31 марта, 1 апреля 2008 года Саратовский академический театр оперы и балета представляет премьеру оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник».
Джоаккино Россини |
||||
Севильский цирюльникОпера в двух действиях Дирижер-постановщиклауреат Государственной премии РФ, Режиссер-постановщикзаслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Художник-постановщикЮрий Устинов (Москва) Художник по костюмамИрина Акимова (Москва) Хормейстерзаслуженная артистка России Людмила Тадтаева ДирижерыМедет Тургумбаев, Режиссернародный артист СССР Юрий Попов Действующие лица и исполнителиАльмавива, графА. Баев, Бартоло, доктор медицины и опекун Розинынародный артист России В. Верин, Розина, воспитанница Бартололауреат Всероссийских конкурсов Д. Кочарова, Фигаро, цирюльникзаслуженный артист России В. Демидов, Базилио, учитель музыки Розинызаслуженный артист России В. Григорьев, БертаТ. Гринчук, Амброджио, слуги БартолоН. Антонов, Фиорелло, слуга графаА. Ватолкин, ОфицерА. Ватолкин, НотариусН. Антонов, Фонарщик, мусорщик, солдаты, музыканты, горожане и горожанки — артисты хора, балета и миманса театра |
||||
Джоаккино Россини
Опера «Севильский цирюльник» по праву считается лучшим сочинением Россини, вершиной итальянской комической оперы XIX века. Она написана на сюжет одноименной комедии французского драматурга XVIII века Бомарше. Острота комедийных ситуаций, динамичное развитие действия, меткость характеристик героев, свойственные произведению Бомарше, в опере Россини сохранились в полной мере.
Один из секретов неиссякаемой молодости «Севильского цирюльника» — традиция итальянской комедии масок, commedia dell'arte. Ее сюжет незатейлив: молодые люди хотят пожениться вопреки противодействию стариков-отцов и опекунов. Но самые главные в комедии масок — слуги. Ловкие и сообразительные, мастера на все руки — они всегда помогают влюбленным.
Россини написал «Севильского цирюльника» в рекордные сроки — за 19 дней: нужно было успеть к началу карнавала зимой 1816 года. Дабы не разозлить известного в то время композитора Джованни Паизиелло, чья опера «Севильский цирюльник» уже шла на итальянских подмостках, Россини назвал свое сочинение «Альмавива, или Тщетная предосторожность». Но уже через несколько лет россиниевский шедевр вытеснил конкурента и вошел в историю музыки под единственным названием — «Севильский цирюльник».
Премьера состоялась 20 февраля 1816 года в Риме. Несмотря на участие в ней знаменитых певцов и самого автора, дирижировавшего оркестром, опера неожиданно провалилась. Причины неясны: быть может, аристократическая римская публика не могла принять острую сатиру оперы. А возможно сыграли известную роль недоработки в постановке. Но уже на втором представлении «Севильский цирюльник» имел огромный успех, и после спектакля восторженно настроенная молодежь устроила в честь композитора факельное шествие. Вскоре опера прошла во всех музыкальных театрах Италии и других стран Европы. В 1819 году она была поставлена в Петербурге.
В Саратовском театре оперы и балета «Севильский цирюльник» ставился неоднократно. В музее театра сохранились программки, датированные сезоном