«Вся моя жизнь — танго. Грустное танго. Не потому, что я грущу, совсем нет, я счастлив, …я люблю жить, — у моей музыки нет причин быть грустной. Но она грустна, потому что это танго. В ней есть драма, но нет пессимизма.»
Астор Пьяццолла

22, 23 декабря 2007 года в Саратовском академическом театре оперы и балета состоится премьера балета в двух действиях «Мистерия танго» на музыку Астора Пьяццоллы (спектакль идет под фонограмму). Либретто Валерия Нестерова. Балетмейстеры-постановщики — Валерий Нестеров, Алексей Зыков (артист и хореограф Саратовского академического театра драмы), сценография — Сергей Болдырев, художник по костюмам — Ольга Колесникова.

В спектакле заняты ведущие солисты балетной труппы театра: засл. арт. России Д. Курынов, О. Иванов, А. Михеев (Жигало); дипломантки Межд. конкурсов Н. Колосова, Ю. Танюхина, В. Шарипова (Возлюбленная); нар. арт. России И. Стецюр-Мова, А. Родионов (Неизвестный); Е. Каменщикова, Н. Качурина (Судьба).

По словам Валерия Нестерова хореографическое решение спектакля основывается на синтезе современной урбанистической неоклассики с традиционным аргентинским танго с элементами модерна и свободной романтической пластики. Авторы балета стремятся показать жизненную философию исполнителей танго, наиболее полно выразить драматическую суть музыки Астора Пьяццоллы, передать эмоциональный настрой и «аромат» мелодий Аргентины.

У героев спектакля нет конкретных прототипов. Даже имена у персонажей отсутствуют, представлены обобщенные характеры. Начинается история в опустевшем кафе на окраине Буэнос-Айреса, где одиноко сидит человек. Он снова и снова возвращается сюда, уносясь мыслями в далекие годы своей молодости, наполненные любовью и танго. Перед его глазами оживают картины прошлого, когда он был непревзойденным танцором. Судьба причудливо тасует свою колоду: сегодня ты герой, а завтра — можешь оказаться изгнанником. Каждый хочет вытянуть счастливый билет. Так и в танцевальном зале. Каждый хотел показать свое искусство, стремился превзойти других в мастерстве исполнения танго. В танце сливались воедино радость и печаль, флирт и магия, страсть и любовь.

Здесь он встретил Ее, свою Возлюбленную. Они стали кумирами столицы, были счастливы вместе. Но счастья на всех не хватает. Удача изменила Жигало. Возлюбленная покинула его, друзья отвернулись, на смену белой полосы в жизни пришла темная. Мечты артиста рассыпались как карточный домик. Жигало стремится вернуть возлюбленную, но это невозможно.

Все также звучит музыка, все также кружатся танцующие пары, но никто не обращает внимания на одинокого человека. Лишь иногда призрачный образ Возлюбленной и мелодии старого танго согревают его душу.

Астор Пьяццолла

Мистерия Танго

Балет в двух действиях
Либретто В. Нестерова

Спектакль идет под фонограмму

Балетмейстеры-постановщики

Валерий Нестеров

Алексей Зыков

Художник-постановщик

Сергей Болдырев

Художник по костюмам

Ольга Колесникова

Репетиторы по балету

Татьяна Камышникова

Майя Юсупова

Действующие лица и исполнители

Жигало

заслуженный артист России Д. Курынов,
О. Иванов,
А. Михеев

Возлюбленная

дипломант Международного конкурса Н. Колосова,
дипломант Международного конкурса Ю. Танюхина,
дипломант Международного конкурса В. Шарипова

Неизвестный

народный артист России И. Стецюр-Мова,
А. Родионов

Судьба

Е. Каменщикова,
Н. Качурина

Мальчик

С. Волошин,
В. Елагин

Танцующие пары — артисты балета и миманса театра

ТАНГО (от латинского «tangere» — «касаться»)… Танец жизни и смерти, любви и ненависти, огня и льда.

Танго возникло около 150 лет назад как элемент цыганского мелоса близ двух географических центров: Андалусия и Неаполь. Первоначально оно представляло собой танец без музыкального сопровождения, который исполняли только женщины.

Истоки аргентинского танго лежат в смешении неаполитанской музыкальной традиции и аргентинского танца — милонги. Именно этот сплав и стал наиболее ярким достижением и выражением музыкальной культуры Аргентины. Прикосновение и ярость, страсть и судьба — танго сочетало в себе все, что имело отношение к эмоциям.

В Европу танец попадает вместе с аргентинской театральной труппой, приехавшей на Всемирную выставку в Париж в 1910 году. Здесь и начинается история развития «салонного» танго. В самой Аргентине на долгие годы воцарятся так называемые «тангейрос» — высокопрофессиональные музыканты, исполняющие танго для туристов.

Новый взлет популярности танго в 20 веке связан с именем Астора Пьяццоллы. Музыковеды утверждают, что он сделал для танго то же, что Штраус для венского вальса, а Гершвин — для джаза. Пьяццолла заставил звучать аргентинское танго в исполнении симфонических и джазовых оркестров, превращая его в высокое произведение искусства.

Астор Пьяццолла (Ástor Piazzolla; 1921–1992) — выдающийся аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения в корне изменили традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. Является родоначальником стиля, получившего название «Нуэво танго» (новое танго). Пьяццолла также известен как непревзойдённый мастер игры на бандонеоне (аргентинская версия аккордеона). Кроме танго композитор писал сонаты, симфонии, концерты для фортепиано, песни, музыку к фильмам и театральным постановкам. Произведения А. Пьяццоллы звучали в исполнении великих музыкантов — Чика Кориа, Мстислава Ростроповича, Пласидо Доминго, Хосе Каррераса, Кейта Джаррета, Гидона Кремера. На родине в Аргентине его называют «El Gran Ástor» («Великий Астор»).