Премьера оперы Дж. Пуччини «ТОСКА»В качестве режиссера, сценографа и автора костюмов выступил знакомый саратовцам по прошлогодней постановке «Русалки» Даргомыжского москвич Андрей СЕРГЕЕВ, за дирижерский пульт встал маэстро Юрий КОЧНЕВ, пели исключительно солисты Саратовского театра оперы и балета: партию художника Марио Каварадосси исполнил молодой тенор, выпускник Саратовской консерватории Антон ИВАНОВ, партию знаменитой певицы Флории Тоски — заслуженная артистка России, дипломант международного конкурса Ольга КОЧНЕВА, начальника тайной полиции Барона Скарпиа сыграл заслуженный артист России Виктор ГРИГОРЬЕВ.
— Меня много спрашивали, кому нужна сложнейшая «Тоска» в провинции? — говорит Андрей Сергеев. — Зачем ставить Пуччини в Саратове? Я считаю, театр должен держать оборону перед наступаюшей тотальной серостью и пошлостью. Эта история из разряда веных, здесь на первый план выступают эмоции, страсти. Заложенные в производстве чувства, противопоставление нравственной чистоты и цинизма, переходящего в жестокость, жизни и смерти могли передать только драматические артисты, обладающие яркими сильными оперными голосами. И очень рад что такие универсалы в Саратове нашлись. — Постоянно ловлю себя на мысли, что любую оперу я воспринимаю на элементарном уровне: вот тут оркестр приятно звучал, тут струны хорошо сработали, медь интересно показалась, актриса шикарно повернулась. Точно взяла высокую ноту, неплохо исполнила трудную каденцию. Опера превращалась для меня в ретродейство, на которое надо идти, потому что престижно, положено по роду занятий. И вдруг стихия эмоций, чувств, страстей, обрушившихся со сцены, захватила меня, — признался после спектакля режиссер из Санкт-Петербурга Роман Федотов. — Андрей очень точно понял стиль существования во времени храма и плахи. Кругом дерево, строятся эшафоты, и вместе с тем идет реставрация церкви. Наклоненное оформление создает ощущение, что сейчас все рухнет, мир находится на грани. С первого действияна сцене гроб — это тема рока. Вначале он незаметен, функционально используется как пьедестал, тумбочка, но потом, когда Каварадосси расстрелян… Смотрите, как любопытно делает Сергеев. Выносит гроб на передний план. Обычно в Каварадосси стреляют Сергеев воспользовался всеми клише, наработанными за столетнюю историю оперы. Действие происходит именно там, где мы ожидали, — в недостроенной церкви, в которой Каварадосси пишет образ Марии Магдалины. Картинка хоть и предсказуема, сама по себе довольно любопытна. Я видела очень много различных постановок «Тоски». Общее натроениеможно можно обозначить одним словом — ТОСКА. Здесь мне тоскливо не было. Смоделированное на разных уровнях пространство, деревянные выгородки, затейлевые углы и градусы наклона выгодно подчеркивали действие. Многое пополучилось весьма наивно. Например, в первом действии Сергеев картинно расставил хор, хрестоматийно провел грань между добром — белым, и злом — черным (застывшие черные фигуры подручных Скарпиа смотрятся на праздничной службе чернильными пятнами).В сцене обольщения мы ожидаем, что все должно быть в черно-красных тонах, пурпур — цвет запекшийся крови, и видим: театрально-картинный архангел Гавриил отвернулся в третьем действии от сцены казни Каварадосси. Ну и что? Антураж — детали, главное, чтобы спектакл был не скучным и затянутым, не разил мертвечиной. А «Тоска» жила.
— Ольга Кочнева играла фантастически. Очень выросла и как певица, и как драматическая актриса, что в опере бывает редко, — рассуждает Роман Федотов. — Она не просто пела, глядя на дирижера, а строила роль. Теперь я понимаю, почему Каварадосси потерял от любви пульс. Ольга была на сцене женщиной влюбленной, страстной, умеющей увлечь. В этом ей существенно помог режиссер. Обычно Флорию изображают эдакой примадонной, входящей с гордо поднятой головой. Сергеев изобрел маленькую дверцу, и примадонне, поющей по сюжету при королеве, приходится, чтобы добраться к любимому, протискиваться в небольшой проем. Тут же налет монументальности, высокомерия слетает, перед ними просто любящая, волнующаяся женщина. Впервые партию Каварадосси исполнял Антон Иванов Скарпиа был великолепен. — Демон в человеческом обличье, изощренный интриган, большой любитель женщин — вот в кого удалось перевоплотиться харизматичному Виктору Григорьеву, - продолжает Гюлляра Садых-Заде. — Он вкрадчив и настойчив, обольститель и палач, обладает феноменальными коварством и интуицией. Опять-таки Виктор живет на сцене. У Ольги Кочневой, упорно движущейся к драматическим ролям получилось стать настоящей страстной львицей, способной на убийство ради любви, это считалось по внешнему облику, в голосе, артикуляции, жестах и мимике. Наконец, как звучал оркестр! Браво, маэстро Кочнев!
Николай ИВАНОВ |
Главные новостиСобытия20.12.2024 30.10.2024 |