К 350-летию со дня рождения Петра Великого
При поддержке Министерства культуры РФ
Андрей Петров
ПЕТР ПЕРВЫЙ
Опера в двух действиях
Либретто Натальи Касаткиной и Владимира Василёва
Дирижер-постановщик - лауреат Государственной премии РФ, народный артист России Юрий КОЧНЕВ
Режиссер – постановщик - лауреат Международных конкурсов Павел СОРОКИН (Ростов-на-Дону)
Художник-постановщик - лауреат Международных конкурсов Сергей НОВИКОВ (Санкт-Петербург)
Художник по свету - Екатерина ЧЕРНОЩЕКОВА
Хормейстеры - Анна ВИЛЬПЕРТ, Михаил ТОЛЧИН
Режиссер - Михаил Музалевский
Дирижер – Аркадий Шур
Ассистент режиссера по пластике – Галина Егорова
Помощник режиссера – Татьяна Мишина
Концертмейстеры – Елена Пименова, дипломант Международного конкурса Ольга Султанова, лауреат Всероссийских конкурсов Ольга Зайко, Александр Ларионычев
Премьера состоялась 1 и 2 октября 2022 года
Композитор Андрей Петров (1930-2006) — один из немногих мастеров, которые сочетали работу в музыкальном театре, концертно-филармонических и массовых жанрах, рассчитанных на многомиллионную аудиторию. Широкую популярность приобрели его песни «А я иду, шагаю по Москве», «Голубые города», а также киномузыка. Петров является автором музыки к замечательным фильмам – «Берегись автомобиля», «Старая, старая сказка», «Внимание, черепаха!», «Белый Бим Черное ухо», «Служебный роман», «Осенний марафон», «Гараж», «Вокзал для двоих».
Среди его произведений академических жанров - симфонии, симфонические поэмы, инструментальные концерты, вокальные и хоровые произведения.
Опера «Петр Первый» впервые была поставлена в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова в 1975г. и стала наиболее значительным произведением Петрова в сценическом жанре. В своей работе композитор опирался на многочисленные исторические документы, указы и письма Петра, использовал мелодии старинных песен и кантов, что позволило воссоздать характерную атмосферу Петровской эпохи.
«Это были удивительно мощные мазки хоровых и батальных сцен, ярко и сильно выписанная противоречивая фигура Петра – то полного мучительных раздумий о судьбах России, то разъяренного деяниями стрельцов, то ликующего победоносца. Хоровые сцены и монологи Петра сменялись разгульным «Всешутейским собором» или чопорно галантной сценой в Голландии. В этой череде фресковых картин представала история становления державы». (Наталья Касаткина)
В опере Петр показан в решающий период формирования своей личности, в возрасте от 17 лет до 31 года. При этом авторы стремились к исторически достоверной трактовке образа преобразователя России. В спектакле раскрываются и прогрессивная сторона начинаний Петра, небывалый размах его деятельности, и черты самовластного, подчас жестокого молодого царя.
«В музыке ожили дерзновенность, озорство и властность натуры Меншикова, живость, лукавство и женская прелесть Марты-Екатерины, провидческая интуиция иконописца Владимира, неукротимая ненависть к Петру Софьи и Макария. Мощно звучат солдатские марши и песня «Пишет, пишет Карла Шведский», победные «виваты». С ними контрастирует шутливая французская песенка Лефорта, песня аккуратных жителей Амстердама, лукаво-сентиментальная песня Марты. Особым драматизмом была отмечена сцена «Келья Софьи», столкновение не на жизнь, на смерть Софьи и Петра». (журналист и писатель Лев Мархасев)
Павел Сорокин (режиссер): «Опера Андрея Петрова – несомненно, одно из интереснейших произведений о «допетербургском» периоде жизни и правления Петра Первого в истории музыкального театра. Это крупномасштабное полотно, достойное лучших сцен мира.
Музыка невероятной наполненности и жизненной правды позволит зрителям перенестись в эпоху формирования первых полков Петра, стрелецких бунтов 1682 и 1698 годов, времени «Великого Посольства», Северной войны и основания новой столицы России – Петербурга.
В центре внимания спектакля - Петр Первый как личность, – противоречивая, вспыльчивая, мятущаяся, но наделённая невероятной силой и любовью к России.».
Продолжительность спектакля 2 ч. 15 мин.
|