Сюжетная основа балета «Бахчисарайский фонтан» – одноименная поэма Александра Сергеевича Пушкина. В 1820 году во время южной ссылки поэт посетил Бахчисарайский дворец крымских ханов. Там он видел знаменитый «Фонтан слез», воздвигнутый, по преданию, ханом Кырым-Гиреем в память об умершей любимой наложнице Диляре. Сам фонтан особого впечатления на поэта не произвел, но легенда тронула его сердце и сподвигла на создание поэмы. В 1824 году Александр Сергеевич публикует «Бахчисарайский фонтан», полный недомолвок и вопросов: яркие образы всплывают из  ниоткуда и  снова исчезают, предлагая читателю самому «додумать» историю. Именно это и сделали ровно сто лет спустя создатели балета «Бахчисарайский фонтан». Драматург Николай Волков, композитор и виднейший музыкальный просветитель Борис Асафьев и балетмейстер Ростислав Захаров создали цельную, драматургически выверенную историю, поставив музыку и танец на службу драме. Чисто хореографическая декоративность, которая главенствовала в балете до сих пор, уступила место психологической убедительности происходящего. Сюжет перестал быть поводом продемонстрировать публике танцы – теперь танец стал воплощать в себе перипетии сюжета. Родился новый жанр - драматический балет.

В 1934 году состоялась премьера «Бахчисарайского фонтана» в Ленинграде в Мариинском театре. Два года спустя балет впервые появился в репертуаре Саратовского театра в постановке балетмейстера Сергея Кеворкова. После 1936 года в нашем городе «Бахчисарайский фонтан» ставился еще несколько раз, неизменно привлекая внимание любителей музыки и хореографии.

Нынешняя постановка «Бахчисарайского фонтана» основана на хореографии Артура Пантыкина, созданной к премьере 1979 года. Бережно сохраняя традиции, балетмейстер внес необходимое современное звучание и новые хореографические элементы в свой спектакль. В музыкально-пластическом рисунке возникают пленительные романтические образы – благородная, гордая Мария, деспотичный хан Гирей, страстная, трагичная в своей отверженной любви Зарема.

«Бахчисарайский фонтан» — лирический балет-поэма. Отсюда и особое внимание к жесту, как к сказанному слову. Танцы строятся как монологи и диалоги, герои балета словно «произносят» полные чувств и драматизма пластические «четверостишия». Легенда о безответной любви хана Гирея к пленной полячке Марии превращается в хореографическую драму, в которой восток и запад, любовь и страсть столкнулись в единстве и борьбе противоположностей.

Премьерные показы балета «Бахчисарайский фонтан» состоятся 18 марта (в 18.30) и 19 марта (в 17.00) на Новой сцене театра. Билеты продаются в кассе театра и онлайн, а также по «Пушкинской карте».

 

Министерство культуры Саратовской области

НОВАЯ СЦЕНА

Саратовского академического

ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА

(остановка 2- я Дачная, проспект 50 лет Октября, 110а)

18 марта 2022 г. в 18.30

19 марта 2022 г. в 17.00

ПРЕМЬЕРА

Борис Асафьев

БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН

Балет в двух действиях

Либретто Н. Волкова по поэме А.С. Пушкина

Хореография Артура Пантыкина

Дирижер–постановщик

Медет Тургумбаев

Балетмейстер

народный артист России
Игорь Стецюр-Мова

Художник – постановщик

заслуженный художник России
Сергей Болдырев

Художник по костюмам

Ольга Колесникова

Художник по свету

Екатерина Чернощекова

Репетиторы

заслуженная артистка России
Вера Шарипова, Галина Егорова

Концертмейстеры

Марина Тураева, Руслан Таякин

Действующие лица и исполнители:

Мария – Софья Антонова, Кристина Кочетова, дипломант Международного конкурса Юлия Танюхина, Маюка Сато

Вацлав – Петр Бочков, Сергей Букатин, заслуженный артист России Алексей Михеев, Джотаро Каназаси

Зарема – заслуженная артистка России Наталья Колосова, Татьяна Князюкова, лауреат Всероссийского конкурса Валентина Коршунова

Гирей – Петр Бочков, Павел Дозоров, Дмитрий Романов

Нурали – Тигран Манукян, Алексей Родионов, Кирилл Родников, Сюго Каваками

Отец – Александр Седов, заслуженный артист России Даниил Курынов

Мавританка – Анна Григорян, лауреат Всероссийского конкурса Валентина Коршунова, Юлия Гусарова

12+

 

Бахчисарайский фонтан