Идея постановки оперы Андрея Петрова «Петр Первый» является совместным проектом Саратовского академического театра оперы и балета и Благотворительного фонда им. Л.В. Собинова поддержки и развития музыкального театра, получившим финансовую поддержку Министерства культуры РФ.
Результатом проекта стало создание двух сценических версий оперы – для показа опен-эйр на Собиновском фестивале и спектакля для театральной сцены. 9 июня 2022 года успешная презентация пяти фресок из оперы «Петр Первый» на открытой площадке Набережной стала ярким финалом XXXV Собиновского музыкального фестиваля и празднования 350-летия Петра I в Саратове.
Премьера полноценной театральной версии спектакля состоится 1 и 2 октября 2022 года на Новой сцене театра. Над спектаклем работают: музыкальный руководитель и дирижер – художественный руководитель и главный дирижер Саратовского театра оперы и балета народный артист России Юрий Кочнев, режиссер – лауреат Международных конкурсов, главный режиссер Ростовского музыкального театра Павел Сорокин, художник – Сергей Новиков (Санкт-Петербург).
Андрей Павлович Петров (1930-2006) принадлежит к числу композиторов, чья творческая жизнь началась в послевоенные годы. В 1954 г. он окончил Ленинградскую государственную консерваторию по классу профессора О. Евлахова.
Андрей Петров — один из немногих мастеров, которые сочетали работу в музыкальном театре, концертно-филармонических и массовых жанрах, рассчитанных на многомиллионную аудиторию. Широкую популярность приобрели его песни «А я иду, шагаю по Москве», «Голубые города» и многие другие. Как композитор, Петров принимал участие в создании замечательных кинофильмов – «Берегись автомобиля», «Старая, старая сказка», «Внимание, черепаха!», «Укрощение огня», «Белый Бим Черное ухо», «Служебный роман», «Осенний марафон», «Гараж», «Вокзал для двоих».
Среди его произведений академических жанров - симфонии, симфонические поэмы, инструментальные концерты, камерные вокальные и хоровые произведения.
Однако основной сферой творчества Петрова стал музыкальный театр. Большую популярность завоевали его балеты «Берег надежды» (либр. Ю. Слонимского, 1959) и «Сотворение мира» (1970), созданный по мотивам сатирических рисунков французского карикатуриста Жана Эффеля. Либреттисты и постановщики этого остроумного спектакля В. Василев и Н. Касаткина надолго стали основными соавторами композитора в ряде его произведений для музыкального театра.
Наиболее значительной работой Петрова стала своеобразная трилогия из трех сценических произведений, связанных с ключевыми, поворотными событиями русской истории: опера «Петр Первый» (1975), вокально-хореографическая симфония «Пушкин» (1979) и опера-феерия «Маяковский начинается» (1983).
«Петр Первый» - одно из ярких произведений современного музыкального театра, продолжающее традиции русской оперы. Замысел спектакля складывался постепенно, произведение создавалась в течение 1973-1975 годов. По словам композитора, он почувствовал «настоятельную потребность сделать что-то глубоко национальное, героико-патриотическое, достойное нашей славной истории, истории русского народа...». В своей работе композитор опирался на многочисленные исторические документы, указы и письма Петра, использовал мелодии старинных песен и кантов, что позволило воссоздать характерную атмосферу Петровской эпохи.
Премьера состоялась в 1975 г. на сцене Ленинградского театра оперы и балета. Либреттисты Н. Касаткина и В. Василев ограничили хронологические масштабы действия. В 10 фресках оперы Петр показан в решающий период формирования своей личности, в возрасте от 17 лет до 31 года. При этом авторы стремились к исторически достоверной трактовке образа преобразователя России. В опере раскрываются и прогрессивная сторона начинаний Петра, небывалый размах его деятельности, и черты самовластного, подчас жестокого молодого царя.
«Это были удивительно мощные мазки хоровых и батальных сцен, ярко и сильно выписанная противоречивая фигура Петра – то полного мучительных раздумий о судьбах России, то разъяренного деяниями стрельцов, то ликующего победоносца. Хоровые сцены и монологи Петра сменялись разгульным «Всешутейским собором» или чопорно галантной сценой в Голландии. В этой череде фресковых картин представала история становления державы». (Наталья Касаткина)
Многопланово показаны и ближайшие соратники Петра — Меншиков и Лефорт, значительное место отведено образам русского воинства и народа. Большую роль в опере играет оркестровая партия, раскрывающая психологический подтекст действия.
«В музыке ожили дерзновенность, озорство и властность натуры Меншикова, живость, лукавство и женская прелесть Марты-Екатерины, провидческая интуиция иконописца Владимира, неукротимая ненависть к Петру Софьи и Макария. Мощно звучали солдатские марши и песня «Пишет, пишет Карла Шведский», победные «виваты». С ними контрастировали шутливая французская песенка Лефорта, песня аккуратных жителей Амстердама, лукаво-сентиментальная песня Марты. Особым драматизмом была отмечена сцена «Келья Софьи», столкновение не на жизнь, на смерть Софьи и Петра». (журналист и писатель Лев Мархасев)
Воссоздавая переломную эпоху, ожесточенную борьбу новой России и старой, яростно сопротивляющейся преобразованиям, композитор сочетает драматизм исторических событий с комедийно-сатирическими элементами в духе площадного фарса. В этом жанровом многообразии проявляется реалистическая полнота художественного замысла оперы.
Павел Сорокин (режиссер): «Опера Андрея Петрова – несомненно, одно из интереснейших произведений о «допетербургском» периоде жизни и правления Петра Первого в истории оперного театра. И, хотя в полной мере фрески можно отнести, скорее, к кантатно-ораториальному жанру, но по признакам музыкальной формы, «Петр Первый» - это настоящее крупномасштабное полотно, достойное лучших театральных подмостков мира.
Музыка невероятной наполненности и жизненной правды позволяет перенестись в эпоху формирования первых полков Петра Великого, стрелецких бунтов 1682 и 1698 годов, времени «Великого Посольства», Северной войны и основания новой столицы России – Петербурга.
В центре внимания фресок - Петр Первый как личность, - противоречивая, вспыльчивая, мятущаяся, но наделённая невероятной силой и любовью к Родине.
Убежден, что премьера спектакля, которая состоится 1 октября 2022 на Новой сцене Саратовского театра оперы и балета, обещает стать масштабным представлением на любой, самый взыскательный вкус».
Билеты на первую премьеру сезона в продаже в кассе театра и онлайн. Для молодых зрителей действует покупка по «Пушкинской карте».
Начало спектаклей 1 и 2 октября в 17.00. Возрастное ограничение 12+
Саратовский академический театр оперы и балета НОВАЯ СЦЕНА1 и 2 октября 2022 г. ВПЕРВЫЕ В САРАТОВЕК 350-летию со дня рождения Петра ВеликогоПРЕМЬЕРААндрей Петров «ПЕТР ПЕРВЫЙ» Опера в двух действиях Либретто Натальи Касаткиной и Владимира Василева Дирижер – постановщик – лауреат Государственной премии РФ, Режиссер – постановщик – лауреат премии «Золотой Витязь» ПАВЕЛ СОРОКИН (Ростов-на-Дону) Художник – постановщик – СЕРГЕЙ НОВИКОВ (Санкт-Петербург) Художник по свету – ЕКАТЕРИНА ЧЕРНОЩЕКОВА Хормейстеры – АННА ВИЛЬПЕРТ, МИХАИЛ ТОЛЧИН Режиссер – Михаил Музалевский Дирижер – Аркадий Шур Действующие лица и исполнители: |
|||||
Петр – заслуженный артист России Дмитрий Соловьев, Алексей Смирнов Марта (Екатерина) – лауреат Международного конкурса Ольга Дё, лауреат Международных конкурсов Екатерина Федотова Тихон – лауреат Международного конкурса Александр Корнеев, Николай Колесников Анастасия – лауреат Международных конкурсов Вера Паньшина, Надежда Федосеева Меншиков – лауреат Международных конкурсов Илья Говзич, Павел Корчагин Лефорт – лауреат Международных конкурсов Александр Гонца, лауреат Международного конкурса Александр Корнеев Софья – заслуженная артистка России Татьяна Соболева, лауреат Международных конкурсов Анна Шахова, лауреат Международных конкурсов Марина Демидова Макарий – народный артист России Виктор Григорьев, лауреат Всероссийского конкурса Виктор Куценко Владимир (Юродивый) – Александр Баев, Сергей Филимонов Ржевская – лауреат Международных конкурсов Марина Демидова, лауреат Международного конкурса Ольга Дё Геррит – дипломант Всероссийского конкурса Иван Подгороднев, Владимир Ушаков Три командира – Александр Баев, Сергей Филимонов, лауреат Международного конкурса Илья Иванов, лауреат Международного конкурса Александр Корнеев, лауреат Всероссийского конкурса Виктор Куценко, Николай Колесников Раненый солдат – Александр Баев, Сергей Филимонов
|
|||||