28 мая 2023 г. в рамках XXXVI Собиновского музыкального фестиваля, посвященного 150-летию со дня рождения С. Рахманинова, на Новой сцене Саратовского академического театра оперы и балета состоялись показы двух одноактных балетов на музыку знаменитых произведений Рахманинова.
Балет «Паганини», представленный саратовской балетной труппой, основан на легендах о таинственном и мрачном гении, скрипаче-виртуозе, чей музыкальный дар до сих пор остается загадкой. «С другими скрипачами у него общее только скрипка и смычок», - так говорили о Паганини его современники.
С открытия занавеса, со взмаха рук, подобного жесту дирижера, начинается история о неизбежном выборе каждого, обреченного на славу - заключить внутренний договор с собой, определяющий дьявольское вдохновение или божественное озарение.
24 вариации «Рапсодии на тему Паганини» - это 24 эпизода из разных музыкальных миров: классика, аллюзии средневековых песнопений и джаза. Именно эта стилевая уникальность и художественная выразительность музыки Сергея Рахманинова явилась источником вдохновения для автора хореографии и балетмейстера –постановщика спектакля Дианы Вайловой.
Диана Вайлова
Артистка балета, хореограф, лауреат Международных конкурсов
Окончила Саратовский областной колледж искусств» по специальности «Искусство балета», получает высшее образование в Саратовском государственном Университете им. Н. Чернышевского по специальности «Хореографическое искусство», направление «Современный танец».
Участница российских и зарубежных мастер-классов и фестивалей по современному танцу. Стажировалась в театре «Провинциальные танцы» (Екатеринбург). Автор хореографии номеров, специально поставленных для солистов саратовского балета. В настоящее время является директором/постановщиком собственной независимой труппы современного танца в Саратове.
Над балетом также работали художник – Сергей Болдырев, автор костюмов – Ольга Колесникова, художник по свету – Екатерина Чернощекова.
Главные партии исполнили ведущие солисты саратовской труппы – лауреат Международных конкурсов Сергей Букатин (Паганини), Алена Таценко (Свет ), заслуженный артист России Алексей Михеев (Демон).
Во втором отделении вечера артисты из Чувашии показали совместный проект Чувашского государственного театра оперы и балета и Чувашской государственной академической симфонической капеллы – балет «Симфонические танцы».
Танец как симфония. Симфония как танец. Хореография и музыка как две стихии одной души. Партитура «Симфонических танцев» создавалась Сергеем Рахманиновым на чужбине, в переломный момент в жизни и творчестве композитора – уже несколько лет он провел в эмиграции, терзаемый одиночеством, горьким ощущением предрешенности своей судьбы и неизбывной тоской по родной земле. В балете прослеживаются вечные для человечества темы духовного искания, предопределения и бренности бытия. Будто все вопросы, с неизменным постоянством волновавшие художников различных эпох, стилей и направлений, смогли сформироваться в отчетливую музыкальную картину мира.
Над спектаклем работали: балетмейстер-постановщик – Данил Салимбаев, художник – постановщик – Александр Горенштейн (Москва). Главные партии исполнили ведущие солисты балетной труппы чувашского театра.
Данил Салимбаев
Дипломант международных конкурсов, Лауреат Республиканского конкурса «Узорчатый занавес»
Окончил Пермское хореографическое училище и балетмейстерское отделение Академии Русского балета им. А. Вагановой (класс Н. Боярчикова).
Работал солистом балета Пермского театра оперы и балета им. П. Чайковского, Михайловского театра, являлся артистическим директором балетной труппы Театра оперы и балета Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. Римского-Корсакова. Был исполнительным директором III открытого конкурса молодых хореографов имени Ф. Лопухова в Санкт-Петербурге. Автор более 50 концертных номеров для артистов Мариинского, Михайловского и других театров и хореографических школ России. С 2011 года — художественный руководитель балетной труппы Чувашского государственного театра оперы и балета.