До выпуска оперы «Петр Первый» на Новой сцене театра оперы и балета остались считанные дни. Премьера обещает стать одним из главных культурных событий страны в рамках празднования 350-летия Петра Великого. На первые показы уже аккредитовались музыкальные критики нескольких ведущих российских изданий, а 1 октября спектакль планирует посетить дочь композитора Андрея Петрова – Ольга Андреевна Петрова.
О том, как идет работа над оперой рассказал режиссер –постановщик Павел Сорокин.
Для справки:
Павел Сорокин
Главный режиссер Ростовского государственного музыкального театра
лауреат международных конкурсов
Профессиональное музыкальное образование получил в Минераловодском музыкальном училище им. В. И. Сафонова по классу виолончели. В 2011 году окончил РАТИ (ГИТИС) по специальности «Режиссер музыкального театра», класс народного артиста России, профессора Д. А. Бертмана. С 2012 года – режиссер-постановщик Ростовского государственного музыкального театра. Осуществил почти три десятка постановок на Большой и Камерной сценах театра, большое количество концертных программ. Благодаря П. Сорокину впервые в Ростове были исполнены редко звучащие шедевры XX столетия – оперы «Маддалена» С. Прокофьева и «Военные письма» В. Гаврилина. Также по инициативе режиссера Ростовский музыкальный театр стал первым профессиональным коллективом, осуществившим постановку оперы «Женитьба» М. Мусоргского – М. Ипполитова-Иванова. В 2016 г. оперы «Женитьба» и «Маддалена» были представлены на Первом всероссийском фестивале музыкальных театров «Видеть музыку». на сцене Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В 2018 г. «Пиковая дама» П. Чайковского в постановке П. Сорокина была показана в Московском театре «Новая опера», а в следующем году еще одна работе режиссера – опера «Хованщина» М. Мусоргского представлена на исторической сцене Большого театра России. Спектакль вошел в лонг-лист фестиваля «Золотая маска-2020» и получил Золотой дипломом XII Международного форума «Золотой витязь». В 2021г. Павел Сорокин поставил оперу «Турандот» Дж. Пуччини, которая приняла участие в Шестом фестивале музыкальных театров «Видеть музыку» на сцене Большого театра, а в сентябре 2022 г. была показана в Мариинском театре в рамках Дней Ростовской области в Санкт-Петрбурге. Режиссер активно участвует в масштабных театральных конкурсах и проектах. Он дважды становился лауреатом Международного конкурса молодых оперных режиссеров «НАНО-ОПЕРА», проходившем в Москве в 2013 и 2015 годах. В 2015 году П. Сорокин стал лауреатом III Международного конкурса молодых оперных певцов и режиссеров им. П. И. Словцова (Красноярск) и получил стипендию Правительства РФ для творческих деятелей в области культуры и искусства.
Режиссер сотрудничает с Тверским академическим театром драмы, Воронежским театром оперы и балета, Челябинским театром оперы и балета, Музыкальным театром ТО «Премьера» (г. Краснодар) и др. Театральную деятельность Павел Сорокин совмещает с педагогической, воспитывая молодое поколение артистов в Ростовской государственной консерватории им. С. Рахмаинова.
Главной своей задачей в спектакле мы считаем показать личность Петра с разных сторон. Его тяга к знаниям, любопытство, вспыльчивость, безудержность, и в то же время, открытость к любви – в опере черты характера молодого царя прописаны выпукло и понятно.
С другой стороны, мы представляем Петра в контексте спектакля как личность, которая находится между настоящим, прошлым и будущем. В постановке будут присутствовать три персонажа, которые, на наш взгляд, помогут объединить события оперы в единую мысль.
Первый персонаж – Богоматерь. Она является ангелом-хранителем, сопровождающим жизненный путь Петра.
Второй персонаж – Юродивый, олицетворение русского человека, божьего наставника, который направляет Петра на важные поступки и решения здесь и сейчас.
Третьим персонажем является маленький Петр – как отсылка к прошлому, детским мечтам о военных полках, кораблях, которые он сооружал со своими друзьями.
Маэстро Кочнев партитуру оперы преобразует в некую ощутимую силу, воздействующую на зрителей и персонажей, которые находятся на сцене. Для многих это будет совершенно новая музыка. Не могу сказать, что она легкая для восприятия, но именно сложность и является ее достоинством. Она передает эмоции, атмосферу и ярко характеризует героев.
При создании спектакля мы с художником Сергеем Новиковым думали о том, что для нас Петр сегодня. Самая первая ассоциация визуального образа Петра Первого у большинства людей – Медный всадник в Санкт-Петербурге. Это, пожалуй, самое известное изображение Петра. Основным сценическим элементом в нашем спектакле будет голова, которая полностью повторяет голову знаменитого памятника. Она будет делиться на четыре части и, соответственно, перемещаться по сцене в различные позиции и уровни, создавая те или иные условные места действия.
Сценическое пространство спектакля полностью театральное: мы не используем проекцию, а делаем оперу только театральными средствами. Мое убеждение, в скором будущем театр будет возвращаться к театральным средствам выразительности. Я очень много работал и продолжаю работать с видео, оно всегда очень дополняет. Однако сейчас складывается такое ощущение, что его стало много. В этом спектакле мы постарались вернуться именно к театральному способу существования на сцене, к сценографии актуальной и понятной для восприятия зрителя.
В нашей истории костюмы в какой-то степени фантазийные. Тем не менее, они повторяют историко-бытовой костюм 17 века времен Петра. Но художником придуманы некоторые дополнения на женских платьях, в виде необычных принтов.
Мужские военные костюмы исторически достоверны. Здесь, мне кажется, мы не имели права придумывать что-то совсем иное. Тем более, что в опере использовано много документальных текстов, которые были взяты из указов, дневников, изречений Петра.
«Петр Первый» – опера массовых сцен. Артисты хора практически не уходят со сцены. Мужчины только в первом акте переодеваются порядка 5-7 раз! И все костюмы очень красивые.
На спектакль планируется два состава. Репетиционный график очень плотный. Все артисты, занятые в постановке, интересные, разные. Несмотря на то, что сценический рисунок исполняется один и тот же, видна индивидуальность каждого солиста.
Это будет интересно всем, кто увлекается историей и оперой. Конечно, достоверных исторических совпадений, картин сражений у нас не будет – это все-таки театр. Мы проследим события от восшествия Петра на престол до заложения им Санкт-Петербурга – самое начало пути Петра Первого к созданию огромной империи. И, мне кажется, у нас должен получиться масштабный, интересный спектакль.