально-картинный архангел Гавриил отвернулся в третьем действии от сцены казни Каварадосси. Ну и что? Антураж — детали, главное, чтобы спектакл был не скучным и затянутым, не разил мертвечиной. А «Тоска» жила.

Сцена из спектакля Тоска «Тоска» Дж. Пуччини
Сцена из спектакля

— Ольга Кочнева играла фантастически. Очень выросла и как певица, и как драматическая актриса, что в опере бывает редко, — рассуждает Роман Федотов. — Она не просто пела, глядя на дирижера, а строила роль. Теперь я понимаю, почему Каварадосси потерял от любви пульс. Ольга была на сцене женщиной влюбленной, страстной, умеющей увлечь. В этом ей существенно помог режиссер. Обычно Флорию изображают эдакой примадонной, входящей с гордо поднятой головой. Сергеев изобрел маленькую дверцу, и примадонне, поющей по сюжету при королеве, приходится, чтобы добраться к любимому, протискиваться в небольшой проем. Тут же налет монументальности, высокомерия слетает, перед ними просто любящая, волнующаяся женщина. Впервые партию Каварадосси исполнял Антон Иванов (из-за болезни основных артистов). Это подвиг. Правда, юноша заметно нервничал, вышел на негнущихся ногах с застывшей маской вместо лица, но распелся, разошелся, добрался до трагического финала. У вокалиста большие перспективы.

Скарпиа был великолепен.

— Демон в человеческом обличье, изощренный интриган, большой любитель женщин — вот в кого удалось перевоплотиться харизматичному Виктору Григорьеву, - продолжает Гюлляра Садых-Заде. — Он вкрадчив и настойчив, обольститель и палач, обладает феноменальными коварством и интуицией. Опять-таки Виктор живет на сцене. У Ольги Кочневой, упорно движущейся к драматическим ролям получилось стать настоящей страстной львицей, способной на убийство ради любви, это считалось по внешнему облику, в голосе, артикуляции, жестах и мимике.

Наконец, как звучал оркестр! Браво, маэстро Кочнев!

Николай ИВАНОВ
«Саратов СП» №102

Театр

Все новости и события…