7 октября Саратовский академический театр оперы и балета открывает 205-ый сезон премьерой оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад».

Джузеппе Верди

Бал-маскарад

Опера в 3-х действиях

Дирижер-постановщик

лауреат Государственной премии РФ, народный артист России Юрий Кочнев

Режиссер-постановщик, художник по костюмам

Андрей Сергеев (г. Москва)

Сценограф

Сергей Болдырев

Режиссер

народный артист СССР Юрий Попов

Дирижер

Аркадий Шур

Хормейстер

заслуженная артистка России Людмила Тадтаева

Балетмейстер

Валерий Нестеров

Действующие лица и исполнители

Ричард

народный артист Туркменистана Г. Назаров,
лауреат Международных конкурсов А. Зайченко

Ренато

заслуженный артист России А. Багмат,
заслуженный артист России В. Демидов,
лауреат Международных и Всероссийских конкурсов Д. Соловьев

Амелия

народная артистка России В. Баранова,
народная артистка России С. Костина,
заслуженная артистка России, дипломант Международного конкурса О. Кочнева

Ульрика

дипломант Международного конкурса Н. Даринцева,
дипломант Всероссийского конкурса М. Демидова,
Т. Гринчук

Оскар

М. Багмат,
лауреат Всероссийских конкурсов Д. Кочарова,
Н. Федосеева

Том

народный артист России В. Верин,
В. Могилин

Самуэль

заслуженный артист России В. Григорьев,
Н. Колесников

Судья

А. Баев,
А. Платонов

Дамы, джентльмены, заговорщики, маски на балу — артисты хора, балета и миманса театра.

Джузеппе Верди (1813–1901) — великий итальянский композитор второй половины XIX века. Мастер оперного жанра, создавший высочайшие образцы психологической музыкальной драмы. В историю музыки Верди вошел как реформатор оперного искусства, крупнейший композитор-реалист. Основываясь на принципах итальянского бельканто, он насыщает вокальную мелодику своих опер ярким драматизмом. Верди был первым композитором, который специально занимался поиском сюжета для своих опер. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался устранения из оперы «ненужных» деталей и «лишних» героев, оставляя лишь персонажей, в которых кипят страсти, и сцены, богатые драматизмом.

Опера «Бал-маскарад» (1859), наряду с «Риголетто», «Травиатой», «Аидой», «Трубадуром», относится к числу лучших творений великого композитора. Она привлекает показом сильных страстей, ярким, романтически приподнятым раскрытием «вечных» человеческих чувств: любви, ревности, оскорбленной дружбы, мучительной борьбы между страстью и долгом. Все это получило выражение в богатстве мелодий, в удивительной вокальности арий, дуэтов и ансамблей, в рельефности и выразительности сценических образов.

«Бал-маскарад» был написан 46-летним Верди по заказу дирекции неаполитанского театра «Сан-Карло». Композитор долго и мучительно искал сюжет и нашел его… в опере другого автора. Француз Даниэль Франсуа Эспри Обер написал ее по драме Эжена Скриба «Густав III, или Бал-маскарад». Верди заказал либретто по этому сюжету известному поэту Антонио Сомма. Цензура в те времена была строжайшая. Вместо убиенного короля Швеции бдительные стражи нравственности потребовали ввести в канву сюжета какое-нибудь абстрактное монархическое лицо, а место действия перенести куда-нибудь подальше. Так появилось произведение под названием «Месть в домино». Однако на его пути к зрителю возникло новое непредвиденное препятствие: в Париже произошло покушение на императора Наполеона III, направляющегося в театр. Цензоры в Неаполе сразу же запретили постановку, поскольку в опере Верди шла речь об убийстве на маскараде. Композитор был возмущен. Отказавшись вносить еще какие-либо изменения в сюжет своей оперы, он подал в суд на дирекцию театра (кстати, доверившую выбор сюжета автору) и выиграл дело. В итоге право первой постановки оперы получил римский театр «Аполло» — здесь 17 февраля 1859 года и состоялась премьера «Бала-маскарада». Верди, правда, изменил название и перенес место действия в далекую Америку конца XVII века. Впоследствии «Бал-маскарад» возвращали в Швецию (в версии Миланского театра «Ла Скала»), а затем снова отправляли в США (в версии Андрона Кончаловского и «Мариинки»)…

Впервые в Саратове опера «Бал-маскарад» была поставлена в 1891 году. В советское время Саратовский театр оперы и балета обращался к этому произведению дважды. Премьеры состоялись 29 марта 1941 года (режиссер — Я. Гречнев, музыкальный руководитель — А. Сатановский, художник — Е. Шаблиовский) и 17 ноября 1959 года (режиссер — В. Левиновский, дирижер — Н. Айзикович, художник — И. Козмин, хормейстер — А. Добромирова). На сцене театра опера не шла более 40 лет.

Как рассказал режиссер Андрей Сергеев, нынешняя постановка — попытка взглянуть на классическую оперу глазами современного человека. Ведь темы в «Бале-маскараде» затронуты вечные. Мы также любим, страдаем, ревнуем и предаем… Мотивы гадания, предсказания и политического убийства в наши дни и вовсе чрезвычайно актуальны.

Действие происходит вне времени и вне конкретного географического названия. Реалии стерты, существуют лишь некие намеки, за основу берется суть интриги. «От исторических традиций сценическое действие отрываем абсолютно сознательно, — подчеркнул Андрей Сергеев — На мой взгляд, должно получиться концептуально интересно и зрелищно».