«Севильский цирюльник» 12+

Джоаккино Россини
Опера в 2-х действиях
Премьера состоялась 31 марта 2008 года.

Либретто Ч. Стербини по комедии П. Бомарше

Дирижер-постановщик — лауреат Государственной премии РФ, народный артист России  Юрий Кочнев

Дирижер спектакля — Медет Тургумбаев

Режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Юрий Петров

Художник-постановщик — Юрий Устинов

Художник по костюмам — Ирина Акимова

Художник по свету — Екатерина Чернощекова

Хормейстер — Анна Вильперт

Концертмейстеры — дипломант международного конкурса Ольга Султанова, Елена Пименова, Александр Ларионычев

Россини — одна из самых примечательных личностей в истории музыки. Начнем с того, что родился он 29 февраля (1792 года) ... Весельчак и балагур, отменный кулинар, любимец Европы, покровитель молодых артистов и музыкантов, гостеприимный хозяин — таким знали Джоаккино современники. Его творчество тоже складывалось нетривиально. Первая опера появилась, когда композитору было 19 лет. А в 25 за 20 (!)дней он написал свое самое знаменитое произведение — «Севильского цирюльника», ставшего высочайшим достижением комедийного гения Россини.

Сюжет оперы основан на одноименной комедии французского драматурга XVIII века Пьера-Огюста Бомарше. Острота комедийных ситуаций, динамичное развитие действия, меткость характеристик героев, свойственные произведению Бомарше, в опере Россини сохранились в полной мере.

Один из секретов неиссякаемой молодости «Севильского цирюльника» — традиция итальянской комедии масок, commedia dell’arte. Ее сюжет незатейлив: молодые люди хотят пожениться вопреки противодействию стариков-отцов и опекунов. Но самые главные в комедии масок — слуги. Ловкие и сообразительные, мастера на все руки — они всегда помогают влюбленным.

Возрастное ограничение: 12+
Продолжительность спектакля 2 часа 30 минут


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действие первое

Картина первая. Улица в Севилье. Около дома доктора Бартоло собираются музыканты, возглавляемые Фиорелло, слугой молодого вельможи, графа Альмавивы. Граф влюбился в воспитанницу Бартоло Розину еще в Мадриде, но старый опекун увез ее в Севилью и бдительно охраняет от посторонних взглядов. В надежде увидеть юную синьорину граф под балконом заветного дома поет серенаду. Все напрасно — никто не появляется в окнах, не открываются двери балкона Розины.

Светает. «Часы любви проходят», — вздыхает Альмавива и собирается уйти, но внимание его привлекает появившийся Фигаро. Веселый, жизнерадостный, известный всей Севилье цирюльник Фигаро узнает графа, у которого когда-то служил, и берется помочь ему устроить его сердечные дела. В доме доктора Бартоло он — свой человек: «парикмахер и хирург, цирюльник и ботаник, подчас ветеринар и домоуправитель».

С появлением Фигаро счастье начинает улыбаться влюблен­ному. Дождавшись ухода Бартоло из дома, граф поет Розине канцонетту, называя себя скромным именем Линдора. В ответ — из-за закрытой двери балкона — слышится голос Розины.

Воодушевленный обещанием щедрой награды, Фигаро дает графу слово помочь проникнуть в дом Бартоло. Альмавива должен явиться туда, переодевшись солдатом, тем более что в Севилью «полк вступает до заката», и полковник — старый приятель Альмавивы.

Картина вторая. Патио в доме Бартоло. С нежностью вспоминая Линдора, Розина пишет ему письмо. Входит Фигаро, но его разговор с Розиной о влюбленном Линдоре прерывает приход Бартоло.

Старый опекун сам помышляет жениться на Розине. Фигаро удается подслушать разговор доктора с его приятелем — учителем пения Розины, органистом доном Базилио. Сообщив, что таинственный поклонник Розины — граф Альмавива — находится в Севилье, дон Базилио советует разделаться с ним при помощи всемогущего средства — клеветы.

Испуганный Бартоло реша­ет ускорить свой брак с Розиной. Вместе с доном Базилио он уходит в кабинет составить текст брачного контракта.

Фигаро раскрывает Розине планы ее опекуна и предлагает написать письмо Линдору. Розина отдает ему уже готовую записку. После ухода цирюльника вновь появляется Бартоло. Он преследует Розину своей ревнивой подозрительностью.

В дом врывается одетый в солдатский мундир граф. Притворившись пьяным, он бранится и требует квартиру для постоя. Бартоло не знает, как избавиться от непрошенного гостя. На его беду входит Розина, которой Альмавива тайком ус­певает открыться и передать записку.

Вслед за служанкой Бертой и доном Базилио в разгар суматохи в комнату вбегают Фигаро и стража, привлеченные криками в доме доктора. Офицер хочет арестовать пьяного солдата, но, прочитав ордер на постой, почтительно останавливается.

Действие второе

Картина первая. В дом Бартоло под видом учителя музыки при­ходит Альмавива. Он многословно приветствует хозяина и сообщает, что дон Базилио заболел и по его просьбе он, дон Алонзо — ученик Базилио, даст урок пения юной синьорине. Чтобы развеять сомнения Бартоло, граф показывает ему полученную через Фигаро записку и объясняет, что добыл ее, чтобы разоблачить Розину и заодно доказать ей несерьезность намерений ее возлюбленного.

Начинается урок, во время которого появляется Фигаро, на­доумивший графа и на это превращение.

Фигаро хитростью выманивает у Бартоло связку ключей и овладевает ключом от балкона Розины. Неожиданный приход дона Базилио угрожает разрушить все планы, но Фигаро объявляет его больным — у учителя по меньшей мере скарлатина. Кошелек с золотом, незаметно врученный графом, заставляет жадного дона Базилио признать «диагноз» цирюльника и уйти.

Отвлекая во время бритья внимание Бартоло, Фигаро дает Альмавиве возможность сообщить Розине, что он хочет в эту ночь похитить ее. Девушка соглашается на побег.

Неожиданно Бартоло видит в зеркале объясняющихся влюбленных и в бешенстве прогоняет всех из комнаты. Берта смеется над незадачливым стариком.

Возвращается дон Базилио. Он сообщает доктору, что под видом учителя пения в доме был Альмавива. Бартоло решает немедленно жениться на Розине и посылает дона Базилио за нотариусом.

При помощи письма Розины, отданного ему графом, Бартоло удается очернить «Линдора» в глазах своей воспитанницы и убедить ее в том, что Линдор собирается передать ее графу Альмавиве. Возмущенная Розина открывает опекуну план намеченного на ночь похищения. В испуге он убегает за стражей.

Картина вторая. Фигаро и граф через балкон проникают в комнату Розины, но Розина с гневом отвергает своего поклонника, думая, что он обманывает ее. Когда недоразумение разъясняется, и Розина уже готова бежать с графом, Фигаро об­наруживает, что лестница, по которой они взобрались на балкон, исчезла — ее заметил и унес Бартоло.

Возвращается дон Базилио с нотариусом, чтобы узаконить брак Бартоло с Розиной. Фигаро моментально использует их приход и, прежде чем доктор со стражей появляются в доме, брак Розины с Альмавивой заключен. Все приветствуют молодых и славят Фигаро, уму, энергии и ловкости которого влюбленные обязаны своим счастьем.

 

Афиша

Все новости и события…