Идея постановки оперы Андрея Петрова «Петр Первый» является совместным проектом Саратовского академического театра оперы и балета и Благотворительного фонда им. Л.В. Собинова поддержки и развития музыкального театра, получившим финансовую поддержку Министерства культуры РФ.

Результатом проекта стало создание двух сценических версий оперы – для показа опен-эйр на Собиновском фестивале и спектакля для театральной сцены. 9 июня 2022 года успешная презентация пяти фресок из оперы «Петр Первый» на открытой площадке Набережной стала ярким финалом XXXV Собиновского музыкального фестиваля и празднования 350-летия Петра I в Саратове.

Премьера полноценной театральной версии спектакля состоится 1 и 2 октября 2022 года на Новой сцене театра.  Над спектаклем работают: музыкальный руководитель и дирижер – художественный руководитель и главный дирижер Саратовского театра оперы и балета народный артист России Юрий Кочнев, режиссер – лауреат Международных конкурсов, главный режиссер Ростовского музыкального театра Павел Сорокин, художник – Сергей Новиков (Санкт-Петербург).

Андрей Павлович Петров (1930-2006) принадлежит к числу композиторов, чья творческая жизнь началась в послевоенные годы. В 1954 г. он окончил Ленинградскую государственную консерваторию по классу профессора О. Евлахова.

Андрей Петров — один из немногих мастеров, которые сочетали работу в музыкальном театре, концертно-филармонических и массовых жанрах, рассчитанных на многомиллионную аудиторию. Широкую популярность приобрели его песни «А я иду, шагаю по Москве», «Голубые города» и многие другие. Как композитор, Петров принимал участие в создании замечательных кинофильмов – «Берегись автомобиля», «Старая, старая сказка», «Внимание, черепаха!», «Укрощение огня», «Белый Бим Черное ухо», «Служебный роман», «Осенний марафон», «Гараж», «Вокзал для двоих».

Среди его произведений академических жанров - симфонии, симфонические поэмы, инструментальные концерты, камерные вокальные и хоровые произведения.
Однако основной сферой творчества Петрова стал музыкальный театр. Большую популярность завоевали его балеты «Берег надежды» (либр. Ю. Слонимского, 1959) и «Сотворение мира» (1970), созданный по мотивам сатирических рисунков французского карикатуриста Жана Эффеля. Либреттисты и постановщики этого остроумного спектакля В. Василев и Н. Касаткина надолго стали основными соавторами композитора в ряде его произведений для музыкального театра.

Наиболее значительной работой Петрова стала своеобразная трилогия из трех сценических произведений, связанных с ключевыми, поворотными событиями русской истории: опера «Петр Первый» (1975), вокально-хореографическая симфония «Пушкин» (1979) и опера-феерия «Маяковский начинается» (1983).

«Петр Первый» - одно из ярких произведений современного музыкального театра, продолжающее традиции русской оперы.  Замысел спектакля складывался постепенно, произведение создавалась в течение 1973-1975 годов. По словам композитора, он почувствовал «настоятельную потребность сделать что-то глубоко национальное, героико-патриотическое, достойное нашей славной истории, истории русского народа...». В своей работе композитор опирался на многочисленные исторические документы, указы и письма Петра, использовал мелодии старинных песен и кантов, что позволило воссоздать характерную атмосферу Петровской эпохи.

Премьера состоялась в 1975 г. на сцене Ленинградского театра оперы и балета. Либреттисты Н. Касаткина и В. Василев ограничили хронологические масштабы действия. В 10 фресках оперы Петр показан в решающий период формирования своей личности, в возрасте от 17 лет до 31 года. При этом авторы стремились к исторически достоверной трактовке образа преобразователя России. В опере раскрываются и прогрессивная сторона начинаний Петра, небывалый размах его деятельности, и черты самовластного, подчас жестокого молодого царя.

«Это были удивительно мощные мазки хоровых и батальных сцен, ярко и сильно выписанная противоречивая фигура Петра – то полного мучительных раздумий о судьбах России, то разъяренного деяниями стрельцов, то ликующего победоносца. Хоровые сцены и монологи Петра сменялись разгульным «Всешутейским собором» или чопорно галантной сценой в Голландии. В этой череде фресковых картин представала история становления державы». (Наталья Касаткина)

Многопланово показаны и ближайшие соратники Петра — Меншиков и Лефорт, значительное место отведено образам русского воинства и народа. Большую роль в опере играет оркестровая партия, раскрывающая психологический подтекст действия.

«В музыке ожили дерзновенность, озорство и властность натуры Меншикова, живость, лукавство и женская прелесть Марты-Екатерины, провидческая интуиция иконописца Владимира, неукротимая ненависть к Петру Софьи и Макария. Мощно звучали солдатские  марши и песня «Пишет, пишет Карла Шведский», победные «виваты». С ними контрастировали шутливая французская песенка Лефорта, песня аккуратных жителей Амстердама, лукаво-сентиментальная песня Марты. Особым драматизмом была отмечена сцена «Келья Софьи», столкновение не на жизнь, на смерть Софьи и Петра». (журналист и писатель Лев Мархасев) 

Воссоздавая переломную эпоху, ожесточенную борьбу новой России и старой, яростно сопротивляющейся преобразованиям, композитор сочетает драматизм исторических событий с комедийно-сатирическими элементами в духе площадного фарса. В этом жанровом многообразии проявляется реалистическая полнота художественного замысла оперы.

Павел Сорокин (режиссер): «Опера Андрея Петрова – несомненно, одно из интереснейших произведений о «допетербургском» периоде жизни и правления Петра Первого в истории оперного театра. И, хотя в полной мере фрески можно отнести, скорее, к кантатно-ораториальному жанру, но по признакам музыкальной формы, «Петр Первый» - это настоящее крупномасштабное полотно, достойное лучших театральных подмостков мира.

Музыка невероятной наполненности и жизненной правды позволяет перенестись в эпоху формирования первых полков Петра Великого, стрелецких бунтов 1682 и 1698 годов, времени «Великого Посольства», Северной войны и основания новой столицы России – Петербурга.

В центре внимания фресок - Петр Первый как личность, - противоречивая, вспыльчивая, мятущаяся, но наделённая невероятной силой и любовью к Родине.

Убежден, что премьера спектакля, которая состоится 1 октября 2022 на Новой сцене Саратовского театра оперы и балета, обещает стать масштабным представлением на любой, самый взыскательный вкус».

Билеты на первую премьеру сезона в продаже в кассе театра и онлайн. Для молодых зрителей действует покупка по «Пушкинской карте».

Начало спектаклей 1 и 2 октября в 17.00. Возрастное ограничение 12+

Саратовский академический театр оперы и балета

НОВАЯ СЦЕНА

1 и 2 октября 2022 г.

ВПЕРВЫЕ В САРАТОВЕ

К 350-летию со дня рождения Петра Великого

ПРЕМЬЕРА

Андрей Петров

«ПЕТР ПЕРВЫЙ»

Опера в двух действиях

Либретто Натальи Касаткиной и Владимира Василева

Дирижер – постановщик – лауреат Государственной премии РФ,
народный артист России ЮРИЙ КОЧНЕВ

Режиссер – постановщик – лауреат премии «Золотой Витязь» ПАВЕЛ СОРОКИН (Ростов-на-Дону)

Художник – постановщик – СЕРГЕЙ НОВИКОВ (Санкт-Петербург)

Художник по свету – ЕКАТЕРИНА ЧЕРНОЩЕКОВА

Хормейстеры – АННА ВИЛЬПЕРТ, МИХАИЛ ТОЛЧИН

Режиссер – Михаил Музалевский

Дирижер – Аркадий Шур

Действующие лица и исполнители:

Петр  – заслуженный артист России Дмитрий Соловьев, Алексей Смирнов

Марта (Екатерина) – лауреат Международного конкурса Ольга Дё, лауреат Международных конкурсов Екатерина Федотова

Тихон – лауреат Международного конкурса Александр Корнеев, Николай Колесников

Анастасия – лауреат Международных конкурсов Вера Паньшина, Надежда Федосеева

Меншиков – лауреат Международных конкурсов Илья Говзич, Павел Корчагин

Лефорт – лауреат Международных конкурсов Александр Гонца, лауреат Международного конкурса Александр Корнеев

Софья  – заслуженная артистка России Татьяна Соболева, лауреат Международных конкурсов Анна Шахова, лауреат Международных конкурсов Марина Демидова

Макарий – народный артист России Виктор Григорьев, лауреат Всероссийского конкурса Виктор Куценко

Владимир (Юродивый) – Александр Баев, Сергей Филимонов

Ржевская – лауреат Международных конкурсов Марина Демидова, лауреат Международного конкурса Ольга Дё

Геррит – дипломант Всероссийского конкурса Иван Подгороднев, Владимир Ушаков

Три командира Александр Баев, Сергей Филимонов, лауреат Международного конкурса Илья Иванов, лауреат Международного конкурса Александр Корнеев, лауреат Всероссийского конкурса Виктор Куценко, Николай Колесников

Раненый солдат – Александр Баев, Сергей Филимонов

 

ПЕТР ПЕРВЫЙ