В этом сезоне Саратовский академический театр оперы и балета приступил к осуществлению постановки оперы «Орестея» С. Танеева, премьера которой будет представлена 24 мая в рамках XXIV Собиновского музыкального фестиваля.
«Орестея» — редко звучащее сочинение. Считанные разы ставилось оно на театральной сцене. Однако единственное оперное произведение выдающегося русского композитора и теоретика Сергея Ивановича Танеева по праву считается одним из лучших произведений в творческом наследии композитора, явившее собой новую и интересную страницу в истории оперного искусства. Премьера «Орестеи» состоялась в 1895 году в Мариинском театре и имела несомненный успех. Но
Миф об Оресте, захвативший воображение композитора, — один из самых древних. В основе трилогии Эсхила лежит ряд остро трагических коллизий. Агамемнон — царь Аргоса — гибнет, предательски сраженный рукой своей жены Клитемнестры. За смерть отца мстит его сын Орест, убивающий родную мать. Этим он навлекает на себя гнев Эриний, в образе которых воплощены муки совести. Цепь преступлений прерывается только тогда, когда на смену закону мести приходит закон нравственного оправдания. Длительными страданиями Орест искупает свою вину.
Пафос античной трагедии в сочетании с глубоким музыкальным материалом приобрел в опере совершенно иное звучание. Индивидуальное интересует Танеева как проявление всеобщего. В древнегреческой трагедии он ищет то, что вообще искал в искусстве — вечное и идеальное, нравственность в классически совершенном воплощении. Тьме преступлений противостоит разум и свет — эта центральная идея классического искусства
Музыкальный стиль «Орестеи» представляет собой сложный сплав, ассимиляцию разных традиций — от Генделя и Глюка до Берлиоза и Чайковского. Музыка не столько отображает события, поступки, сколько раскрывает их мотивы и внутренний мир героев. Особое своеобразие придает произведению обилие монументальных хоровых сцен, сближающее его с ораторией. Продолжая традиции русской оперы, композитор придал им новое толкование в связи с содержанием античной трагедии.
Над масштабной постановкой оперы «Орестея» в Саратовском академическом театре оперы и балета работают петербуржцы — режиссер Вадим Милков, поставивший в предыдущем сезоне на саратовской сцене оперу «Садко»
Сегодня наше восприятие, обремененное историческими и художественными экспериментами прошедшего столетия, стало иным. И в новом веке актуальность эпопеи Танеева, с ее классическим незамутненным звучанием, значительно выросла.
Лауреат международных конкурсов Вадим Милков:
«Древние греки ставили проблемы нравственные. Вся их драматургия строилась на том, чтобы человечество остановилось в своем желании мстить и проливать кровь. С античных времен ничего не изменилось. И если мы не остановимся — остановится мироздание. Таким образом „Орестея“ сегодня своей этической высоты не утратила».
XXIV СОБИНОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ |
||||
ПРЕМЬЕРА24 мая 2011 г.С. ТанеевОРЕСТЕЯOпера в трех действиях Дирижер-постановщиклауреат Государственной премии РФ, Режиссер-постановщиклауреат Межд. конкуров ВАДИМ МИЛКОВ Художник-постановщик, художник по костюмамИВАН СОВЛАЧКОВ Хормейстеры НАТАЛЬЯ БОЧАРНИКОВА, АНТОН ЛЕДОВСКИЙ, Балетмейстерзаслуженный работник культуры России ДирижерАРКАДИЙ ШУР Действующие лица и исполнители: Агамемноннар. арт. России В. Верин, Клитемнестразасл. арт. России К. Вязникова, Орестлауреат Межд. конкурсов И. Говзич, Эгистзасл. арт. России А. Багмат, Кассандра, Афина Палладанар. арт. России В. Баранова, Электралауреат Межд. конкурсов М. Сальникова, СтражВ. Куценко, В. Могилин АполлонА. Асеев, засл. арт. России В. Демидов, АреопагитА. Асеев, Н. Колесников Раблауреат Межд. конкурса В. Мельников, В массовых сценах — артисты хора, балета и миманса театра Начало в 18 часов. |
||||