27 мая 2009 года в Саратовском академическом театре оперы и балета откроется XXII СОБИНОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ.

В этот день впервые в Саратове будет представлена музыка к пьесе У. Шекспира «Буря» выдающегося финского композитора Яна Сибелиуса. В театрализованном концерте примут участие драматические актеры, солисты, хор и симфонический оркестр театра.

 

27 мая 2009 г.

Я. СИБЕЛИУС

«БУРЯ»

Музыка к пьесе У. Шекспира
Театрализованный концерт

Ведущий, он же Просперо, бывший герцог Миланский
народный артист России Григорий Аредаков
Миранда, его дочь — Анна Богданова
Фердинанд, сын Неаполитанского короля Алонзо — Артем Яксанов

Солисты:
дипломант международного конкурса Лариса Ахметова (меццо-сопрано),
лауреат международного конкурса Ольга Марьенко (сопрано), народный артист России Владимир Верин (бас), Павел Корчагин (тенор), Дмитрий Шилов (тенор)

Лауреаты международных конкурсов
Губернский театр хоровой музыки,
хор Саратовской государственной консерватории
им. Л.В. Собинова

художественный руководитель —
заслуженный деятель искусств России Людмила Лицова
хормейстер — Александр Балашов

Симфонический оркестр театра

Литературная композиция — лауреат международных конкурсов
Николай Шиянов

Режиссер
Андрей Альбанов

Художник
заслуженный художник России
Сергей Болдырев

Дирижер
лауреат Государственной премии РФ,
народный артист России
Юрий КОЧНЕВ

 

Ян Сибелиус (1865–1957) — финский композитор, крупнейший симфонист, представитель позднего романтизма. В Финляндии он признан великим национальным композитором, символом величия страны. Его именем названы улицы, парки, музыкальная Академия, проводится ежегодный музыкальный фестиваль «Неделя Сибелиуса».

Международную известность Сибелиус приобрел благодаря своим симфониям (всего их семь), но популярностью пользуются и его скрипичный концерт, и многочисленные симфонические поэмы, такие, как «Финляндия», «Сага», «Весна», «Дриады», «Океаниды». «Дочь Севера», «Ночная скачка и восход солнца», «Туонельский лебедь», «Тапиола».

Человек с широкими гуманистическими взглядами, подлинный патриот, чуждый каких бы то ни было признаков национализма, Сибелиус высоко ценил музыку русских композиторов. Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, П. Чайковский были ему особенно близки, а с А. Глазуновым его связывала теснейшая дружба.

Продолжая традиции русской композиторской школы XIX века, Я. Сибелиус насыщает свои произведения национальным колоритом, образами родной природы. Музыкальная ткань произведений Сибелиуса вбирает в себя и своеобразный финский фольклор, и романтические интонации, и, свойственные XX веку, ритмические эксперименты.

Большинство сочинений Сибелиуса для драматического театра (всего их шестнадцать) свидетельствуют о его особой склонности к театральной музыке. Композитора привлекали яркие контрастные образы, драматизм происходящего на сцене действия, глубокие эмоции и накал страстей. К сожалению, Сибелиус так и не написал ни одной оперы, но его музыка к драматическим спектаклям восполняет этот пробел.

Музыка к пьесе У. Шекспира «Буря» была написана в 1925 году. Партитура представляет собой 36 оркестровых пьес с участием солистов и хора. Премьера состоялась 16 марта 1926 в Копенгагене и удостоилась особых похвал критики: «Два гения, Шекспир и Сибелиус, нашли друг друга». Музыка не просто сопровождала действие, но и помогала его развитию, отображая внутренний мир и взаимоотношения героев.

В «Буре» Сибелиус наиболее ярко проявляет свое мастерство оркестрового письма. Его изобретательность, искусство создания новых, неизведанных красок, кажутся почти неисчерпаемыми.

После премьеры Сибелиус писал: «Партитура «Бури» содержит такой сонм идей и тем, что я просто томлюсь по их дальнейшему детальному развитию. Повинуясь законам драмы, здесь я смог лишь обрисовать их контуры».

Действие пьесы происходит на острове, где поселился бывший герцог Миланский Просперо с дочерью Мирандой, которого предательски лишил власти брат Антонио. По воле судьбы во время бури Антонио, король Алонзо и его сын Фердинанд терпят крушение на корабле, проплывавшем около острова. Миранда и Фердинанд знакомятся и влюбляются друг в друга. Антонио замышляет убийство короля Алонзо и своего брата Просперо. Благодаря добрым духам острова, коварным планам Антонио не суждено осуществиться. Разногласия между братьями окончательно отступают перед счастливым союзом Миранды и Фердинанда.