С начала 2022 года Саратовский театр оперы и балета продолжил работу по адаптации к Новой сцене декорационного оформления репертуарных спектаклей. В феврале к прокату подготовлена опера «Бал-маскарад» Дж. Верди, поставленная московским режиссером Андреем Сергеевым в 2007 году.

После проекта «Звезды российской оперы на саратовской сцене» в феврале 2019 года, на котором этот спектакль был показан на исторической сцене театра с участием гастролеров, оперный шедевр Верди в Саратове не шел. Ровно через 3 года «Бал-маскарад» снова возвращается, теперь уже на Новую сцену театра.

Каких только определений не заслужила эта опера: ее называют «политическим и романтическим триллером», «балом на краю преисподней» или «взрывом любовного дуэта на ужасном поле казней, где жизнь пробивается лишь в виде горькой проклятой травы». Популярность оперы приобрела какие-то космические масштабы. Говорят, что в честь одной из героинь, колдуньи Ульрики назван даже астероид.

Ни у одной оперы Верди не было столько проблем с цензурой. Причиной тому стало то, что в основе сюжета лежит реальная история убийства шведского короля Густава III. Накануне премьеры оперы в 1858 г. произошло покушение на Наполеона III, и либретто нового творения Верди цензура не пропустила. Чтобы спасти свое произведение композитор перенес место действия в Америку и жертвой сделал не короля, а губернатора. Однако сама история осталась неизменной: граф Ричард погибает от руки друга, в жену которого был влюблен.

По яркости, мелодическому богатству, драматизму и психологической правде «Бал-маскарад» принадлежит к вершинам творчества Верди. Несмотря на это, его редко можно встретить на российской сцене. Написанный в стиле, близком большой французской опере, спектакль требует серьезных финансовых затрат и хороший состав голосов. За последние 15-20 лет можно выделить лишь несколько постановок – в Михайловском, Мариинке, «Геликон-опере» и Новосибирске. Так что в 2007 году с премьерой «Бала-маскарада» Саратовский оперный попал в достаточно узкий круг избранных.

Андрей Сергеев, режиссер и художник по костюмам саратовского спектакля, вышел из положения «большой оперы» мастеровито и «по-классически». Внешний антураж массивного декора сцены был сохранен в мрачном колонном зале графа Ричарда, в жутком пристанище колдуньи Ульрики, способном вместить до полусотни страждущих, и в сдержанном великолепии бала. Но действие спектакля, концептуально сосредоточенное на основной любовно-политической интриге, изысканно-строгие контуры костюмов абсолютно лишены исторических аллюзий. Опера получилась «вне времени и вне конкретного географического названия».

26 февраля на Новой сцене театра саратовский зритель может снова увидеть оперный бестселлер Верди и насладиться прекрасным исполнением ведущих солистов театра.