Сюжетная основа балета «Бахчисарайский фонтан» – одноименная поэма Александра Сергеевича Пушкина. В 1820 году во время южной ссылки поэт посетил Бахчисарайский дворец крымских ханов. Там он видел знаменитый «Фонтан слез», воздвигнутый, по преданию, ханом Кырым-Гиреем в память об умершей любимой наложнице Диляре. Сам фонтан особого впечатления на поэта не произвел, но легенда тронула его сердце и сподвигла на создание поэмы. В 1824 году Александр Сергеевич публикует «Бахчисарайский фонтан», полный недомолвок и вопросов: яркие образы всплывают из ниоткуда и снова исчезают, предлагая читателю самому «додумать» историю. Именно это и сделали ровно сто лет спустя создатели балета «Бахчисарайский фонтан». Драматург Николай Волков, композитор и виднейший музыкальный просветитель Борис Асафьев и балетмейстер Ростислав Захаров создали цельную, драматургически выверенную историю, поставив музыку и танец на службу драме. Чисто хореографическая декоративность, которая главенствовала в балете до сих пор, уступила место психологической убедительности происходящего. Сюжет перестал быть поводом продемонстрировать публике танцы – теперь танец стал воплощать в себе перипетии сюжета. Родился новый жанр - драматический балет.
В 1934 году состоялась премьера «Бахчисарайского фонтана» в Ленинграде в Мариинском театре. Два года спустя балет впервые появился в репертуаре Саратовского театра в постановке балетмейстера Сергея Кеворкова. После 1936 года в нашем городе «Бахчисарайский фонтан» ставился еще несколько раз, неизменно привлекая внимание любителей музыки и хореографии.
Нынешняя постановка «Бахчисарайского фонтана» основана на хореографии Артура Пантыкина, созданной к премьере 1979 года. Бережно сохраняя традиции, балетмейстер внес необходимое современное звучание и новые хореографические элементы в свой спектакль. В музыкально-пластическом рисунке возникают пленительные романтические образы – благородная, гордая Мария, деспотичный хан Гирей, страстная, трагичная в своей отверженной любви Зарема.
«Бахчисарайский фонтан» — лирический балет-поэма. Отсюда и особое внимание к жесту, как к сказанному слову. Танцы строятся как монологи и диалоги, герои балета словно «произносят» полные чувств и драматизма пластические «четверостишия». Легенда о безответной любви хана Гирея к пленной полячке Марии превращается в хореографическую драму, в которой восток и запад, любовь и страсть столкнулись в единстве и борьбе противоположностей.
Премьерные показы балета «Бахчисарайский фонтан» состоятся 18 марта (в 18.30) и 19 марта (в 17.00) на Новой сцене театра. Билеты продаются в кассе театра и онлайн, а также по «Пушкинской карте».
Министерство культуры Саратовской области НОВАЯ СЦЕНАСаратовского академического ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА(остановка 2- я Дачная, проспект 50 лет Октября, 110а)18 марта 2022 г. в 18.30 19 марта 2022 г. в 17.00 ПРЕМЬЕРА |
|||||
Борис Асафьев БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАНБалет в двух действиях Либретто Н. Волкова по поэме А.С. Пушкина Хореография Артура Пантыкина Дирижер–постановщикМедет Тургумбаев Балетмейстернародный артист России Художник – постановщикзаслуженный художник России Художник по костюмамОльга Колесникова Художник по светуЕкатерина Чернощекова Репетиторызаслуженная артистка России КонцертмейстерыМарина Тураева, Руслан Таякин Действующие лица и исполнители:Мария – Софья Антонова, Кристина Кочетова, дипломант Международного конкурса Юлия Танюхина, Маюка Сато Вацлав – Петр Бочков, Сергей Букатин, заслуженный артист России Алексей Михеев, Джотаро Каназаси Зарема – заслуженная артистка России Наталья Колосова, Татьяна Князюкова, лауреат Всероссийского конкурса Валентина Коршунова Гирей – Петр Бочков, Павел Дозоров, Дмитрий Романов Нурали – Тигран Манукян, Алексей Родионов, Кирилл Родников, Сюго Каваками Отец – Александр Седов, заслуженный артист России Даниил Курынов Мавританка – Анна Григорян, лауреат Всероссийского конкурса Валентина Коршунова, Юлия Гусарова 12+ |
|||||