В этом сезоне Саратовский академический театр оперы и балета приступил к осуществлению постановки оперы «Орестея» С. Танеева, премьера которой будет представлена 24 мая в рамках XXIV Собиновского музыкального фестиваля.
«Орестея» — редко звучащее сочинение. Считанные разы ставилось оно на театральной сцене. Однако единственное оперное произведение выдающегося русского композитора и теоретика Сергея Ивановича Танеева по праву считается одним из лучших произведений в творческом наследии композитора, явившее собой новую и интересную страницу в истории оперного искусства. Премьера «Орестеи» состоялась в 1895 году в Мариинском театре и имела несомненный успех. Но
Миф об Оресте, захвативший воображение композитора, — один из самых древних. В основе трилогии Эсхила лежит ряд остро трагических коллизий. Агамемнон — царь Аргоса — гибнет, предательски сраженный рукой своей жены Клитемнестры. За смерть отца мстит его сын Орест, убивающий родную мать. Этим он навлекает на себя гнев Эриний, в образе которых воплощены муки совести. Цепь преступлений прерывается только тогда, когда на смену закону мести приходит закон нравственного оправдания. Длительными страданиями Орест искупает свою вину.
Пафос античной трагедии в сочетании с глубоким музыкальным материалом приобрел в опере совершенно иное звучание. Индивидуальное интересует Танеева как проявление всеобщего. В древнегреческой трагедии он ищет то, что вообще искал в искусстве — вечное и идеальное, нравственность в классически совершенном воплощении. Тьме преступлений противостоит разум и свет — эта центральная идея классического искусства
Музыкальный стиль «Орестеи» представляет собой сложный сплав, ассимиляцию разных традиций — от Генделя и Глюка до Берлиоза и Чайковского. Музыка не столько отображает события, поступки, сколько раскрывает их мотивы и внутренний мир героев. Особое своеобразие придает произведению обилие монументальных хоровых сцен, сближающее его с ораторией. Продолжая традиции русской оперы, композитор придал им новое толкование в связи с содержанием античной трагедии.
Над масштабной постановкой оперы «Орестея» в Саратовском академическом театре оперы и балета работают петербуржцы — режиссер Вадим Милков, поставивший в предыдущем сезоне на саратовской сцене оперу «Садко»
Сегодня наше восприятие, обремененное историческими и художественными экспериментами прошедшего столетия, стало иным. И в новом веке актуальность эпопеи Танеева, с ее классическим незамутненным звучанием, значительно выросла.
Лауреат международных конкурсов Вадим Милков:
«Древние греки ставили проблемы нравственные. Вся их драматургия строилась на том, чтобы человечество остановилось в своем желании мстить и проливать кровь. С античных времен ничего не изменилось. И если мы не остановимся — остановится мироздание. Таким образом „Орестея“ сегодня своей этической высоты не утратила».
![]() |
![]() |
![]() |
||
XXIV СОБИНОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ |
||||
![]() |
ПРЕМЬЕРА24 мая 2011 г.С. ТанеевОРЕСТЕЯOпера в трех действиях Дирижер-постановщиклауреат Государственной премии РФ, ![]() Режиссер-постановщиклауреат Межд. конкуров ВАДИМ МИЛКОВ ![]() Художник-постановщик, художник по костюмамИВАН СОВЛАЧКОВ ![]() Хормейстеры НАТАЛЬЯ БОЧАРНИКОВА, АНТОН ЛЕДОВСКИЙ, ![]() Балетмейстерзаслуженный работник культуры России ![]() ДирижерАРКАДИЙ ШУР ![]() Действующие лица и исполнители: Агамемноннар. арт. России В. Верин, ![]() Клитемнестразасл. арт. России К. Вязникова, ![]() Орестлауреат Межд. конкурсов И. Говзич, ![]() Эгистзасл. арт. России А. Багмат, ![]() Кассандра, Афина Палладанар. арт. России В. Баранова, ![]() Электралауреат Межд. конкурсов М. Сальникова, ![]() СтражВ. Куценко, В. Могилин ![]() АполлонА. Асеев, засл. арт. России В. Демидов, ![]() АреопагитА. Асеев, Н. Колесников ![]() Раблауреат Межд. конкурса В. Мельников, ![]() В массовых сценах — артисты хора, балета и миманса театра Начало в 18 часов. |
![]() | ||
![]() |
![]() | |||
![]() |