9 октября приглашаем на знаковый для саратовского балета спектакль – хореографическую поэму «Девушка и смерть» саратовского композитора Виктора Ковалева. Показ приурочен к 101 годовщине со дня рождения первой исполнительницы партии Девушки народной артистки РСФСР Веры Дубровиной и 100-летию со дня рождения Виктора Ковалева, которое будет отмечаться в 2019 году. Главные партии в спектакле исполнят заслуженная артистка России Наталья Колосова (Девушка), лауреат Всероссийского конкурса Олег Иванов (Парень), Александр Седов (Смерть), Алексей Родионов (Черт).

Сценическая история балета «Девушка и Смерть» в Саратовском академическом театре оперы и балета начинается с середины прошлого века. В 1961 году саратовский композитор Виктор Ковалев в содружестве с главным балетмейстером театра Валентином Адашевским ставят балет в трех действиях, романтическую сказку «Девушка и Смерть». Спектакль наполнен лиризмом и фантастикой. По мнению современников, особенно удались сцены, раскрывающие любовь Девушки и Парня. Музыка балета выразительна и мелодична. В ней слышны интонации народных песен. Главные партии исполняли солисты саратовского балета — В. Дубровина, А. Алексеевский, А. Федоров. Спектакль пользовался большой популярностью у зрителей. В 1962 году эта постановка участвовала во Всероссийском смотре балетных спектаклей в Москве, где была удостоена диплома I степени.

Новая версия балета по жанру близка философской притче, по визуальному ряду – русскому фэнтези. Действие переносится во времена языческой Руси. Вечные противники Добро и Зло снова вступают в схватку, и лишь Любовь заставляет Смерть отступить.

Балетмейстер спектакля заслуженный работник культуры РФ Валерий Нестеров раскрывает идею спектакля посредством действенного танца, отказываясь от дивертисментных номеров прошлой постановки. Это усиливает динамику и драматизм действия. Сохраняя без изменений музыкальную партитуру (с участием хора и солистов), постановщики создают новые хореографию, костюмы и декорации.

— Проект в своем роде уникальный, над ним работали исключительно саратовские творческие силы, от композитора до художника, — рассказывал перед премьерой в 2007 году балетмейстер-постановщик спектакля Валерий Нестеров. — Премьера прошла с большим успехом, да и в дальнейшем балет пользовался неизменной популярностью у зрителей. В 1962 году он был удостоен диплома I степени на Всероссийском смотре современного балета в Москве (демонстрировался на сцене Большого театра). Сам я той постановки не видел, однако обстоятельства сложились удивительным образом, мне посчастливилось лично быть знакомым с авторами спектакля. Когда я еще учился в хореографическом училище, мне доверили танцевать фрагменты партии Смерти (в спектакле этот персонаж — мужчина). Репетировал с Верой Дубровиной — первой исполнительницей партии Девушки. В 70-х годах меня включили в состав делегации, которая должна была представлять Саратов в Ленинграде на фестивале балетных школ «Белые ночи». Планировалось, что буду танцевать номер из «Девушки и Смерти». Перед поездкой Вера Андреевна познакомила меня с самим композитором. Виктор Ковалев жил с ней по соседству. Это был добрейшей души человек. Помню, играл нам свою музыку, рассказывал, как писал балет. Оказывается, Виктор Владимирович очень долго не мог сочинить лейтмотив Смерти. Уже практически была готова вся партитура, а своя мелодия у одного из главных персонажей балета отсутствовала. Так вот, танец Смерти ему приснился. Композитор признавался, что тут же проснулся, сел записывать ноты.

Валентин Адашевский принимал меня в хореографическое училище. К сожалению, Валентин Тимофеевич рано умер. Жизнь его оборвалась трагически в 1968 году в Ленинграде, во время конкурса хореографических училищ страны, куда он вывез своих учеников. Училище наше создано было недавно, состоялся лишь один выпуск. Выступать студентам надо было на сцене Мариинского театра. Адашевский так переволновался, что больное сердце не выдержало. Приступ…

К балету «Девушка и Смерть» я относился всегда с особым трепетом. Все 35 лет работы в театре помнил об этой постановке, думал о возможности повторного обращения к материалу. Ведь это один из лучших балетных спектаклей, созданных в середине XX века, наряду с такими, как «Медный всадник» Глиэра, «Бахчисарайский фонтан» Асафьева.

Музыка написана в традиционной манере, в классической форме, берущей начало в творчестве Чайковского, Рахманинова, Глазунова…

В партитуре «Девушки и Смерти» очень много интересных моментов. Чего стоят одни вариации Смерти, когда звучат только ударные.

Старались сохранить музыку в том виде, в каком она была написана, — отмечал Валерий Нестеров. — Время действия перенесли в языческую Русь. Первоначально была романтическая сказка с условным сказочным временем. Хотелось придать сюжету глубину, чтобы спектакль стал философской притчей, где вечные противники — Добро и Зло — вступают в схватку, и лишь Любовь заставляет Смерть отступить. В первую очередь постановка адресована молодежной аудитории. От сказочно-лубочной истории мы постарались перейти к жанру фэнтези. Придерживались стилистики сегодняшних голливудских фантастических блокбастеров. Новая хореография, очень интересные декорации и костюмы, запоминающиеся спецэффекты (в 60-х годах прошлого века такой техники не существовало). Мы старались сделать полноценный, многоплановый, яркий и зрелищный спектакль.

Художник-постановщик спектакля заслуженный художник России Сергей Болдырев: «Раньше оформление спектакля было в основном иллюстративным, В эстетике 60-х, к примеру, костюм Смерти решался прямолинейно и примитивно: на черной ткани облегающего наряда обозначался человеческий скелет. Это производило своеобразное впечатление. Мы за точку отсчета взяли языческие мотивы: тогда люди были эмоциональнее и более открыты для природы, включены в природу. Создали некое племя, некий народ. В костюмах прослеживается зарождающаяся европейская культура. В войске Властителя не русские витязи, а символические ратники времени расцвета язычества. Основной элемент декораций — некие стелы, напоминающие и языческие тотемы, и обнаженные деревья с вырвавшимися из земли корнями, и ребра — кости. Действие происходит, словно, в разорванной грудной клетке Смерти, окружено ее костями-ребрами. В финале сцена трансформируется, тотемы-деревья-кости начинают опускаться. В этот момент Смерть исчезает (мы привлекли иллюзиониста, она буквально растворяется в воздухе на глазах у зрителей). Создается впечатление, что сцена — это некое вспаханное поле, на котором будет зарождаться новая жизнь!»