«Бахчисарайский фонтан» 12+

Борис Асафьев
Балет в 2 действиях
Премьера состоялась 18 марта 2022 года

Либретто Николая Волкова по поэме Александра Сергеевича Пушкина

Хореография  Артура Пантыкина

Руководитель возобновления спектакля — народный артист России Игорь Стецюр-Мова

Репетиторы по балету — заслуженная артистка России Вера Шарипова, Галина Егорова

Дирижер-постановщик — Медет Тургумбаев

Художник-постановщик — заслуженный художник России Сергей Болдырев

Художник по костюмам — Ольга Колесникова

Художник по свету — Екатерина Чернощекова

Концертмейстер — Руслан Таякин

Сюжетная основа балета «Бахчисарайский фонтан» – одноименная поэма А. С. Пушкина. Во время южной ссылки поэт посетил Бахчисарайский дворец крымских ханов. Там он видел знаменитый «Фонтан слез», воздвигнутый, по преданию, ханом Кырым-Гиреем в память об умершей любимой наложнице Диляре. Сам фонтан особого впечатления на поэта не произвел, но легенда тронула его сердце и сподвигла на создание поэмы.

Драматург Николай Волков, композитор Борис Асафьев и балетмейстер Ростислав Захаров создали цельную, драматургически выверенную историю, поставив музыку и танец на службу драме. Чисто хореографическая декоративность, которая главенствовала в балете до сих пор, уступила место психологической убедительности происходящего. Сюжет перестал быть поводом продемонстрировать публике танцы – теперь танец стал воплощать в себе перипетии сюжета. Родился новый жанр - драматический балет.

В 1936 году «Бахчисарайский фонтан» впервые появился в репертуаре Саратовского театра в постановке балетмейстера Сергея Кеворкова. Нынешняя постановка «Бахчисарайского фонтана» основана на хореографии Артура Пантыкина, созданной к премьере 1979 года. Бережно сохраняя традиции, балетмейстер внес необходимое современное звучание и новые хореографические элементы в свой спектакль. В музыкально-пластическом рисунке возникают пленительные романтические образы – благородная, гордая Мария, деспотичный хан Гирей, страстная, трагичная в своей отверженной любви Зарема.

«Бахчисарайский фонтан» — лирический балет-поэма. Отсюда и особое внимание к жесту, как к сказанному слову. Танцы строятся как монологи и диалоги, герои балета словно «произносят» полные чувств и драматизма пластические «четверостишия». Легенда о безответной любви хана Гирея к пленной полячке Марии превращается в хореографическую драму, в которой восток и запад, любовь и страсть столкнулись в единстве и борьбе противоположностей.

Возрастное ограничение: 12+
Продолжительность 1 час 50 минут

Краткое содержание


Пролог

Уединенный покой в Бахчисарайском дворце. Перед фонтаном, воздвигнутым в память «горестной Марии», склонился хан Гирей.

Действие первое

В старинном замке празднуется день рождения Марии, дочери знатного польского феодала. Княжна Мария, оставив гостей, встречается со своим женихом Вацлавом. Они счастливы.

Никем не замеченные в замок пробираются татарские лазутчики из вражеских отрядов хана Гирея.

Тем временем праздник идет своим чередом. Под звуки торжественного полонеза проходят гости. Внезапно веселье прерывает появление раненого начальника стражи, который сообщает о набеге татар. Отец Марии призывает мужчин к оружию.

Горит подожженный татарами замок, в смертельной схватке гибнут его защитники. Мария и Вацлав пытаются убежать, но им преграждает путь предводитель набега – хан Гирей.

Вацлав бросается навстречу Гирею, но тут же падает, сраженный его кинжалом. Хан срывает с Марии шарф и застывает, восхищенный ее красотой.

Действие второе

Картина первая. Гарем во дворце Гирея в Бахчисарае. Среди многочисленных наложниц – любимая жена Гирея Зарема.

Звучат боевые трубы. Гарем готовится к встрече своего господина. С богатой добычей возвращаются татары. Бережно проносят плененную Марию.

В задумчивости Гирей входит в гарем. Напрасно Зарема и наложницы пытаются развлечь хана – он не замечает их и уходит. Зарема понимает, что утратила любовь Гирея.

Картина вторая. Опочивальня Марии. Здесь, охраняемая прислужницей, томится прекрасная пленница.

Покой Марии нарушает приход Гирея. Он молит девушку принять его любовь и все богатства, которыми он владеет. Но Мария испытывает лишь страх и отвращение к Гирею, убившему ее любимого и родных. Польская красавица отвергает хана. Сила духа и гордость девушки заставляют Гирея отступить.

Ночью в опочивальню Марии проникает Зарема. Она требует от княжны, чтобы та вернула ей любовь хана. Страстная речь жены непонятна Марии и пугает ее. Заметив тюбетейку, забытую Гиреем, Зарема в порыве ревности бросается на Марию с кинжалом и убивает ее. Вбежавший Гирей охвачен ужасом.

Картина третья. Дворец хана. Все склонились перед Гиреем в молчаливом раболепии. Ничто не радует и не волнует господина.

Зарему ведут на казнь. Ее мольба и страстная любовь не могут пробудить прежние чувства Гирея – образ Марии живет в его душе. Зарему бросают в пропасть.

Горе переполняет Гирея, он взрывается неистовым, полным отчаяния танцем. Военачальник Нурали пытается отвлечь господина от мрачных дум. Но и воинственные пляски не приносят забвения. Властным жестом Гирей отсылает приближенных.

Эпилог

Снова Гирей у «Фонтана слез». Вереницей проходят воспоминания, воскрешая прекрасные образы Марии и Заремы.

Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан Бахчисарайский фонтан

Афиша

Все новости и события…