22 мая в рамках XXXVII Собиновского музыкального фестиваля Саратовский театр оперы и балета представит премьеру балета Альфреда Шнитке «Лабиринты».

Автор либретто, хореографии и балетмейстер-постановщик одноактного спектакля - Диана Вайлова, успешно дебютировавшая в прошлом году в качестве балетмейстера спектакля «Паганини». Художник – постановщик – заслуженный художник России Сергей Болдырев, художник по костюмам – Ольга Колесникова, художник по свету – Екатерина Чернощекова. В спектакле заняты артисты балета театра, главные партии исполняют лауреаты Международных конкурсов Миу Сибагаки и Котаро Хиросэ.

Перу Шнитке принадлежат три балетных опуса – «Лабиринты» (1971), «Эскизы» (1985) и «Пер Гюнт» (1986). Балет «Лабиринты» открывает новую страницу в творчестве композитора, отмеченную яркой индивидуальностью, оригинальными идеями и техническими находками.

Идея и замысел балета «Лабиринты»

Первое соприкосновение Шнитке с миром балетного искусства возникло в связи с предложением балетмейстера Владимира Васильева. Обратившись к композитору в 1971 году, он представил Шнитке сюжет и точную схему будущего балета «Лабиринты», предполагающую пять эпизодов. Премьера планировалась в 1972 году в рамках VI Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета.  Однако формат конкурса ограничивался камерным исполнением – свою хореографическую миниатюру на начальный эпизод музыки «Лабиринтов» В. Васильев назвал «Двое».

Шнитке вспоминает исполнение первого эпизода на конкурсе (из книги «Годы неизвестности Альфреда Шнитке» Д.И. Шульгина (1993):

«Танцевали на конкурсе А. Годунов и Т. Голикова. В комиссии отнеслись к музыке очень плохо, так же, впрочем, как и к постановке. Оба танцора получили премии, но не за эти номера, а за другие. Васильева сильно ругали. Что касается музыки, – …наговорили по ее поводу все, что принято говорить в этих случаях про авангардизм».

«С тех пор Васильев пытался еще что-то сделать для постановки балета, но ему категорически отказали.»

История постановок балета

После балетного конкурса музыкальная партитура «Лабиринтов» исполнялась лишь дважды - в Санкт-Петербурге в 1978 г. и Москве в 1980-ом.

Премьера балетной постановки в виде концертного спектакля осуществилась в 1989 году силами Московского Театра пластической драмы под управлением Г. Мацкявичюса и ансамбля солистов оркестра Большого театра под руководством А. Лазарева. За рубежом постановка одноактной миниатюры состоялась в 2003 году в Нью-Йоркском государственном театре.

Премьера на Собиновском фестивале станет первой в России постановкой балета «Лабиринты», представленной полностью балетной труппой академического театра оперы и балета.

О спектакле

Лабиринты* — структура в пространстве, состоящая из запутанных путей, ведущих к выходу или в тупик.

Метафора лабиринта находит отражение как в сюжетном, так и в драматургическом плане балета. Главные герои блуждают в лабиринтах собственных чувств, иллюзий, страхов и галлюцинаций в попытке найти выход.

Где окажутся главные герои — пара влюблённых, Он и Она? Куда приведут их лабиринты (под)сознания?

На сцене — арка — портал между двумя измерениями. Переход между ними мимолетен, эфемерен, но трагически безвозвратен.

История этой любви не будет счастливой и легкой. Он — влюбленный и преданный. Она — потерянная и ускользающая из реальности в запредельное. Духи и видения, блуждающие в лабиринтах, подсознания манят ее в другой мир.

Он — отчаянно борется за нее, тщетно пытаясь удержать в настоящем, но паутина странных мыслей окутывает девушку. Не в силах противостоять терзающим иллюзиям, Она погружается в мир безумия.

Холод. Темнота. Одиночество.

Вечность или мгновенье на раздумья.

Шаг. К свету или в пучину...

Открытый финал в музыке Шнитке дает возможность каждому сделать свой выбор…