31 марта, 1 апреля 2008 года Саратовский академический театр оперы и балета представляет премьеру оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник».

Джоаккино Россини

Севильский цирюльник

Опера в двух действиях
почти без антракта
Либретто Ч. Стербини по комедии П.-О. де Бомарше

Дирижер-постановщик

лауреат Государственной премии РФ,
народный артист России Юрий Кочнев

Режиссер-постановщик

заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор
Юрий Петров (Москва)

Художник-постановщик

Юрий Устинов (Москва)

Художник по костюмам

Ирина Акимова (Москва)

Хормейстер

заслуженная артистка России Людмила Тадтаева

Дирижеры

Медет Тургумбаев,
Аркадий Шур

Режиссер

народный артист СССР Юрий Попов

Действующие лица и исполнители

Альмавива, граф

А. Баев,
П. Корчагин,
лауреат Международных и Всероссийских конкурсов С. Сидоров

Бартоло, доктор медицины и опекун Розины

народный артист России В. Верин,
В. Могилин

Розина, воспитанница Бартоло

лауреат Всероссийских конкурсов Д. Кочарова,
лауреат Международного конкурса и фестиваля, заслуженная артистка России О. Кочнева,
лауреат Международного конкурса М. Макарова,
Н. Федосеева

Фигаро, цирюльник

заслуженный артист России В. Демидов,
народный артист СССР Л. Сметанников,
лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, заслуженный артист России Д. Соловьев

Базилио, учитель музыки Розины

заслуженный артист России В. Григорьев,
Н. Колесников

Берта

Т. Гринчук,
дипломант Всероссийского конкурса М. Демидова,
О. Дё

Амброджио, слуги Бартоло

Н. Антонов,
О. Халяпин

Фиорелло, слуга графа

А. Ватолкин,
Н. Колесников

Офицер

А. Ватолкин,
Н. Колесников

Нотариус

Н. Антонов,
О. Халяпин

Фонарщик, мусорщик, солдаты, музыканты, горожане и горожанки — артисты хора, балета и миманса театра

Джоаккино Россини (1792–1868) — один из крупнейших оперных композиторов XIX века. Его творчество оказало огромное влияние на развитие мирового оперного искусства. Блестящий, виртуозный вокальный стиль, мелодическое богатство, тонкая оркестровка снискали произведениям композитора мировую славу.

Опера «Севильский цирюльник» по праву считается лучшим сочинением Россини, вершиной итальянской комической оперы XIX века. Она написана на сюжет одноименной комедии французского драматурга XVIII века Бомарше. Острота комедийных ситуаций, динамичное развитие действия, меткость характеристик героев, свойственные произведению Бомарше, в опере Россини сохранились в полной мере.

Один из секретов неиссякаемой молодости «Севильского цирюльника» — традиция итальянской комедии масок, commedia dell'arte. Ее сюжет незатейлив: молодые люди хотят пожениться вопреки противодействию стариков-отцов и опекунов. Но самые главные в комедии масок — слуги. Ловкие и сообразительные, мастера на все руки — они всегда помогают влюбленным.

Россини написал «Севильского цирюльника» в рекордные сроки — за 19 дней: нужно было успеть к началу карнавала зимой 1816 года. Дабы не разозлить известного в то время композитора Джованни Паизиелло, чья опера «Севильский цирюльник» уже шла на итальянских подмостках, Россини назвал свое сочинение «Альмавива, или Тщетная предосторожность». Но уже через несколько лет россиниевский шедевр вытеснил конкурента и вошел в историю музыки под единственным названием — «Севильский цирюльник».

Премьера состоялась 20 февраля 1816 года в Риме. Несмотря на участие в ней знаменитых певцов и самого автора, дирижировавшего оркестром, опера неожиданно провалилась. Причины неясны: быть может, аристократическая римская публика не могла принять острую сатиру оперы. А возможно сыграли известную роль недоработки в постановке. Но уже на втором представлении «Севильский цирюльник» имел огромный успех, и после спектакля восторженно настроенная молодежь устроила в честь композитора факельное шествие. Вскоре опера прошла во всех музыкальных театрах Италии и других стран Европы. В 1819 году она была поставлена в Петербурге.

В Саратовском театре оперы и балета «Севильский цирюльник» ставился неоднократно. В музее театра сохранились программки, датированные сезоном 1933–34 годов (дирижер — Н. Шкаровский, постановка — А. Григорин, режиссер — Н. Беляев). В 1970 году к комической опере обратился Юрий Петров. Его постановка с успехом шла на саратовской сцене долгие годы.